X
На главную
Мы в твиттереНРА ВконтактеМы в ФейсбукеМы в ЖЖФорум
Интерактивная карта

Советы экспертов



Советы по развитию речи у детей

Екатерина Бережанская
Врач-педиатр, заведующий отделением профилактики
МБУЗ «Детская городская поликлиника № 1»
 

***

Для того чтобы ребенок, верно, понимал название предметов, действий, он должен больше общаться с предметом — не просто рассматривать, а, если можно, держать в руках, ощупывать, действовать и одновременно слышать обозначение признаков предмета: «Какой круглый мячик, большой мячик, красный, красивый. Давай покатаем мячик, вот так, вот так (действия с мячиком). Ой, укатился мячик, принеси мне красный мячик».

Важно учить ребенка выполнять поручения. Чаще обращайтесь к нему с просьбами: «Принеси куклу Катю», «Подай ложечку (шапочку)» и т. д. Но при этом следует помнить, что новые действия малыш выполняет только в том случае, если слово сочетается с показом действия. Чем чаще вы будете этим заниматься с ребенком, тем быстрее он начнет понимать ваши слова и раньше сам заговорит.

Для того чтобы помочь ребенку преодолеть трудности произношения, обращаясь к нему, говорите спокойно, внятно, отчетливо, не проглатывая отдельных звуков и окончаний, избегая длинных слов. Желательно, чтобы вы следили за своей речью не только при обращении к ребенку, но и в разговорах друг с другом. В присутствии детей уделяйте внимание внешней форме речи: не кричите, не говорите много, щадите нервы и слух малыша.

Необходимо активно использовать разные режимные моменты: кормление, одевание, прогулка, укладывание спать. Здесь очень многое можно показать, назвать, причем ненавязчиво для малыша. «Сейчас наденем на головку шапочку, красивую шапочку. Где головка у Сашеньки? Покажи. А где шапочка? Дай мне шапочку, наденем шапочку...»

В разговоре с ребенком называть предметы и живые объекты правильным, необлегченным словом: машина, собака, автобус и т. д.

Показывая малышу игрушки или какие-нибудь другие предметы, точно называть их, характеризовать их признаки (форму, цвет, величину, материал), действия, и не один раз. («Эта собачка - беленькая, пушистая, маленькая, а, эта  собака -  большая, черная.А это -  большой, пушистый белый мишка, он рычит, а этот мишка -  маленький, желтый.)

Очень хорошо, когда у ребенка есть игрушки одного и того же вида, но разные по цвету, величине. Пусть малыш чаще с ними играет, действует (поднимает, переворачивает, ощупывает, качает), а вы в это время назовите правильно его действия, признаки предметов. Это поможет ребенку лучше узнать предметы, научиться различать их и со временем точно и правильно называть.

Как ни забавна речь маленького ребенка, ей не следует подражать в общении с ним, иначе велика вероятность, что речевое развитие малыша задержится. Надо не подстраиваться под детскую речь, а, напротив, чаще повторять правильное произношение слова, побуждать ребенка к такому повторению: «скажи», «повтори».

Конечно, при этом необходим педагогический и родительский такт. Не забывайте, что если вы своей ежеминутной придирчивостью будете слишком стеснять малыша в свободном выражении их чувств и мыслей, вы рискуете обесцветить его речь, убить в ней чудесную детскость и тем нанести ей непоправимый вред. Лучше действовать не слишком навязчиво, почти незаметно.

Занятия с ребенком необходимо проводить регулярно и систематически, и взрослые должны быть терпеливы, эмоциональны. Помните, любая ваша отрицательная реакция (в голосе, жесте) сразу же скажется на его настроении, а значит, и результаты будут соответствующие.

Как можно чаще нужно читать детям сказки, потекши, стихи. Для самых маленьких будут интересны такие русские сказки, как «Колобок», «Три медведя», «Машенька и медведь», «Волк и семеро козлят» и др. Обратите внимание ребенка на меткое народное слово в этих произведениях.

Ребенку нужно рассказать о нем самом и близких людях (как зовут, чем занимаются, конечно, в самой доступной форме); о том, что он видел на улице или в детском садике; рассказать о зайце, живущем в лесу, или о медведе, спящем всю зиму и т.д.

Нужно учить ребенка элементам общения. Например, на вопрос: «Где стол? А еще где стол?» — малыш может показать и свой маленький, и большой обеденный, и письменный стол.

Следует с уважением относиться к детским вопросам и давать на них краткие, ясные, понятные ответы. Первые вопросы ребенка очень просты, они в основном о предметах и лицах, которые непосредственно его окружают. Малышу хочется получить фактическую информацию: «Это что такое?», «Что ты делаешь?», «Куда делись туфельки?», «Кто пришел?», «Куда ушла тетя?» и т. п. Родители не должны ограничиваться только ответами на вопросы, очень важно при случае самим задавать вопросы, простые по форме и содержанию: «Какая шапочка у Кати?», «Что Катя ест?», «Какая собачка у дяди?», «Какие цветочки растут на лужайке?» и др. Побуждая малыша отвечать на ваши вопросы, вы упражняете и совершенствуете его способность быстро и правильно применять уже приобретенный запас слов, обогащаем его новыми словами.

Говорить с ребенком надо простым и понятным для него языком, используя простые слова, короткие фразы, и не утомлять частыми и длинными разговорами и рассказами.

Необходимо поддерживать диалог с ребенком, тем самым вы откроете ему возможность общения с взрослыми, которое является для него не только средством приобретения знаний, но и источником радости. Для ребенка огромное значение имеет непринужденный, ласковый разговор родителей с ним обо всем, что его интересует, для развития его ума, речи, его чувств, его нравственности — всей его личности. Темами для разговора служит весь окружающий мир, для ребенка все ново и очень интересно.

Организуя какую-либо деятельность ребенка, родителям следует помогать ему вступать в речевой контакт со сверстниками: «Помоги найти Саше совочек», «Попроси у Тани мячик (совочек), поиграйте вместе»... Можно использовать такие приемы, как: «Давай попросим (скажем) вместе», «Я начну, а ты продолжишь». Этим самым вы активизируете словарь ребенка, помогаете ему овладевать словами просьбы, благодарности, строить фразовую речь.

Все, что говорится маленькому ребенку, должно быть понятно ему. Но отсюда вовсе не следует, что все слова, с которыми родители обращаются к малышу, должны быть хорошо ему известны. Идти таким путем — значит не обогащать его речь и ум. Наоборот, время от времени в круг старых, уже усвоенных слов следует вводить два-три новых, в круг рассказов о знакомом понемногу вкрапливать что-нибудь занимательное и новое.

Очень хорошо иметь дома набор картинок (с 2 лет связь слова с картинкой облегчает ребенку процесс запоминания) с четким изображением. Одну и ту же картинку можно показывать ребенку много раз, и каждый раз малыш будет находить в ней что-то новое, если она ему интересна. Попросите его рассказать то, что он видит, но если у него нет желания, не усердствуйте, а то отобьете всякую охоту к данному занятию. Возьмите роль рассказчика на себя и ничего страшного, если ребенок в пересказе будет употреблять ваши слова, это станет ступенькой к самостоятельному пересказу.

http://dfomed.ru/encyclopedia/vospitanie_detey/sovety_po_razvitiyu_rechi_u_detey/

© 2014-2018 Национальная Родительская Ассоциация Яндекс.Метрика
0.020