X
На главную
Мы в твиттереНРА ВконтактеМы в ФейсбукеМы в ЖЖФорум
Интерактивная карта

Управляющие советы



Управляющие советы школ - будущее системы образования

За последние годы в стране формируются различные модели государственно-общественного управления с учетом форм социального партнерства — школьные советы, общественные родительские объединения, общественные фонды, общественная экспертиза и иные. Для того чтобы отвечать именно государственно-общественному характеру управления, они должны обладать двумя отличительными признаками: в них должны входить представители общественности; они должны быть уполномочены принимать решения, касающиеся деятельности школы, т.е. иметь управленческие полномочия, закрепленные в уставе организации.

Создание таких советов, обеспечивающих демократический характер управления, позволяет решить столь важные проблемы, как формирование гражданского заказа, общественное участие в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда и т.п. 

Понятна логика общественного участия в управлении образовательным учреждением: это формирование и предъявление гражданского заказа; согласование стратегии его реализации; организация всесторонней поддержки; анализ и оценка реализации заказа на практике.

Таким образом, институты государственно-общественного управления образованием призваны создать специфические пространства не только проявления и сопряжения всех «заказов» — от персонального до государственного, но и обеспечить мониторинг выполнения принятых решений, вплоть до предъявления обществу результатов, сопровождаемых аналитическим комментарием как составной частью публичного доклада. 

В условиях развития демократии и расширения практики соуправления школа будет все больше опираться на общественные организации и сообщества. Это поможет совершить переход от политик патронажа и доминирования государственного над общественным к их конструктивному оппонированию и взаимодействию.

Наиболее актуальной и в то же время проблемной является функция участия гражданских институтов в реализации финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов стимулирования качества работы педагогов и руководителей образовательных учреждений: участие в определении предмета стимулирования, т.е. оформление гражданского заказа на результативность и качество образования (утверждение образовательной программы и программы развития ОУ; согласование локальных актов ОУ, устанавливающих показатели и критерии оценки качества и результативности педагогических работников, распределение стимулирующей части ФОТ);
1. определение оснований для стимулирования, т.е. осуществление контроля реализации гражданского заказа (в оценке качества и результативности труда работников общеобразовательного учреждения, распределении выплат стимулирующего характера работникам в порядке, устанавливаемом локальными актами общеобразовательного учреждения);

2. участие в согласовании принципов распределения стимулирующей части ФОТ;

3. участие в процедурах лицензирования образовательных учреждений; в процедурах аттестации педагогических работников и администраций (в деятельности аттестационных, аккредитационных, медальных, конфликтных и иных комиссий).

Проблема в том, что пока в состав школьных советов не всегда входят люди, имеющие представления о нынешней школе, ее устройстве, программах развития, необходимом качестве образования, поэтому, зачастую переносится старый опыт. С одной стороны, этого явно недостаточно для развития качества образования и школы в целом. Но, с другой стороны, можно утверждать, что наметилась «тенденция престижности» быть членом управляющего совета школы, муниципалитета, тем более региона. Это дает основание полагать, что в скором времени появится возможность отбирать людей в государственно-общественный совет.

Потому все более актуальной становится задача подготовки школьных управляющих. В связи с тем, что в их число входят разные категории людей (сотрудники ОУ, учащиеся, родители, кооптированные члены), в большинстве своем «не охваченные» системой повышения квалификации работников образования, встает вопрос о вариативности предлагаемых программ их обучения (как по содержанию, так и по технологии организации процесса). Это могут быть: индивидуальные занятия на базе ИПК (полный курс или модули по выбору); подготовка всего управляющего совета (в самой школе, с учетом ее приоритетов); кластерная подготовка по одной - двум темам; муниципальные программы (на заказанную тему); функциональные программы (для секретарей советов, председателей УС, финансовых комитетов и др.); дистанционные курсы и т.д.

© 2014-2021 Национальная Родительская Ассоциация Яндекс.Метрика
0.020