X
На главную
Мы в твиттереНРА ВконтактеМы в ФейсбукеМы в ЖЖФорум
Интерактивная карта

Пермский край



Урок семейной любви

Тема «Любовь в нашем доме»

Аудитория. Дети с 1-го по 11-й класс, родители учащихся с 1 по 11 класс.

Подготовительная работа. Зачитать участникам разговора страничку из школьной газеты «Планета «Школа»: «Что такое любовь?» (См. рабочий материал к уроку).

– О какой любви говорят дети? (Любви мужчины и женщины).

– О любви к кому и к чему мы будем говорить сегодня?

Участники урока дают варианты своих ответов, а ведущий одновременно рисует «солнышко любви» на доске.

Цель. Осознать значение любви в нашем доме.

Ход урока.

1.      Блиц-опрос аудитории

– В вашем доме есть любовь? («Да», «нет», «не знаю»).

2.      Каждая микрогруппа выбирает из «солнышка любви» свою любовь, обсуждает, а затем готовит выступление по следующему плану:

– Что такое любовь? (любовь к животным, любовь к маме и папе…)

– В чём и как это выражается?

– Что это даёт тому, кого мы любим? Зачем ему наша любовь?

– Что это даёт нам?

3.      Выступление докладчиков от микрогрупп.

4.       Заполнение таблицы «Найди отличия» (самостоятельная работа в микрогруппах):

Дом, где есть любовь

Дом, где нет любви

 

 

 

 

(Как вариант данного задания: детям можно предложить выполнить рисунки).

5.      Ведущий разговора поочерёдно предлагает назвать отличия дома, где есть любовь. Затем то же самое просит сделать с домом, где нет любви.

6.      Вопросы по кругу:

– В каком доме вы хотели бы жить? Почему?

7.      Работа в микрогруппах 3-4 минуты, затем обсуждение в группе.

– Что надо сделать нам самим, чтобы любви в нашем доме прибавилось?

Результат. Вспомните цель урока. Зачем нужна любовь в нашем доме?

Рефлексия.

– Закончите фразу: «Любовь в нашем доме это…»

Автор разработки – Бачева Е.В.

Дополнительный рабочий материал к уроку

1. Говорят дети. Газета «Планета «Школа».

Что такое любовь?

Витя, 7 лет: «Любовь – это когда у мамы и папы есть сын».

Александра, 7 лет: «Любовь – это когда человек не спит и не ест, а думает только об одном (или об одной)».

Катя, 7 лет: «Любовь – это вечные ссоры».

Маша, 6 лет: «Любовь – это когда люди целуются».

Андрей, 5 лет: «Любовь – это когда мама любит тебя больше жаркого лета, больше холодной зимы, корон и тронов, больше работы, больше еды и дня рождения, и больше жизни!»

Артём, 5 лет: «Любовь – это когда ласково говоришь мамочке: «Я люблю тебя крепко!» или когда человек увидит другого человека – и у них появляются тепло и радость».

Аня, 4 года: «Любовь – это радость».

Что случится, если на свете исчезнет любовь?

Оля, 5 лет: «У всех людей совершенно испортится настроение».

Марина, 4 года: «Всем станет очень плохо».

Зачем нужна любовь?

Лена, 5 лет: «Чтобы чувствовать себя кому-то нужным».

Марина, 4 года: «Любовь нужна для того, чтобы люди становились добрее и чтобы было веселее жить!»

Кристина, 5 лет: «Любовь нужна, чтобы люди были счастливы».

2. Джон Темплтон «Всемирные законы жизни»

Любовь подобно солнцу. Она поддерживает саму себя. Ей не нужны ни благодарности, ни награды: она свободно дарит свою мощную целительную энергию. Любовь вездесуща, хотя иногда кажется невидимой. Даже когда она скрыта за тучами человеческих эмоций, она всё равно здесь. Как остаётся здесь скрытое за облачной пеленой солнце. Наша жизнь питается энергией любви. Поскольку любовь сама себя питает и сама творит собственную энергию, нам нет нужды искать её вовне. Она лежит глубоко в центре нашего существа.

Когда мы высвобождаем энергию нашей любви, начинается цепная реакция, подобная термоядерной реакции солнца, когда водород превращается в гелий. Энергия любви течёт внутри нас, изменяя и растя нас. Любовь может открыть сердца, которые замкнула горечь, любовь властна заменить горечь смирением и радостью. Ненависть перестаёт разъедать наше сердце, апатия заменяется вниманием и состраданием. В нашей жизни начинаются перемены, как только мы начинаем любить себя и видеть любовь в себе.

Энергия любви – целительный бальзам. Как солнце, она не делает различия между добрыми и злыми. Любовь просто есть. Она не говорит: «Я буду любить этого человека, потому что взамен смогу получить знатность и богатство». Когда мы позволяем любви находить выражение через нас, как нашему естественному состоянию, она автоматически изливается на всё, что нас окружает. Подобно тому, как фотосинтез – это процесс, с помощью которого солнце и растения совместно производят пищу, в нас происходят перемены, и любовь преображает нашу жизнь. Любовь становится пищей для  нас самих и для окружающих. Когда мы даём энергии любви наполнить нас, то не менее важно позволить этой энергии изливаться наружу.

Как только внутри вспыхнет искра и начнёт  пылать огонь, мы не можем не передать его другим. Некоторые люди не приблизятся к нам настолько близко, чтобы ощутить тепло нашей любви, другие будут нежиться в лучах нашей доброты. И поскольку мы сами станем любовью, нам будет не важно, получаем ли мы благодарность и признание. Подобно несгорающему солнцу, любовь отдаёт себя, не уменьшаясь. Как сказала Айрис Мердок: «Научиться любви можно только любя». Это верно! Чем больше мы проявляем любви, тем светлее становиться наша жизнь. Мы можем сиять, как солнце, и излучать любовь ко всем людям, без исключения!

3. Великие о любви

Любовь выше всех законов, выше человеческих эмоций: она – истина, пламя, чистая стихия, основная идея всего мира морали.

Мадам де Сталь

Любовь – это жизнетворная сущность, которая пронизывает и наполняет всё от самого центра до самых дальних кругов мысли и поступка. Любовь – это талисман человеческого  благосостояния и горестей, заветный ключ к любой душе.

Элизабет Кэди Стентон

                                      (речь на Х национальной конвенции по правам женщин)

Я верю, что любовь – это величайшая сила мира, что она одна может победить ненависть. Благодаря ей правда побеждает силу.

Джон Д. Рокфеллер-мл.

Любовь не обязана быть безупречной. Даже с недостатками, она всё равно остаётся самым лучшим из всего существующего, по той простой причине, что она самая распространённая и постоянная истина всего: жизни, закона и порядка.  Любовь – это то, что объединяет и скрепляет всё на свете, что позволяет всем и вся идти вперёд во времени и быть самим собой, удивительным или самым обыкновенным.

Уильям Сароян

Лучше любить, чем быть любимым.

Франциск Ассизский

4. Из дневника государыни императрицы Александры Фёдоровны Романовой.

Великое искусство жить вместе, любя друг друга нежно. Это должно начинаться с самих родителей. Каждый дом похож на своих создателей. Утончённая натура делает и дом утончённым, грубый человек и дом сделает грубым.

В каждом доме бывают свои испытания, но в истинном доме царит мир, который не нарушить земным бурям. Дом – это место тепла и нежности.

Говорить о доме надо с любовью.

В таком доме могут воспитываться только красота и мягкость характера. Одним из несчастий нашего времени является то, что тихие семейные вечера вытесняются делами, развлечениями, вращением в обществе.

5. Толейна Аума. «Кулинария счастья или физика любви»:

Мы приходим на Землю, чтобы научиться любить. Рождаемся по любви, живём в чарах, поисках, страданиях, муках, горестях или в счастье любви; оставляем любовь в своих детях, деяниях, чувствах, мыслях, словах. И… Уходим.

Любовь нам даётся, чтобы преобразовать себя, изжить свой эгоизм, научиться жертвовать собой и понимать другого человека.

Все войны, падения империй, смены цивилизаций, все несчастья человечества произошли и происходят из-за неспособности  Любить.

Вы достойны любви.

И ваши дети достойны настоящей любви. Мы обязаны приложить усилия, чтобы понять, изучить любовь и сделать свою жизнь и жизнь своих близких счастливой.

Вы думаете, что это от вас не зависит? Тем не менее, всё в ваших руках… Раз мы уже находимся и живём на Земле, то для всего человечества будет благом, если мы будем счастливы.

Бог создал нас разными, но едиными в своих стремлениях к счастью, к любви.

И … Наступит день, когда вы почувствуете себя  любимой  и любимым всеми!

Так любите и будьте любимыми!

6. Е.И. Рерих «Живая этика, или учение света».

Любите! Остальное приложится. Любовь строит храмы.

Учи счастью любви.

Чудеса бывают в жизни через любовь и устремления.

Учить и любить – явления милости Бога.

Нет любви выше любви.

Люби несчастных, жалей малых!

Любите избравших вас!

Уста мои замолкнут, когда отлетит любовь.

Спросят: где же поиски совершенства?

Отвечайте: в любви, красоте и действии.

Сущность чуда проста: любовь – чудо, красота – чудо.

Любовью зажжёте свет красоты и действием явите миру спасение духа.

Дайте расти сердцу вашему и откройте глаза ваши.

 

 

УРОК СЕМЕЙНОЙ ЛЮБВИ

Тема: «Легко ли быть родителем?»

Аудитория: Дети с 1-го по 11-й класс.

Подготовительная работа. Блиц-опрос по кругу: «Легко ли быть родителем?»  («Да», «нет», «не знаю»).

Затем те, кто ответил «нет», пусть объяснят – почему? Кто ответил «да», так же пусть объяснят – почему?

Цель урока: Осознать роль родителей в жизни человека.

Ход  урока.

  1. Закончить на индивидуальном листочке фразу «Родители для меня…..»
  2. Учитель собирает, смешивает и зачитывает все листочки.
  3. В микрогруппе, а затем всем классом обсудить, что означают фразы: «Ему повезло с родителями», «Ей не повезло с родителями»?

(Вывод учителя: родители бывают разные).

4.  Обсудить в микрогруппе, а затем всем классом вместе:

– Нужны ли детям родители и зачем?

– Зависит ли от родителей, какими людьми вырастут их дети?

5.  Обсудить в микрогруппе, а затем всем классом вместе права и обязанности родителей. Для этого необходимо разделить  лист бумаги пополам, слева написать «Права родителей», справа – «Обязанности родителей».

 После того, как микрогруппы заполнят листочек, учитель предлагает МГ   обговорить поочередно «Права родителей, затем их обязанности».

6. Индивидуальная работа на листочках.

– Закончите фразу «Когда я буду родителем, я……».

Зачитать все мнения.

Вывод учителя. Хорошими родителями быть непросто, зато плохими – очень легко. И самое главное – от них действительно зависит, какими людьми вырастут их дети. Хотя и от самих мальчиков и девочек зависит многое.

Но в том и в другом случае дети остаются любящими детьми, умеют прощать, умеют заботиться о своих мамах и папах, быть внимательными в их радости и беде.

Рефлексия. Сейчас мы напишем добрые письма к нашим родителям  (вариант – подготовим в течение недели конверт добрых слов).

Примечание. Рабочие листочки детей с заданиями 1, 3, 4, 5, 6 – сохранить для урока семейной любви для родителей. Письма сложить в конверт и вручить на уроке  родителям. Конверт добрых слов формируют в течение недели,  и тоже вручают на уроке для родителей.

                            

Автор разработки – Бачева Е.В.

 

Дополнительный рабочий материал к уроку

Из книги «Цветник духовный» (год издания 1909):

«Капля воды на гладкой поверхности идёт туда, куда поведёшь её пальцем, так и юное, нежное дитя можно направить и в ту, и в другую (в хорошую и дурную) сторону и увлечь куда угодно».

«Юного отпрыска можно уподобить доске, приготовленной для изображения картины, что живописец изобразит – худое или доброе, светлое или грешное, ангела или беса, то и останется на ней. Так и дитя: какое родители дадут ему первоначальное воспитание, к каким нравам: благоугодным или богоненавистным, ангельским или бесовским приучат его, таким оно и будет жить».

«Сосуд не теряет своего запаха, дурного или хорошего, которым он прежде напитался: таково и воспитание детей! Поэтому необходимо с детства приучать их к доброму.

Родители не только за свои грехи будут наказаны, но и за детей своих, если не воспитывают их в благочестии».

«Если дети худо живут, то это должно приносить тебе более скорби, нежели сколько приносит тебе смерть их».

«Благочестивые дети – наибольшее утешение для благочестивых родителей, наилучшее украшение живых родителей – наилучший памятник умершим родителям».

 

УРОК СЕМЕЙНОЙ ЛЮБВИ

Тема: «Какие мы родители?»

 

Аудитория. Родители учащихся с 1-го по 11 класс.

Подготовительная работа. Блиц-опрос по кругу: Легко ли быть родителем? («Да», «нет», «не знаю»).

Затем те, кто ответили «нет», отвечают на вопрос «Почему?» После них на этот же вопрос отвечают те, кто в ходе опроса сказал  «да».

Цель урока. Осознать свою родительскую роль в судьбе ребенка.

Ход  урока.

  1. Работа в микрогруппах, затем в группе:

– Зачем ребенку нужны родители?

  1. Зачитать точку зрения детей «Родители для меня…..» и их листочки «Зачем ребенку родители».
  2. Обсуждение в микрогруппах, затем в группе: что значит фразы: «Ему повезло с родителями», «Ей не повезло с родителями»?
  3. Зачитать мнение детей по данному заданию.
  4. Работа на индивидуальных листочках. Размышление наедине с самим собой на тему: «Какой я родитель?»
  5. Собрать листочки, дать родителям новое задание для работы в микрогруппах: разделить лист пополам, в левой колонке сделать заголовок «Права родителей», в правой – «Обязанности родителей»

     Пока они выполняют это задание, ознакомиться с содержанием листочков «Какой я родитель?».

  1. Обговорить вначале вопрос прав родителей и добавить точку зрения детей. Затем  - обязанности родителей по этой же схеме.
  2. Зачитать все  листочки «Какой я родитель?»
  3. Зачитать листочки детей «Когда я буду родителем…»

Результат. Вспомнить цель урока и закончить предложение по кругу «Родители для ребёнка…»

Вывод учителя: Существует точка зрения, что хорошим родителем быть нелегко, зато плохим очень просто. Но те и другие влияют на судьбу своего ребенка.

Вручить письма детей (конверты добрых слов).  Дать время для ознакомления.

 

Рефлексия по кругу.  «После этого разговора я ….»

 

 

Автор разработки – Бачева Е.В.

 

Дополнительный рабочий материал к уроку.

1. Из дневника государыни императрицы Александры Фёдоровны Романовой.

Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей – не на словах, а на деле они должны учить своих детей примером своей жизни.

Нет ничего сильнее того чувства, которое приходит к нам, когда мы держим на руках своих детей. Их беспомощность затрагивает в наших сердцах благородные струны. Для нас их невинность – очищающая сила. Когда в доме новорожденный, брак как бы рождается заново. Ребёнок сближает семейную пару так, как никогда прежде. В сердцах оживают молчавшие до этого струны. Перед молодыми родителями встают новые цели, появляются новые желания. Жизнь приобретает сразу новый и более глубокий смысл.

На их руки возложена святая ноша, бессмертная жизнь, которую им надо сохранить, и это вселяет в родителей чувство ответственности, заставляет их задуматься. «Я» больше не центр мироздания. У них есть цель, для которой надо жить, цель достаточно великая, чтобы заполнить всю их жизнь.

Великое дело – взять на себя ответственность за эти нежные юные жизни, которые могут обогатить мир красотой, радостью, силой, но которые так же легко могут погибнуть; великое дело – пестовать их, формировать их характер, вот о чём нужно думать, когда устраиваешь свой дом. Это должен быть дом, в котором дети будут расти для истинной и благородной жизни, для Бога.

Никакие сокровища мира не могут заменить человеку потерю ни с чем не сравнимых сокровищ – его родных детей. Что-то Бог даёт часто, а что-то только один раз. Проходят и снова возвращаются времена года, расцветают новые цветы, но никогда не приходит дважды юность. Только один раз даётся детство со всеми его возможностями. То, что вы можете сделать, чтобы украсить его, делайте быстро.

2. Определите стиль своих взаимоотношений с детьми по методике Р.В. Овчаровой.

Прочитайте и отметьте те фразы, которые вы часто употребляете во взаимоотношениях с детьми:

1.      Ну что за друзья у тебя? (0)

2.      Сколько раз тебе повторять! (0)

3.      Посоветуй мне, пожалуйста. (1)

4.      Не знаю, что бы я без тебя делала. (1)

5.      И в кого ты такой уродился?! (0)

6.      Какие у тебя замечательные друзья! (1)

7.      Ну на кого ты похож (а)?! (0)

8.      Я в твоё время… (0)

9.      Ты моя опора и помощник (ица). (1)

10.   О  чём ты только думаешь?! (0)

11.   Какой (ая) ты у меня умница! (1)

12.   А как ты считаешь, сынок (доченька)? (1)

13.   У всех дети как дети, а ты…(0)

14.   Какой ты у меня сообразительный! (1)

Обработка результатов. Теперь подсчитайте общее количество баллов и дайте ответ самому себе.

Чем больше баллов вы набрали, тем больше взаимопонимания у вас с ребёнком. Скорее всего, он видит в вас друга, нежели контролёра.

3. Меморандум «Школы» родительской любви.

·         Принимая во внимание, что хороший родитель – это тот, кто любит ребёнка безусловной любовью, принимает его таким, какой он есть, уважает его права и создаёт условия для его развития;

·         принимая во внимание, что в наше время не каждый родитель является таковым;

·         принимая во внимание, что любовь ребёнка к родителям обязывает нас быть таковыми, любящие мамы и настоящие отцы постановляют нижеследующее:

ü  Знать права ребёнка и доверять ему.

ü  Гордиться успехами детей.

ü  Уважать мнение ребёнка, его интересы.

ü  Заботиться о здоровье и будущем своего ребёнка.

Для этого:

ü  Постоянно работать над собой.

ü  Учиться самому и помогать другим.

ü  Настойчиво способствовать миру в семье и гармонии в своей душе.

ü  Вырастить из ребёнка достойного человека.

Об этом следует всегда помнить тем, кому оказана честь нашими детьми быть любимыми родителями, отличниками детства.

Е.В. Бачева,

из программы «Отличники детства».

 

УРОК СЕМЕЙНОЙ ЛЮБВИ

Тема: «Быть хорошим родителем – большое искусство».

Аудитория. Родители дошкольников.

Подготовительная работа. Идеальный вариант, если накануне данного разговора у вас будет возможность сделать видеосюжет: провести опрос окружающих вас людей о том, какие они – хорошие родители?

Перед началом встречи можно  включить видеозапись песни о маме.

После приветствия сделайте небольшое вступление о том, что СМИ да и мы с вами, т.е. педагоги и родители, много говорим об отцах и матерях, бросающих своих детей на вокзалах, на улице; у всех еще перед глазами недавний телевизионный сюжет о том, как собака заботилась о ребенке. А сколько беспризорных и безнадзорных детей – об этом точно не знает ни структуры образования, ни МВД. И все это сказанное – о плохих родителях.

Разговор родителей необходимо вести глаза в глаза, для этого рассаживаем родителей в круг.

Цель. Совместными усилиями определить и согласовать понятие «Хорошие родители».

Ход  урока.

1. Составляем по микрогруппам словесный портрет хороших родителей. Затем даем слово микрогруппам родителей.

2. Показываем видеоролик с опросом местного населения.

3. Вопрос к аудитории: что из увиденного и услышанного сейчас можно еще дополнить к нашему коллективному портрету хороших родителей?

Могут ли присутствующие назвать фамилии хороших родителей? Пусть назовут – это форма поощрения и конкретная иллюстрация к разговору.

4. Еще одна работа по микрогруппам родителей: что должен знать и уметь хороший родитель? Составьте этот перечень совместными усилиями. Затем сделайте вывод: трудно быть хорошим родителем – многое надо знать и уметь, но если все эти ЗУНы объединить, то получится, что хорошие родители, прежде всего, знают, как организовать жизнь семьи – т.е. выстроить семейный уклад как обязательное условие воспитания хороших детей.

5. Работа с раздаточным материалом «Правила организации семейного уклада».  Листочек дайте  каждой микрогруппе – пусть ознакомятся, а затем по желанию прочитают вслух то, что особенно понравилось в правилах.

6. Вопросы по кругу: Все ли вы знаете о том, как выстраивать семейный уклад?  Кто, где и как из вас учился быть родителем? Закончите предложение «Чтобы быть хорошими родителями …» (Отвечают желающие).

7. Подводим итоги. Итак, еще раз по кругу: «Хорошие родители – это…» добавляем по одному слову.

8. Поблагодарите участников. Раздайте всем правила семейного уклада (см. рабочий материал к уроку).                                   

Разработано Е.В.Бачевой. учредителем НОУ «Академия родительского образования»

Рабочий материал к уроку

Правила семейного уклада

 

·         Каждая семья имеет свой уклад (порядок организации  жизни семьи), который определяется главой семьи, совместными решениями мужа и жены или взрослыми и детьми.

·         Отношения между членами семьи строятся на основе уважения, доверия, взаимопомощи, персональной и коллективной ответственности за качество домашней жизни.

·         Члены семьи по мере необходимости согласовывают отношение к жизни,  к отдельным событиям, а также  понимание общечеловеческих ценностей: доброта, порядочность, образованность, семья, Родина, гражданин и др.

·         Взрослые учатся сами и  учат детей умению договариваться, любить, быть благодарными, прощать и просить прощения.

·         Взрослые и дети изучают историю своего рода, создают и берегут семейные традиции, дорожат своей фамилией, умеют защищать честь семьи.

·         Родители создают детям условия для качественного образования,  здорового образа жизни, содержательного досуга.

·         У каждого члена семьи согласно его возрасту, состояния его здоровья, занятости трудовой деятельности имеются свои обязанности по ведению домашнего хозяйства.

·         Для улучшения качества домашней жизни члены семьи регулярно определяют  плюсы и минусы своей семейной жизни, совместно принимают решения по ее улучшению.

·         Родители воспитывают детей, как родителей своих внуков: учат сына быть мужчиной, мужем, отцом, дочь – женщиной, женой и матерью.

·         Дети почитают своих родителей, помогают младшим, несут ответственность за результаты учебного труда, за выполнение своих обязанностей по ведению домашнего хозяйства.

·         Добропорядочная семья имеет свои законы по организации счастливой  семейной жизни, собственное представление о родном доме, о роли отца и матери в жизни человека.

·         Грамотно выстроенный  семейный уклад является гарантией счастливой семейной жизни, залогом успешности взрослых и детей в социуме и служит основой семейных отношений в последующих поколениях рода семьи.

 

Авторы и разработчики: 

Бачева Е.В. и Ивкина Л.

 

© 2014-2022 Национальная Родительская Ассоциация
0.020