X
На главную
Мы в твиттереНРА ВконтактеМы в ФейсбукеМы в ЖЖФорум
Интерактивная карта

Проекты и конкурсы



Тематические обзоры по детской литературе «Я читаю»

Национальная родительская ассоциация под эгидой Министерства просвещения России реализует в 2020 году проект обеспечения методического сопровождения внеурочной деятельности в сфере поддержки чтения «Я читаю». В рамках проекта несколько творческих коллективов – детские психологи и психотерапевты, учителя литературы и библиотекари разработали комплект материалов, призванных помочь педагогу, библиотекарю, а главное ребёнку и его родителю использовать современную детскую книгу в качестве инструмента решения актуальных возрастных психологических проблем.

Чтение - это одна из основных форм интеллектуальной деятельности человека, а именно - рецептивный вид речевой деятельности, с которым связаны важнейшие социальные функции. Чтение - одна из наиболее сложных и значимых форм когнитивной деятельности человека, которая относится к социальным и нейропсихологическим функциям.  Здесь следует, прежде всего, отметить важность чтения в духовно-нравственном развитии личности, расширении кругозора посредством увеличения суммы знаний о мире.

Основанная на обращении печатных документов эра Гутенберга, завершается: печать уступает место медиапотоку — электронным текстам, аудио- и видеоконтенту, а также современному поколению медиа в виде многомерной графики и голографических объектов. Значит, должна меняться и функция чтения. В рамках проекта «Я читаю» предложено усилить такую функцию детской литературы, как ответ на личностный запрос ребёнка, психологическая коррекция поведения и мировосприятия, содействие решению персональных психологических проблем и личностному становлению ребёнка. Такой подход позволит повысить мотивацию ребёнка к чтению, научит его воспринимать и использовать книгу в качестве помощника, друга, советчика.

Книги учат понимать других людей, оценивать потенциально возможные последствия своих решений и поступков, а также выбирать оптимальный вариант из множества ситуаций, которые предлагает сама жизнь. Книги учат красиво и правильно говорить, учат этикету и хорошим манерам, учат подавать примеры хороших поступков всем окружающим. Это непреходящее значение книги не должно быть утрачено. Его следует укреплять и развивать в условиях современности.

Очень важно уделять внимание прагматической стороне чтения, так как многие социальные взаимодействия, учебные или рабочие обязанности связаны с чтением и пониманием инструкций, факсов, договоров и других деловых бумаг, что требует языкового чутья и умения правильно интерпретировать тексты. Речь идёт о функциональном чтении как одном из базовых конкурентных преимуществ современного человека.

Желание читать, устойчивый интерес к книгам - путь к дальнейшему самообразованию, формированию зрелой языковой личности, изначально формируется в семье. В настоящее время дети и подростки все реже видят, как их родители читают книги. Родители и сами признают, что все реже читают детям вслух, предпочитая включать детям мультфильмы. Одна из функций предлагаемого проекта – вовлечение родителей в сохранение и развитие детского чтения.

В рамках проекта «Я читаю» разработаны 100 тематических обзоров, включающих по 20 произведений детской литературы. Темы обзоров сформированы на основе я-концепции, отражают различные аспекты персонального и общественного бытия подростка в возрасте 10-18 лет. 

Доступ к тематическим обзорам предоставляется согласно установленным правилам доступа. Пожалуйста, перед началом работы с текстами, ознакомьтесь с «Порядком предоставления доступа к материалам 100 тематических обзоров, включающих по 20 произведений детской литературы»

Основным критерием отбора книг является соответствие книги возрастной категории, актуальности темы, востребованности у аудитории.

Тематический список книг по актуальным темам и направлениям делает возможным учитывать не просто тематическое соответствие литературных рекомендаций по сформулированному запросу, но и подбирать для каждого конкретного ребенка, подростка подходящую книгу, наиболее соответствующую ему с точки зрения типа персонажа, обстоятельств, в которых происходит описываемая в книге история.

Выбор тем обзоров обоснован психологическими особенностями развития подростков - эмоциональной неустойчивостью, чувством тревоги, резкой сменой настроений, неуверенностью в себе и пр. Для ориентации и правильном выборе книги составлен основной список проблем, волнующих практически всех подростков.

Выбор тем обусловлен также необходимостью развития кругозора детей и подростков в целях воспитания образованного, творчески мыслящего поколения, способного строить будущее. В рамках данного направления поставлены следующие задачи: познакомить детей и подростков с историей родного края, флорой и фауной, началами астрономии, искусства, навыками общения, знаменитыми изобретателями и первопроходцами, основами профориентации.

В каждый возрастной период у ребёнка свой мир чтения, свои приобретения и потери. Педагогические задачи меняются в прямой зависимости от этого. Социально-психологическая характеристика возраста и закономерности читательского развития на определённом этапе обусловливают содержание работы с читателем, выбор методов и практик, специфику общения. Знание возрастных особенностей помогает выявить наиболее благоприятные моменты для рекомендации книги ребёнку, близкого вида или жанра литературы, своевременно поговорить с ним на волнующую тему, активизирует соответственные возрасту стороны содержания книги, значимые для ребенка. Но нужно помнить, что границы возрастных периодов условны и многое зависит от индивидуальности самого читателя, социальных условий его жизни.

Тематические обзоры книг разделены на три блока: «Мои открытия», «Мои мысли и чувства», «Мой досуг», внутри каждого блока разобраны по темам и возрастным группам.

Для более полного удовлетворения читательских запросов выделены следующие группы читателей:

  • 3 - 4 класс (10 - 11 лет)
  • 5 - 6 класс (12 - 13 лет);
  • 7 - 8 класс (14 - 15 лет);
  • 9 класс (16 лет)
  • 10 - 11 класс (17 - 18 лет)

Для быстрого и качественного нахождения материала читателям различных возрастных групп предложены тематические обзоры с подробными аннотациями на книги:

Блок I: Мои открытия

I.1 Я и первооткрыватели

I.2 Я познаю мир

I.3 Я и тайны Вселенной

I.4 Я и герои

I.5 Я и история

I.6 Я и моя Родина

I.7 Я и искусство

Блок II: "Мои мысли и чувства"

II.1 Я взрослею (человеческие чувства)

II.2 Я влюблен

II.3 Я и мои сверстники

II.4 Я и моя семья

II.5 Я и моя школа

II.6 Я и моя будущая профессия

Блок III: "Мой досуг"

III.1 Мой фантастический мир

III.2 Мои любимые животные

III.3 Мои приключения

III.4 Мои спортивные горизонты

III.5 Мои любимые праздники

III.6 Мои веселые книги

III.7 Мои увлечения (хобби)

Каждая тема разделена на пять возрастных категорий. Для каждой категории подготовлен тематический обзор. В каждый обзор включены 20 книг классических и современных авторов, которые отвечают на определенный круг вопросов, помогают подростку сориентироваться в мире литературы, получить информацию по интересующей его теме и соответствующие данной возрастной группе.

В тематические обзоры включены в основном произведения отечественных и зарубежных писателей, опубликованные и/или переизданные в период 2000-2020 гг. В каждом тематическом обзоре выделены возрастные группы для дифференцированного чтения. В каждой возрастной группе тематический обзор освещает двадцать книг. На каждую книгу создана индивидуальная аннотация, которая даёт возможность читателю установить основное содержание книги и решить, следует ли обращаться к полному тексту. Необходимость аннотации обусловлена ещё и тем, что в данных тематических обзорах читателю предлагается большой выбор книг. Человек не в состоянии прочесть всю литературу, а аннотация ускоряет и упрощает поиск информации, позволяя читателю быстро найти нужную книгу.

Аннотация (от лат. annotatio "замечание") или резюме́ (от фр. résumé "сокращённый") - краткое содержание книги, рукописи, монографии, статьи, патента, фильма, грампластинки или другого издания, а также его краткая характеристика. Аннотация даёт ответ на вопрос: "О чём говорится в первичном документе?"

Цель такого краткого изложения - дать читателю примерное представление о содержании произведения, помочь ему сориентироваться в массе литературных произведений и выбрать необходимое.

Аннотация пишется с учетом целевой аудитории книги (для кого она – для студентов или школьников, для профессионалов или новичков) и с учетом того, кому адресована сама аннотация. Обычно текст аннотации разбит на две части. Из первой части читатель может узнать основную тему, которой посвящена книга, а из второй – основные положения.

Перед текстом аннотации даются выходные данные (автор, название, место и время издания) в номинативной форме.

Аннотация в рамках Тематического обзора имеет следующую структуру:

  • характеристика данного произведения
  • описание проблемы, которую раскрывает книга
  • указание на то, какой читательской аудитории предназначена книга.

В состав аннотации включаются сведения об авторе, указания на принадлежность его к стране (если это переводное издание), делается акцент на достоинства произведения, сообщается о количествах изданий и переизданий, и изменений в них, если они были. В аннотации на произведения художественной литературы указываются сведения о литературном жанре, период, к которому относится творчество автора, основная тема и проблема произведения, место и время действия описываемых событий. Также аннотации включают в себя ссылки на размещение книг в бесплатно доступных интернет-сервисах, на текстовые и аудиоверсии книги, в форматах «читать онлайн», «слушать онлайн», а также ссылки на экранизацию и/или театральную постановку литературного произведения.

 

© 2014-2020 Национальная Родительская Ассоциация Яндекс.Метрика
0.020