X
На главную
Мы в твиттереНРА ВконтактеМы в ФейсбукеМы в ЖЖФорум
Интерактивная карта

Проекты и конкурсы



«Я читаю»: итоговая резолюция

Чтение - одна из основных форм интеллектуальной деятельности человека, а именно - рецептивный вид речевой деятельности, с которым связаны важнейшие социальные функции.

Чтение - одна из наиболее сложных и значимых форм когнитивной деятельности человека, которая относится к социальным и нейропсихологическим функциям. Здесь следует, прежде всего, отметить важность чтения в духовно-нравственном развитии личности, расширении кругозора посредством увеличения суммы знаний о мире.

В настоящее время чтение рассматривается "... как целенаправленная деятельность, которая может изменять взгляды, углублять понимание, воссоздавать опыт, стимулировать интеллектуальный и эмоциональный рост, изменять поведение и через все это способствовать развитию богатой и устойчивой личности". Многие ученые в прошлом и настоящем изучали чтение многоспектно – с точки зрения его структур и функций, роли в обучении и воспитании детей, формировании духовного и нравственного мира личности и поведения в обществе.

В вопросах духовно-нравственного развития детей и подростков чтение играет ключевую роль. В подростковом возрасте важно увлечь детей и подростков в захватывающий мир чтения, предложить произведения, которые будут им актуальны и интересны. Выбор тем чтения основывается на необходимости развития чувства национальной культурной идентичности подрастающего поколения, передаче знаний об истории, традициях и достижениях России, укреплении чувства патриотизма, осознание ценностей семейных отношений и уважительного отношения к людям старшего возраста.

Детское чтение – это многогранный и многоаспектный комплекс знаний, умений, навыков, и обширнейший литературно-практический инструментарий включающий в себя как произведения художественной и научно-познавательной литературы, так и сам  процесс приобщения детей и подростков к литературе, умению правильно интерпретировать прочитанное, что приводит к развитию эстетического чувства, формированию нравственности. Для того, чтобы успешно осуществлять эстетическое воспитание детей, в подобранных произведениях детской литературы сочетаются нравственные идеалы, познавательная ценность, художественная ценность. Особое значение приобретает выбор образа героя для подражания.

Поддержку и развитие детского и юношеского чтения необходимо рассматривать как приоритетное направление в культурной и образовательной политике государства, имеющее важнейшее значение для будущего России. Приобщение детей к чтению, и к письменной культуре есть необходимое условие формирования нового поколения российских граждан, которым предстоит на высоком интеллектуальном уровне ответить на вызовы современности, обеспечить устойчивое развитие страны в ситуации усиливающейся глобальной конкуренции в экономике, политике, образовании, науке, искусстве и в других сферах.

В России в последние десятилетия развивается системный кризис читательской культуры, заметно снижение мотивации обучающихся к чтению, книжный текст большого объема все труднее воспринимается и прочитывается детьми, расцветает имитационная читательская деятельность (чтение кратких пересказов, использование готовых сочинений и рефератов и др. Проблема чтения является одним из самых значимых факторов сохранения ядра национальной культуры. Книга находится на 5-м месте среди ценностей организации свободного времени школьника. Задача, поставленная в Указе Президента Российской Федерации № 474 от 21 июля 2020 года «О национальных целях развития России до 2030 года», «…создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» не может быть решена без повышения качества детского и подросткового чтения. Вхождение России в десять наиболее развитых стран мира по качеству образования также не представляется возможным без развития детского чтения.

В рамках проекта «Обеспечение методического сопровождения внеурочной деятельности в сфере поддержки чтения» Национальной родительской ассоциацией были разработан комплект информационно-методических материалов. Общая задача комплекта – персонализация подбора книг, исходя из типовых и индивидуальных психологических проблем ребёнка, усиление функции чтения как способа решения индивидуальных проблем каждого конкретного подростка. В результате подготовлены следующие материалы, размещённые на сайте Национальной родительской ассоциации nra-russia.ru

  1. 100 тематических обзоров, включающих 20 произведений по детской литературе, а также порядок доступа к ним, включающий в себя цели и задачи обеспечения предоставления доступа к материалам, порядок предоставления материалов, инструментарий, применяемые технологии, технические требования к используемым ресурсам.
  2. Методология для индивидуального подбора книг, включающая в себя:
    • список проблем и психологических «запросов» детей и подростков в возрасте от 10 до 18 лет;
    • список 250 книг, отвечающих на список проблем и психологических «запросов» детей и подростков;
    • массив данных для обучения и программирования системы индивидуального подбора книг, системы диагностического литературного тестирования;
    • дорожные карты (анкеты) по книгам.
  1. Аналитические материалы по итогам мониторинга 50 современных школьных программ по литературе.
  2. Методические материалы для неформальных уроков литературы в 5-11 классах.

В рамках проекта в 10 субъектах Российской Федерации состоялись региональные педагогические конференции для учителей и библиотекарей. Такие конференции прошли в Московской, Курганской, Челябинской, Свердловской, Калужской, Тверской и Ярославской областях, а также в Пермском, Алтайском, Ставропольском краях. Участниками событий стали 947 ученых и практиков – исследователей проблем обеспечения методического сопровождения внеурочной деятельности в сфере поддержки чтения, учителя и библиотечные работники. На региональных конференциях специалисты представили доклады и презентации успешных практик по возвращению интереса к чтению. Состоялись дискуссионные площадки, «круглые столы», а также творческие встречи с местными писателями и поэтами. Мероприятия проходили в открытом формате и присоединиться как очно, так и в формате онлайн мог любой желающий, подавший заявки в оргкомитет.

В ходе конференций были обсуждены и сформулированы следующие направления работы для решения актуальных проблем детского и подросткового чтения.

  1. Разъяснительная и просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся о необходимости сочетания, взаимного дополнения развития у ребёнка читательских и информационных компетенций.
  2. Разъяснение многогранной значимости чтения для человека, в том числе чтения художественного произведения как процесса сотворчества автору, развития нравственных основ и духовного мира человека, понимание того, что ключевой результат и смысл чтения – духовно-нравственное преображение, возможность «прожить» другую жизнь, испытать чувства в другой реальности, «примерить» на себя ситуации иной реальности.
  3. Раскрытие гедонистической, рекреационной, коммуникативной, психотерапевтической и эстетической функций чтения, функции важнейшего фактора когнитивного развития человека, развития фантазии, возможностей концентрировать внимание, формулировать мысли, оформлять образы, интеллекта, скорости и нестандартности принятия решений и других конкурентных преимуществ на современном рынке труда.
  4. Интеграция усилий и ресурсов образовательных организаций и библиотек, семейного воспитания.
  5. Усиление в работе образовательных организаций составляющей, направленной на формирование читательских компетенций, любви, интереса и мотивации к чтению в рамках учебного процесса, внеурочной деятельности, воспитательной работы и дополнительного образования.
  6. Активное внедрение и использование современных информационных ресурсов, продуктов.
  7. Обновление контента тематических списков по внеклассному чтению, общее усиление работы по внеклассному чтению для всех возрастных категорий обучающихся.
  8. Проведение работы по формированию читательской культуры и компетенций, интереса и читательской грамотности, начиная с дошкольного детства.
  9. Продвижение в родительские сообщества информации о новинках детской и подростковой литературы, обладателях современных литературных премий, рейтингов отечественной и переводной современной литературы.
  10. Организация просветительских и информационных акций, флеш-мобов, направленных на формирование моды на чтение («Время читать!», «Читающая армия правнуков Победы», «Час чтения» и др.), возрождение лучших традиций семейного чтения, создание социальной рекламы, инсталляций, внедрение названий, связанных с литературным процессом, участие звёзд спорта и эстрады в повышении престижа книги и чтения.
  11. Развитие различных форм самоорганизации читателей («Школа развития читательских компетенций», «Школа молодых литераторов», книжные клубы и др.)
  12. Применение современных форм мотивации к чтению (бук-треллеры, промо-ролики, гейм-букс, креды, фан-фики, квесты, отзывы на книги, инстаграм-страницы литературных героев, тик-ток ролики по книгам, вики-сайты, мультфильмы, театрализация и геймизация и др.)
  13. Актуализация имеющегося арсенала хорошей детской литературы, создание эффективных и современных навигаторов.
  14. Внедрение новых социальных, информационных и образовательных функций библиотеки как центра качественной и достоверной информации, помогающего погрузиться в мир чтения, читательских традиций и культуры.

Проект «Обеспечение методического сопровождения внеурочной деятельности в сфере поддержки чтения» вызвал большой общественный резонанс, что выражено в более, чем 100 публикациях в электронных и печатных СМИ федерального уровня, региональными телекомпаниями подготовлен ряд видео-роликов и интервью.

cloud.mail.ru
youtu.be
vk.com
youtu.be

 

© 2014-2021 Национальная Родительская Ассоциация Яндекс.Метрика
0.020