X
На главную
Мы в твиттереНРА ВконтактеМы в ФейсбукеМы в ЖЖФорум
Интерактивная карта

Родительское просвещение



Наука о родителях

Организации-партнёры, участвующие в проекте родительского просвещения.

Московский государственный областной гуманитарный институт.

В 2012 году на базе Московского государственного областного гуманитарного института по инициативе Министерства образования Московской области был создан Московский областной центр дошкольного образования (МОЦДО "Содружество").

С 2013 года Московский областной центр дошкольного образования совместно с кафедрами МГОГИ ведет научно-исследовательскую работу по разработке и внедрению модели системы просвещения и консультационной поддержки родителей в развитии и воспитании детей (в том числе раннего возраста) в рамках реализации долгосрочной целевой программы Московской области «Развитие образования в Московской области на 2013-2015 годы» (утв. постановлением Правительства Московской области от 29.08.2012 № 1071/32). В результате научно-методической работы в 2013г. проведен  обзор российского и международного опыта организации взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений на основе социального партнерства, проведен анализ нормативно-правовых и теоретико-методических подходов к взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей воспитанников по вопросам развития детей раннего и дошкольного возраста.  Представлена региональная модель социального партнерства дошкольных образовательных учреждений и родителей по вопросам развития и воспитания детей (в том числе раннего возраста). Разработан комплект дидактических материалов для организации взаимодействия педагогов дошкольных образовательных учреждений, детей и родителей «Детский календарь». Комплект дидактических материалов представлен на специально созданном сайте www.d–calendar.ru, где родители и педагоги могут получить квалифицированную психолого-педагогическую помощь, консультацию. Апробация и внедрение названной модели осуществляется в рамках деятельности экспериментальных площадок Московского областного Центра дошкольного образования «Социальное партнерство семьи и ДОУ как ресурс социокультурного развития личности ребенка».

Разработаны методические рекомендации для ДОО по организации системы просвещения и консультационной поддержки родителей в развитии и воспитании детей (в том числе раннего возраста) в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) дошкольного образования. Разработан пакет методических материалов, сопровождающих внедрение модели, проведены мероприятия по диссеминации передового опыта  эффективного сотрудничества с семьей в условиях внедрения и реализации ФГОС ДО. Организована и проведена  научно-практическая конференция с участием педагогов ДОО по теме:  «Реализация социального партнерства семьи и дошкольной образовательной организации как ресурса социокультурного развития личности ребенка»; организован и проведен мастер-класс с участием педагогов ДОО по теме: «Организация деятельности консультативного пункта как эффективной формы просвещения родителей воспитанников дошкольных образовательных организаций».

 

Московский государственный областной университет

Наименование работы

Содержание работы

 

 

1

Научные темы для разработки аспирантов и магистрантов

Психологическое сопровождение семей и детей группы риска

 

Психологическая помощь детям и подросткам в состоянии кризиса

2

Выпускные квалификационные работы (бакалаврские работы, магистерские диссертации, дипломные работы)

Подготовка к родительству, основы педагогики и психологии для родителей, семьеведение

 

3

Участие в международной конференции Левитовские чтения и внутривузовских конференциях

4

Участие в конференции

Доклад «Исследования ценностно-смысловой  сферы личности родителей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

 

 

1

Чтение лекций, проведение практических занятий

Психология семейных кризисов и консультирование семьи

 

Психологическое сопровождение семей и детей группы риска

Социально-правовая защита ребенка

Методика социальной диагностики проблем семьи и детей

Психология семейных отношений

Социальная работа с семьей

Семейное консультирование

Основы социального сопровождения семьи и ребенка

Техники адресного патроната семьи и детей с особыми нуждами

Основы семейного права

Социально-правовое сопровождение родительства

Психология семьи

Психологическое консультирование семьи

Основы психологии семьи и семейного консультирования

Теория обучения и воспитания

Клиническая психология для детей и подростков

 

Университета «Дубна».

               В рамках высшего профессионального образования на кафедре психологии для студентов читаются курсы «Педагогика», «Семейная психология», «Психологическое консультирование родителей и педагогов», «Коррекция семьи». На занятиях рассматривается широкий спектр вопросов по воспитанию детей, подготовки к родительству, системному пониманию семейных процессов. Студенты знакомятся с принципами и направлениями семейного психологического консультирования.

           На кафедре ежегодно пишутся курсовые, защищаются бакалаврские работы и магистерские диссертации по вопросам семьи и брака. Например, «Влияние типа воспитания родителей на формирование самооценки детей дошкольного возраста», «Взаимосвязь семейных ценностей и выбора формы построения семейных отношений в юношеском возрасте»,  «Влияние типов воспитания на формирование агрессии подростка 14-15 лет» и др. Студенты принимают активное участие в конференциях различного уровня с докладами по результатам  исследований в области семьи,  печатаются статьи в университетских  научных студенческих сборниках и кафедральных журналах.

           В рамках дополнительного профессионального образования  проводятся курсы для работников школьных и дошкольных образовательных организаций, в которых принимают участие воспитатели, музыкальные работники, учителя – логопеды, психологи, учителя, административные работники по темам: «Психология семьи»,  «Системный подход в детско–родительских отношениях», «Психология воспитания»,  «Адаптация детей к дошкольному образовательному  учреждению», «Коррекция психоэмоционального состояния участников воспитательного процесса», «Вопросы социально-личностного развития детей дошкольного возраста». Результаты обратной связи показывают, что слушатели курсов становятся «трансляторами» информации в области «семьеведения». На основе полученных знаний, на базе образовательных учреждений проводятся тематические родительские собрания, круглые столы, родительские клубы, семейные праздники. Слушатели отмечают, что после прохождения курсов им удается более грамотно выстраивать отношения с детьми и их родителями, проводить занятия и консультации с детьми, родителями и воспитателями, лучше понимать причины нарушения поведения детей.

 

Доцент кафедры психология университета Дубна, кандидат психол. наук Фокина Ирина Георгиевной является и руководителем Семейного центра развития «Джонатан» г. Дубна.

 

Основные цели деятельности Семейного центра развития «Джонатан»

  • Создание среды для формирования общей культуры и психологического благополучия детско- родительских и семейных отношений в интересах детей и каждого члена семьи;
  • Предоставление таких развивающих программ и осуществление подхода, основанного на гуманистических представлениях психолого – педагогической практики,  которые помогают развиваться ребёнку разносторонним и гармоничным, а родителям стремиться к самопознанию и расширению своего личностного и родительского потенциала;
  • Социальная и психологическая поддержка, в целом,  семей в их культурно - досуговой сфере, творческом саморазвитии, их социально - успешной адаптации в обществе.

 

На базе Семейного центра развития «Джонатан» студенты и преподаватели кафедры психологии университета Дубна совместно с сотрудниками центра реализуют некоторые формы работы с семьёй.

 

  1. 1.     Семейный субботний клуб «Вместе с детьми».

 

1,5 часовая программа, где соединяются передовые знания и методики по воспитанию и развитию детей, а также семейному досугу.

 

В течение месяца проводятся 3 разные программы:

  • детско- родительский тренинг,
  • семейная креативная мастерская,
  • практикум - семинар.

 

Это соединение программ обеспечивает Счастливое Родительство.

 

СР = понимать и уметь  общаться с ребёнком + иметь разнообразный семейный досуг + изучать новые и эффективные подходы и средства воспитания, оздоровления и развития детей.

 

Пример программы семейного клуба «Вместе с детьми» на месяц.

 

1-ая суббота. Детско- родительский тренинг «Я тебя понимаю». Как стать ближе с ребёнком, как преодолеть капризы, и возрастные кризисы. В увлекательной форме и практических заданиях участвуют родители и ребёнок. Ведёт тренинг психолог центра.

 

2-ая суббота. Креативная мастерская: Делаем семейную куклу, хранительницу домашнего очага, помогающую семье в разных ситуациях. Ведёт мастерскую педагог – художник центра.

 

3-тья суббота. Практикум – семинар. Отношение к детскому здоровью - как семейная система. Систематизируем подходы и средства. Детям организуют  творческие и игровые занятия в соседней комнате.

Ведёт семинар клинический психолог.

 

  1. Семейный центр развития «Джонатан» является также площадкой для практических занятий студентов кафедры и получения экспериментальных данных для своих научных работ.

В  данный момент (2-ой семестр 2014/15 учебного года) проводятся практические занятия по дисциплине «Психологическая диагностика развития» для 1-го курса  Магистерской программы Психология развития, который ведёт Фокина И.Г.

 

  1. Также Фокина И.Г. ведёт ежемесячно психологическую передачу «На стороне ребёнка» на телевидении «Дубна». Просветительская цель передач является основной. Расширение кругозора и представлений родителей о системах и подходах воспитания и развития детей также является важной задачей.

 

Вот некоторые темы передач этого года:

 

 

КГБОУ ДПО «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования»

Создание  в регионе, образовательном учреждении системы педагогического образования родителей; вовлечение родителей в совместную деятельность по воспитанию детей.

 

Ульяновский областной семейный совет

Совет принимает решения рекомендательного характера по вопросам семейной и демографической политики в г. Ульяновске и Ульяновской области.

Запрашивает в установленном порядке необходимые материалы от должностных лиц, общественных объединений и организаций.

Вносит предложения   рекомендации, аналитические и информационные материалы по вопросам, находящимся в компетенции Совета.

Приглашает на свои заседания представителей органов .

Проводит общественные слушания по наиболее важным и острым проблемам семейной и молодёжной политики в Ульяновской области.

 Проводит совместную работу по профилактике семейного неблагополучия с органами системы профилактики, со специалистами, работающими с семьями.

Проводит мониторинг, осуществляет общественную экспертизу и общественный контроль за реализацией программ, законопроектов, правовых актов в области семейной и демографической политики Ульяновской области.

Проводит различные мероприятия, собственные социально–значимые проекты, направленные на реализацию семейной политики на территории региона.

НОУ «Центр социально-психологической помощи детям, подросткам и молодежи» (Кировская область)

 

Еженедельные учебно-просветительские занятия, посвященные взаимоотношениям между супругами, вопросам воспитания детей и подготовки к сознательному родительству; обучение навыкам самоорганизации семейного отдыха, а также консультативную помощь по педагогике, психологии, конфликтологии, развитию детей и другим направлениям.

НОУ «Академия родительского образования» (Пермский край)

В рамках проекта»Родительские университеты» проводится обучение специалистов системы образования, здравоохранения и культуры  технологиям родительского образования по вопросам выстраивания конструктивных детско-родительских отношений, соблюдения прав детей в семье, психологии детского возраста и другим вопросам воспитания и создания благоприятной среды для развития ребенка в семье.

СОГБУ «Центр Вишенки» (Смоленская область).

Клуб для родителей «Субботняя академия». В программу включены мероприятия, направленные на активное использование новых форм работы по взаимодействию с семьей ребенка-инвалида, сотрудничество с родителями, обучение родителей коррекционно-развивающему взаимодействию с ребенком, увеличение реабилитационного потенциала семьи, воспитания ответственного родительства, а также организацию досуга.

ГОАУ Ярославской области «Институт развития образования»

Курсы - «Профессиональное родительство» (72 ч). Изучение проблем семьи и гармонизации семейных отношений на различных возрастных этапах детей. Проблема специфики развития различных типов семей. Профилактика семейных конфликтов на разных этапах развития семьи. Освоение специфики воспитательного влияния родителей на взрослеющих детей. Социальная педагогическая деятельность и семья с «особыми» детьми. Подготовка к освоению специфики и содержания социально-педагогической деятельности родителей с детьми различного возраста (подготовка к рождению ребенка, социально-педагогическая деятельность с детьми первого года жизни, от 1 года до 3 лет, от 3 до 6 лет, 6-10-летнего возраста, подростков, молодежи).

 

Данные организации в проекте выступят методическими центрами по подбору и оценке, поступающего материала, будут осуществлять подготовку анализа информационных материалов, разрабатывать и в научно-практическом смысле перекладывать методические материалы на «платформу» для массового читателя.

© 2014-2016 Национальная Родительская Ассоциация Яндекс.Метрика
0.020