X
На главную
Мы в твиттереНРА ВконтактеМы в ФейсбукеМы в ЖЖФорум
Интерактивная карта

Март



Зинаида Драгункина: Ключевой принцип - партнерство во имя ребенка

- Зинаида Федоровна, в этом году завершается реализация Национальной стратегии действий в интересах детей. Какие основные итоги можно подвести? Что сделано за это время?

О Национальной стратегии

- Почти пять лет назад, 1 июня 2012 года, в Международный день защиты детей Президент РФ Владимир Владимирович Путин утвердил своим указом Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Страна просто не могла бы рассчитывать на практическую реализацию перспективных планов развития, не создав условия для формирования поколений, способных успешно отвечать на вызовы времени. Был необходим комплексный подход к решению вопросов, охватывающий все стороны жизни детей - от рождения до вступления во взрослую жизнь. Воплощением именно такого подхода и стала Национальная стратегия. Она заложила основы современной государственной и региональной политики по поддержке семьи и детства.


По итогам заседаний Координационного совета при Президенте РФ по реализации Национальной стратегии во главе с председателем Совета Федерации Валентиной Ивановной Матвиенко были приняты и реализованы конкретные поручения президента, утверждены правительством важнейшие документы. Так, в развитие стратегии принято пять законодательных актов, 40 актов правительства. Среди них - концепции государственной семейной политики в РФ, развития дополнительного образования детей, стратегии развития воспитания в РФ, развития индустрии детских товаров.

Кроме того, законодательно был изменен механизм правосудия в отношении детей, совершивших общественно опасные деяния, принят закон, которым регулируется привлечение к уголовной ответственности за неоднократную розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции. Продлен срок действия программы материнского капитала до конца 2018 года включительно. Расширена возможность использования средств материнского капитала на приобретение товаров и услуг для социальной адаптации детей-инвалидов. Ратифицировано Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных постановлений по делам о взыскании алиментов. Законодательно закреплено понятие «детско-юношеский спорт» и многое другое. Все это результат нашей совместной работы с профильными федеральными министерствами, регионами, профессиональным сообществом, учителями, родителями, экспертами, институтами гражданского общества, благодаря которой реализуется ключевой принцип Национальной стратегии - партнерство во имя ребенка.

- Много проблем удалось решить, но, очевидно, какие-то еще ждут своего решения? Возможно, уже в рамках программы «Десятилетие детства», о которой недавно в одном из своих интервью сказала председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко...


- Вместе с правительством мы приступили к подготовке Национального доклада по итогам реализации Национальной стратегии действий в интересах детей, который будет представлен руководству страны. Президент поддержал инициативу Валентины Ивановны Матвиенко объявить в стране Десятилетие детства, начиная с будущего года. Правительство приступило к подготовке соответствующего указа главы государства. Надеемся, что к 1 июня - Международному дню защиты детей и пятилетию Национальной стратегии - документ будет готов. Считаю программу «Десятилетие детства» продолжением каждодневной работы в интересах семьи и детей, продолжением Нацстратегии. Касаясь нерешенных вопросов, отмечу, что председатель СФ направила письма во все регионы с просьбой обозначить наиболее острые проблемы детствосбережения для определения основных направлений по поддержке детства на 2018-2027 годы. Мы обязательно обобщим и проанализируем предложения из всех субъектов Федерации, определим остающиеся нерешенными актуальные вопросы и предложим их к рассмотрению в рамках реализации Десятилетия детства.

Уже сегодня можно сказать о поставленной задаче по восстановлению Евпатории как всероссийской образцовой детской здравницы. По итогам заседания Координационного совета в ноябре 2016 года президент поручил правительству совместно с органами государственной власти Республики Крым разработать комплекс мер по созданию и развитию санаторно-курортных организаций Евпатории, обеспечивающих отдых и оздоровление детей.


О семье

- Вы являетесь одним из сопредседателей Национальной родительской ассоциации. Это крупнейшее объединение родительской общественности в стране. Чем отличается ассоциация от других объединений неравнодушных мам и пап? Ведь их в стране немало...

- Еще на учредительном съезде в 2013 году Людмила Ивановна Швецова определила миссию Национальной родительской ассоциации - быть полезной для каждой семьи. За прошедшие 4 года НРА на деле доказала свою востребованность и гражданскую зрелость, стала главным родительским форумом страны. За это время дружная семья НРА приросла новыми региональными отделениями. Теперь она представлена в 79 регионах. 13-15 февраля прошел III съезд Национальной родительской ассоциации, на который собрались неравнодушные родители со всей России - от Калининграда до Камчатки. Свидетельством высокой деловой репутации и авторитета НРА стал тот факт, что делегаты съезда встретились с министром образования и науки О.Ю.Васильевой, министром культуры В.Р.Мединским, первым заместителем министра труда и социальной защиты

А.В.Вовченко, представителями руководства Минздрава. Согласитесь, такая уникальная возможность - получить информацию из первых уст и обсудить волнующие вопросы - есть далеко не у каждой общественной организации. Главное - состоялся откровенный и предметный разговор с властью с выходом на конкретные решения.

НРА сегодня - это весомый голос родительского сообщества: разного, но единого в заботе о духовном, нравственном и физическом развитии наших детей. Девиз НРА: «Вместе, но не вместо!» Мы не стремимся подменять собой государственные органы, но находимся с ними в активном диалоге. Мы не претендуем на монополию, унификацию общественных объединений, подчеркивая ценность и самостоятельность каждой организации-партнера. Мы выступаем против насильственного вмешательства в дела семьи, излишней опеки. Но мы за системность профилактических мер, оказание помощи семьям в воспитании детей.

При этом важно точно и объективно оценивать, где проходит та самая грань, которая отделяет неправомерное вмешательство от создания необходимых условий поддержки семей. Например, так называемый закон о контингенте, вызвавший значительный резонанс. Предлагается создание унифицированной эффективной информационной базы, которая позволит единообразно строить образовательную политику. Президент отклонил этот закон, совершенно справедливо указывая на необходимость усиления мер информационной безопасности. НРА войдет в созданную Государственной Думой рабочую группу по доработке закона с учетом замечаний президента. При этом НРА не собирается клеймить позором, организовывать «охоту на ведьм», выдавать нормальную рабочую процедуру за происки неведомых сил. Это наша принципиальная позиция - не политизировать проблемы, а искать пути их решения.

- Родители, которые сегодня приходят в ассоциацию со своими проблемами и предложениями, совсем не такие, как еще двадцать или всего десять лет назад. Какими они стали?

- Вы правы, сегодня мы имеем дело с новым поколением родителей. Они грамотны, компетентны, умеют отстаивать свои права. Если еще недавно родителей интересовали меры социальной поддержки, льгот, то сегодня они хотят все больше узнать, как обеспечить экономическую самостоятельность и успешность обычной семьи.

Мы создали Экспертный совет НРА, который призван оказать поддержку и помощь родителям в преодолении новых вызовов. Проводится ежегодный Всероссийский форум «Семейный бюджет - основа благополучия России». Мы сотрудничаем с Роскомнадзором по защите детей от различных, прежде всего информационных, опасностей.

- Главные направления работы ассоциации обозначены так: «родительское просвещение, родительское творчество, родительская экспертиза». Как это работает на практике?

- Эти три направления взаимосвязаны друг с другом и касаются любой российской семьи. Довольно часто в последнее время звучат различные призывы, чему и как нужно учить родителей. Наша позиция однозначна - родительское просвещение должно опираться на духовно-нравственные основы нашего общества, традиции российской педагогики. В основе должен быть единый вектор приоритета прав и обязанностей родителей в воспитании детей. Предлагаемые НРА формы просвещения и образования родителей должны им помогать на основе свободного и самостоятельного выбора.

За прошедший год мы провели работу по выявлению лучших практик родительского просвещения, итогом которой стало создание электронной библиотеки «Энциклопедия российского родителя». В 2016 году начала свою работу «Школа одаренных родителей» - это всероссийская конференция, цель которой - обобщение опыта региональных центров родительского просвещения. Впервые в 2016 году прошел Всероссийский конкурс «Семья года», в котором приняли участие 79 регионов по пяти номинациям. Как председатель оргкомитета конкурса отмечу, что конкурс приобретает статус ежегодного.

Мы продолжаем мониторинг детского законодательства и активно выступаем за формирование единого кодекса законов, регулирующих права и обязанности семей с детьми. Это позволит синхронизировать законодательные решения, направленные на профилактику семейного неблагополучия.

- Национальная родительская ассоциация является учредителем Российского движения школьников. В последнее время было много разговоров о том, что у РДШ сложности, что не видно каких-то значимых результатов... А как сами учредители оценивают его продвижение за минувший год?

- Любая организация сталкивается с трудностями в начале пути. Важно, чтобы этот период становления не затягивался. Как учредители Российского движения школьников мы делимся опытом и оказываем поддержку нашим коллегам. На мой взгляд, сейчас самое главное - выстроить эффективное взаимодействие РДШ на местах с теми организациями, которые уже многие годы работают с детьми и родителями. Многие региональные представительства НРА вошли в состав советов РДШ и готовы к активной работе и сотрудничеству. Надеюсь, новое общероссийское детское движение выйдет на уверенную траекторию роста. Думаю, нужно смелее и активнее использовать проверенные временем лучшие традиции и опыт пионерской и комсомольской организаций.

- Образовательный процесс - всегда взаимодействие. Родителей, учеников, учителей... Кто самый уязвимый в этой триаде? И кто меньше всего работает?

- Я считаю, что неверно говорить о том, кто меньше работает. Семья и школа должны идти вместе. Школа должна быть основным помощником и другом семье в решении вопросов различного уровня, в том числе и воспитания. Важны диалог, движение друг другу навстречу. Всем на этом пути нужно учиться. Администрации школ - доверию родителям, а родителям - основам образовательной политики. Справедливы слова В.А.Сухомлинского, что «педагогика должна стать наукой для всех - и для учителей, и для родителей».


Об образовании

- Зинаида Федоровна, в образовании мы все время ищем точку приложения сил... Какие проблемы на сегодняшний день можно считать наиболее актуальными?

- Предваряя ответ на поставленный вами вопрос, отмечу, что сегодня мы работаем в новой системе координат: когда образование не услуга, а миссия, труд учителя не обязанность, а призвание. Тем самым мы возвращаемся к лучшим традициям отечественного образования. Вот почему, говоря о масштабной актуальной задаче - строительстве новых и реконструкции старых, аварийных школ, мы одновременно остро ставим вопросы качества подготовки педагогических кадров. Ведь дело не только в строительстве зданий. Школы-то мы построим. Но кто придет в них работать?

К сожалению, в последние годы значение педагогического образования недооценивалось. Учителей готовили в аграрных, строительных и других вузах, в то время как собственно педагогических вузов в стране осталось всего 40. И это на всю нашу огромную Россию! В этой связи выскажу позицию по вопросу слияния вузов. С самого начала я поддерживала закрытие многочисленных неэффективных филиалов вузов, появившихся в последние годы. Вместе с тем всегда была против поспешного слияния или закрытия вузов с богатой историей, традициями, сильными преподавательскими кадрами. Особенно это касается педвузов. Приведу только один пример. Таганрогский пединститут имени

А.П.Чехова был присоединен к Ростовскому экономическому университету. Есть и другие случаи подобного малообоснованного объединения вузов.

Регионы забили тревогу. Сама жизнь поставила задачу обеспечить былую глубину и фундаментальность отечественного педагогического образования, а также возвращения в школы воспитания в полном объеме, включая трудовое. Как можно воспитать личность, уважающую и ценящую труд, если она труду не обучена? Где, как не в школе, ребенка следует приучать, что он должен трудиться во благо своей страны?

Особое значение приобретает патриотическое, нравственное воспитание. И здесь немало положительных примеров. Буквально недавно я была на Третьем городском форуме кадетского образования «Честь имею служить Отчизне» в Государственном Кремлевском дворце. Еще раз убедилась, как бережно сохраняются и приумножаются традиции кадетского движения в Москве и России. Не могу также не отметить инициативу «Горячее сердце» Фонда социально-культурных инициатив. Я была свидетелем награждения лауреатов этого года, младшему из которых было всего семь лет, а старшему - чуть больше двадцати. Кто-то, не щадя себя, спасал людей на пожаре, кто-то защитил от преступника, демонстрируя доброту и силу духа.

Считаю неоценимой роль ветеранов Великой Отечественной войны в патриотическом воспитании детей и молодежи. Именно они передают новым поколениям нравственный нерв нашей истории, культуры, духовности. Кстати, на расширенном пленуме Московского городского Совета ветеранов во главе с Владимиром Ивановичем Долгих обсуждались Программа патриотического воспитания граждан РФ на 2016-2020 годы и вопросы ее реализации.

Другая важная задача - совершенствование целевого приема и целевого обучения в вузах. Завершается подготовка соответствующего законопроекта, который в ближайшее время будет внесен в Госдуму. Речь идет о заключении трехстороннего договора между образовательной организацией, работодателем и студентом, усилении ответственности каждой из сторон за его исполнение. Очевидно, вернуться во времена всеобщего обязательного распределения выпускников вузов на работу невозможно. Но студент, учась по целевому направлению за бюджетные деньги, должен знать, что будет обязан поехать и отработать в регионе или на предприятиях, которые его поддерживали и нуждаются в нем. Таким образом, решается задача повышения качества образования и, что особенно важно сегодня, закрепления кадров в регионах. Особенно это актуально для сельских территорий.

- Одному из главных новшеств в российском образовании - единому государственному экзамену - в этом году десять лет. Сами создатели не верят, кажется, только вчера все начиналось с критики и недовольства. Сегодня все уже привыкли, но согласны, что еще есть куда расти. Так куда и как?

- Как учитель русского языка и литературы, начну с этих предметов. Вы знаете, что в школы уже вернулось сочинение, с которым наши дети в основном справляются. Вскоре сочинение будет оцениваться наравне с другими предметами.

Кроме того, планируется, что в ЕГЭ по русскому языку появится устная часть, изменится ЕГЭ по литературе. Также в будущем может стать обязательным ЕГЭ по истории.

Говоря о новшествах этого года, отмечу, что из ЕГЭ по химии, биологии, физике планируется исключить задания с выбором ответов. Таким образом, тестовая часть будет исключена уже из всех предметов, кроме иностранного языка. Безусловно, это позитивные изменения.

Мы традиционно на заседаниях комитета рассматриваем итоги проведения ЕГЭ, планы по его совершенствованию с руководителем Рособрнадзора С.С.Кравцовым. В конце минувшего года впервые провели встречу руководства Совета Федерации со студентами-стобалльниками по результатам ЕГЭ. Отрадно, что сами ребята подчеркивали социальное значение ЕГЭ, который позволил школьникам из глубинки стать студентами ведущих вузов страны. Считаю, в этом одно из главных преимуществ ЕГЭ. Вместе с тем полагаю, что его дальнейшее совершенствование необходимо. Важно, чтобы этот процесс происходил взвешенно и планомерно.

- Достаточно ли, на ваш взгляд, той законодательной базы, которая регулирует в стране вопросы образования? Может быть, нужны какие-то новые законы?

- Главный закон, по которому мы живем в образовании, - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Все помним, сколько было обсуждений, какая долгая и серьезная работа была проделана по его принятию. Сегодня мы вступили в год его пятилетия. За прошедший период в закон внесены уже порядка 40 продиктованных самой жизнью поправок. Среди них - возвращение выпускникам школ золотой медали, обеспечение равного доступа к бюджетному финансированию государственных и негосударственных организаций дополнительного образования детей, регулирование вопросов оплаты студенческих общежитий, выплаты социальных стипендий, установление дополнительных гарантий детям-сиротам при поступлении в вузы и другие.

Закон есть. Надо по нему работать. А если реальная практика диктует необходимость изменения, будем его корректировать.

Вообще считаю, не следует лихорадить законодательство. Это подрывает его основы. На недавней встрече руководства Совета Федерации с Председателем Правительства РФ Д.А.Медведевым поднимались вопросы качества подготовки законопроектов, выработки четких правил взаимодействия законодателей с профильными министерствами и ведомствами еще с нулевой стадии работы над документами. Подчеркивалось, что порядок изменения законов должен быть более консервативным, необходимо стремиться к обеспечению стабильности законодательного регулирования.

- Качественное образование - предмет острых дискуссий даже в профессиональном сообществе. Что, по-вашему, укладывается в это понятие?

- Общероссийская система оценки качества образования находится в процессе становления. Она позволит лучше регламентировать образовательную деятельность, совершенствовать государственные аттестационные процедуры, осуществлять разнообразные мониторинговые исследования. В связи с этим не могу не затронуть наболевшую тему - рейтинги вузов. Сегодня в стране реализуется амбициозный проект по повышению конкурентоспособности российских университетов. Президентом поставлена задача - к 2020 году не менее пяти отечественным университетам войти в сотню лучших согласно мировым рейтингам.

При этом нам необходимы свои рейтинги. Это будет способствовать повышению качества образования, поможет нашим университетам занять достойное место в мире. И первые ласточки уже есть. В ноябре прошлого года запущен российский проект - Московский международный рейтинг вузов «Три миссии университета». Это первый проект международного рейтинга со штаб-квартирой в России. Его учредители - Российский союз ректоров и Российская академия наук. Главная особенность, по словам ректора МГУ В.А.Садовничего в том, что базовые критерии рейтинга представляют собой три группы: «Качество образования», «Наука», «Университет и общество». Это существенно повышает уровень его объективности.

В рамках «Правительственного часа» на заседании Совета Федерации в весеннюю сессию мы рассмотрим вопрос «О приоритетных направлениях развития образования в Российской Федерации» с участием министра О.Ю.Васильевой. Это даст возможность сверить часы по актуальным проблемам отечественного образования, включая законодательное обеспечение повышения его качества.

- Что такое, на ваш взгляд, современный учитель? Какими базовыми характеристиками он должен обладать?

- Учитель - главный человек во всяком обучении и воспитании. Уверена, сердце и знания учителя будут востребованы всегда, это естественный и вечный закон жизни. Нередко именно от того, случится ли в жизни подростка эта главная встреча - встреча с учителем, зависит его способность раскрыть свои таланты, реализовать мечту, состояться в жизни.

Приведу слова Л.Н.Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель...»

Согласитесь, это современно всегда!

Об избирателях и законах

- Вы один из авторов федерального закона о детском отдыхе, разработанного по поручению Президента РФ и вступившего в силу с 1 января 2017 года...

- При подготовке этого закона сенаторы ставили одну главную задачу - обеспечить права детей на безопасный отдых и оздоровление. Это требует системных мер - правовых, воспитательных, организационных. Ответственность всех уровней власти в этих вопросах должна быть закреплена законодательно. Трагические события на Сямозере и в других случаях не должны повториться. Необходимы единые требования к организациям детского отдыха, государственный и общественный контроль в этой сфере.

Минобрнауки готовит соответствующие нормативные правовые документы в развитие этого закона. Кроме того, министерством разрабатывается законодательная инициатива по содержательной работе с детьми в лагерях. Вместе с тем законом дан инструмент, позволяющий регионам уже сегодня начинать работу в рамках своей компетенции по подготовке безопасного и полезного летнего отдыха детей.

- К вам лично обращаются только по профильным вопросам или по любым другим, которые, например, касаются жизни столицы? Вы же представляете в Совете Федерации Москву...

- Не только представляю Москву, но и являюсь депутатом Московской городской Думы от Зеленоградского административного округа столицы. Для меня нет деления на профильные и непрофильные вопросы, когда они касаются нужд и чаяний конкретных людей. Я регулярно веду прием населения в общественной приемной председателя политической партии «Единая Россия» Д.А.Медведева и в своей депутатской приемной в Зеленограде. И здесь, как говорится, запретных тем нет. Люди приходят со своим самым наболевшим - от жилищных вопросов, здоровья, помощи инвалидам до устройства детей в школы, детские сады и другим. Мое правило: стремлюсь помогать всем.

- «Это сделано в Москве благодаря мне» - можете ли вы сказать так о каком-то из своих решений или предложений, которые удалось реализовать?

- Ваш вопрос звучит несколько неожиданно, но я попытаюсь ответить. Что касается законопроектной деятельности. Небольшой экскурс в историю. За то время, пока я возглавляла Комиссию по социальной политике Московской городской Думы, мы приняли свыше 20 ключевых законов. Не без гордости скажу, что благодаря моим стараниям в Москве был принят закон «О ветеранах». Это было не только началом моей законотворческой деятельности. Значение этого закона я осознала через некоторое время, когда получила благодарности и добрые слова от тысяч московских ветеранов, реально осознавших свои права.

Отмечу также первый в стране закон «Об уполномоченном по правам ребенка в городе Москве». Теперь на основе московского закона мы разрабатываем проект федерального закона «Об уполномоченном по правам ребенка в Российской Федерации».

Являясь депутатом Московской городской Думы, и сейчас активно участвую в работе Комиссии по культуре и массовым коммуникациям. В прошлом году мы провели в Зеленограде совместное заседание Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре и Комиссии по образованию Мосгордумы при участии министра правительства Москвы, руководителя Департамента образования г. Москвы И.И.Калины.

Всегда стремилась оказать конкретную практическую помощь родному городу, жителям своего округа. Несколько лет назад, на заре своей депутатской деятельности, как президент Центра народной помощи «Благовест» на общественных началах я инициировала в Зеленограде строительство бассейна, в ту пору единственного в городе. До сих пор он активно функционирует. И хотя сейчас его фасад не украшают буквы БЛАГОВЕСТ, зеленоградцы помнят о моей инициативе и конкретной помощи благовестинцев. Знаю, что и дети, и взрослые с удовольствием посещают бассейн.

На протяжении многих лет уникальный Историко-краеведческий музей Зеленограда, являющийся гордостью его жителей, ютился на окраине города, в полуподвальном помещении, да еще по соседству с тюрьмой. Трудно вообразить более неподходящее соседство для учреждения культуры.

Поиски помещения продолжались не один год. И вот в конце 2016 года положительное решение по передаче музею необходимого помещения наконец было принято. К грядущему 60-летию Зеленограда это хороший подарок городу. И очень рада, что имею к этому прямое отношение.

Могу перечислить еще ряд значимых практических дел. По просьбе моих избирателей я добилась ремонта подземных переходов на станции Крюково, которые не ремонтировались десятки лет и превратились в ужасные катакомбы, опасные для жизни. После долгих «хождений по мукам» решен вопрос о строительстве нового общежития Московского института электронной техники, сдвинулся с места вопрос о ремонте «Ведогонь-театра» и еще ряд конкретных дел.

- Зинаида Федоровна, позвольте поздравить вас с наступающим праздником!

- В эти первые весенние дни мы еще раз отчетливо понимаем, что семья, дом - это самое главное. Там нас принимают и любят такими, какие мы есть. На Рождественских чтениях Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркнул, что семья - главная ценность, основа основ.

Именно в своем доме я с малых лет впитала уважение к учителю. И сегодня повторяю: «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени...»

Я очень ценю и люблю «Учительскую газету» во главе с замечательным главным редактором и большим моим другом Петром Григорьевичем Положевцем.

Всех женщин, которые работают в газете и читают ее, которые связали судьбу со школой и детьми, хочу искренне поздравить с наступающим 8 Марта.

С праздником вас, дорогие подруги!

 

Анна ДАНИЛИНА,

Петр ПОЛОЖЕВЕЦ

 

Фотографии предоставлены Комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре

Источник http://www.ug.ru/archive/69018

© 2014-2017 Национальная Родительская Ассоциация Яндекс.Метрика
0.020