X
На главную
Мы в твиттереНРА ВконтактеМы в ФейсбукеМы в ЖЖФорум
Интерактивная карта

Проекты и конкурсы



Принципы семейного воспитания

В рамках акции «Народный родительский антивирус» публикуем материал о семейном воспитании детей.

Семейное воспитание детей – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников, на которую влияют наследственность и биологическое здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребёнку.

Задачи родителей и семейного воспитания детей:

  • создать максимальные условия для развития ребёнка;
  • обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребёнка;
  • передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
  • научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, помощи близким;
  • воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».

Принципы семейного воспитания детей:

  • гуманность и милосердие к растущему человеку;
  • вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных членов;
  • открытость и доверительность отношений с детьми;
  • оптимистичность взаимоотношений в семье;
  • последовательность и разумность родителей в своих требованиях;
  • оказание посильной помощи ребёнку;
  • готовность к диалогу с ребёнком и членами семьи;
  • дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности и любви;
  • родители должны понять и принять своего ребёнка таким, каков он есть;
  • воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;
  • диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности;
  • личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей;
  • воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;
  • все виды деятельности, организуемые в семье, должны быть построены на игре, взаимопонимании, диалоге;
  • оптимизм и мажорный лад;
  • основа стиля и тона общения с детьми в семье;
  • целенаправленность, научность, гуманизм, уважение к личности ребёнка, планомерность, последовательность, непрерывность, комплексность и систематичность, согласованность в воспитании.

Правила семейного воспитания детей:

  • запрещение физических наказаний;
  • запрещение читать чужие письма;
  • не морализировать;
  • не говорить слишком много;
  • не требовать немедленного повиновения;
  • не потакать.

Принцип целенаправленности

Воспитание как педагогическое явление характеризуется наличием социально- культурного ориентира, который представляет собой и идеал воспитательной деятельности, и её предполагаемый результат. В значительной степени современная семья ориентируется на объективные цели, которые формулируются в каждой стране как главный компонент её педагогической политики. В последние годы в качестве объективных целей воспитания выступают непреходящие общечеловеческие ценности, изложенные в Декларации прав человека, Декларации прав ребёнка, Конституции России.

Субъективную окраску целям домашнего воспитания придают представления конкретной семьи о том, какими она хочет вырастить своих детей. В целях воспитания семья также учитывает этнические, культурные, религиозные традиции, которым она следует.

Принцип научности

В течение веков домашнее воспитание зиждилось на житейских представлениях, здравом смысле, традициях и обычаях, передаваемых из поколения в поколение. Однако в последнее столетие педагогика, как и все человековедческие науки, продвинулась далеко вперед. Получено много научных данных о закономерностях развития ребёнка, о построении воспитательного процесса. Осмысление родителями научных основ воспитания помогает им добиться более высоких результатов в развитии собственных детей. Ошибки и просчеты в семейном воспитании связаны с непониманием родителями азов педагогики психологии. Незнание возрастных особенностей детей приводит к использованию случайных методов и средств воспитания.

Принцип уважения к личности ребёнка

Принятие ребёнка родителями как данность, таким, каков он есть, со всеми особенностями, специфическими чертами, вкусами, привычками безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам, нормам, параметрам и оценкам. Ребёнок пришел в мир не по своему желанию и хотению: в этом «повинны» родители, поэтому не следует сетовать на то, что малыш в чём-то не оправдал их ожидания, а уход за ним «съедает» много времени, требует самоограничения, терпения, выдержки и т.п.

Родители «наградили» ребёнка определенной внешностью, природными задатками, особенностями темперамента, окружили вещной средой, используют в воспитании те или иные средства, от чего зависит процесс формирования черт характера, привычек, чувств, отношения к миру и многое другое в развитии малыша.

Принцип гуманности

Регламентация отношения взрослых и детей и предположение, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, сотрудничестве, любви, доброжелательности. В свое время Януш Корчак высказал мысль о том, что взрослые пекутся о собственных правах и негодуют, когда на них кто-то посягает. Но они обязаны уважать права ребёнка, такие, как право на знание и незнание, право на неудачи и слезы, право на собственность. Одним словом, право ребёнка быть тем, что он есть, – его право на текущий час и сегодняшний день.

Принцип комплексности и систематичности

Многостороннее влияние на личность через систему целей, содержания, средств и методов воспитания. При этом учитываются все факторы и стороны педагогического процесса. Известно, что современный ребёнок растет в многоплановой социальной, природной, культурной среде, которая не ограничивается рамками семьи. С малых лет ребёнок слушает радио, смотрит телевизор, выходит на прогулку, где общается с разными по возрасту и полу людьми, и т.д.

Все это окружение в той или иной степени влияет на развитие ребёнка, т.е. становится фактором воспитания. Многофакторность воспитания имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Принцип согласованности в воспитании

Одна из особенностей воспитания современного ребёнка заключается в том, что оно осуществляется разными лицами: членами семьи, профессиональными педагогами образовательных учреждений (детского сада, школы, изостудии, спортивной секции и т.д.). Ни один из воспитателей маленького ребёнка, будь то родные люди или педагоги детского сада, не могут воспитывать его изолированно друг от друга – необходимо согласование целей, содержания воспитательной деятельности, средств и методов её осуществления. В противном случае получится, как в известной басне И. А. Крылова «Лебедь, рак да щука». Несогласованность требований и подходов к воспитанию приводит ребёнка в смятение, утрачивается чувство уверенности и надежности.

На основании принципов семейного воспитания происходит выбор методов.

Данный выбор в первую очередь зависит от общей культуры родителей, их жизненного опыта, психолого-педагогической подготовки и способов организации жизнедеятельности. Использование тех или иных методов воспитания детей в семье также зависит от:

  • от целей и задач воспитания, которые ставят перед собой родители;
  • отношения в семье и образа жизни; - числа детей в семье;
  • родственных связей и чувств родителей, других членов семьи, которые часто склонны идеализировать возможности детей, преувеличивать их способности, достоинства, воспитанность;
  • личностных качеств отца, матери, других членов семьи, их духовных и моральных ценностей и ориентиров;
  • опыта родителей и их практических умений при реализации комплекса воспитательных методов с учетом возраста и психо-физиологических особенностей детей.

Наиболее сложным для родителей является практическое применение того или иного метода воспитания. Один и тот же метод многими родителями используется по-разному.

Наибольшее количество вариантов наблюдается при применении методов убеждения, требования, поощрения, наказания.

Одна категория родителей убеждает детей доброжелательно, в процессе доверительного общения; вторая - воздействуя личным положительным примером; третья - назойливыми поучениями, упреками, окриками, угрозами; четвертая - наказаниями, в том числе физическими.

 

© 2014-2020 Национальная Родительская Ассоциация Яндекс.Метрика
0.020