X
На главную
Мы в твиттереНРА ВконтактеМы в ФейсбукеМы в ЖЖФорум
Интерактивная карта

Ростовская область



Системно-комплексный подход к организации повышения педагогической культуры родителей

ПРОГРАММА

 

«Системно-комплексный подход к организации повышения педагогической культуры родителей»

Авторы:

О.А. Кочергина, зав.кафедрой общей педагогики, к.п.н., доцент

О.Н. Кирюшина, к.п.н., доцент кафедры общей педагогики

Сегодня как никогда прежде соединены государственные и семейные стороны воспитания. Социальное партнерство школы с семьей (педагоги – дети – родители) обусловлено равностью миссии (ст. 38 Конституции РФ) и равностью ответственности (Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ», 2012 г.) перед государством за воспитание будущего поколения. Ответственность за получение образования лежит не только на государстве, преподавателях и воспитателях, но, прежде всего, на родителях, семье.

Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогической поддержки семье, построения новых отношений между родителями и образовательными учреждениями

Работа с родителями является формой взаимодействия с семьей в интересах ребенка, формирования общих подходов к воспитанию, выработки единых требований к организации обучения, физического и духовного развития.

Поэтому качество организации всеобуча для родителей, семейного воспитания, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Ведущая роль в организации этой работы отводится воспитателям, психологам, классным руководителям, педагогам дополнительного образования и др. Именно они могут изменить психолого-педагогические установки педагогов и родителей на повышение роли семьи в формировании личности.

Знания особенностей современной семьи, ее отношения к школе и изменениям в области образования, владение инновационными формами организации психолого-педагогического просвещения – необходимость сегодняшнего дня в работе любого педагога, взаимодействующего с родителями. Это обстоятельство требует профессиональной подготовки педагога в области организации родительского всеобуча. Поэтому становится актуальным – разработка и внедрение программ повышения квалификации педагогов по вопросам организации родительского всеобуча в школе в современных условиях.

Кроме этого решить многие проблемы семьи и семейного воспитания можно еще на этапе взросления будущего семьянина - родителя, в процессе формирования у учащихся старших классов и студентов образовательных профессиональных учреждений традиционных ценностей брака, семьи, престижа материнства и отцовства.

Таким образом, можно предложить выход из сложившейся в настоящее время кризисной ситуации во взаимоотношениях семьи и школы, родителей и детей, родителей и педагогов образовательных учреждений: содействовать укреплению семьи посредством комплексного, системного подхода к работе по психолого-педагогическому обучению семьи в вопросах воспитания детей и будущих родителей, а также подготовки педагогов к этой работе.

 

Цель проекта: обоснование научно-методического обеспечения педагогического всеобуча родителей, воспитания будущих семьянинов, а также подготовки педагогических кадров к работе с этими категориями граждан.

Объект проекта: целостная система педагогического образования преподавателей, родителей и будущих семьянинов, направленная на возрождение лучших отечественных традиций семейного воспитания и разработку новых технологий.

Предмет проекта: содержание, методы и формы педагогического сопровождения семьи в вопросах воспитания детей, подготовки будущих семьянинов.

Основные задачи проекта:

1. Способствовать формированию теоретических представлений у педагогов о возможностях и условиях использования практического инструментария (методов, форм и технологий в работе с родителями).

2. Разработать и апробировать диагностические методики анализа состояния уровня педагогического образования родителей.

3. Разработать обоснованное содержание (информационное сопровождение) педагогического образования родителей, обеспечивающее повышение воспитательного потенциала семьи; вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями; предупреждение наиболее распространённых ошибок родителей в воспитании детей; педагогическое самообразование родителей.

4. Разработать методические рекомендации (методическое сопровождение) по организации всеобуча родителей в образовательных организациях.

5. Раскрыть традиционные и инновационные формы, методики и технологии организации педагогического образования родителей (организационное сопровождение).

6. Организовать просвещение учащихся старших классов и студентов профессиональных учреждений в вопросах духовно – нравственных основ семейного воспитания.

7. Практически реализовать целостную систему повышения психолого- педагогической культуры и компетентности родителей в воспитании детей.

Основными направлениями реализации предлагаемого проекта являются:

– разработка и реализация программы дополнительного профессионального образования для педагогических кадров по работе с родителями;

– научное и программно-методическое обеспечение по организации работы семьи и школы;

– формирование основ семейного воспитания у школьников и студентов профессиональных организаций;

– создание в регионе (в образовательных учреждениях) целостной системы педагогического образования родителей.

 

  1. I. Организация всеобуча родителей

Законодательство РФ значительно расширило функции семейного воспитания, предоставив родителям право выбирать место и форму дошкольного, школьного, дополнительного образования, участвовать в управлении образовательным учреждением.

Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания.

Актуальность педагогического всеобуча обусловлена и особой ролью семьи в жизни человека и общества. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека. «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей», – утверждает В.А. Сухомлинский. А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры.

Таким образом, необходимость возвращения к педагогическому просвещению (обучению) родителей обусловлены рядом причин:

- потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации;

- постоянными изменениями содержания обучения и внедрением новых программ, технологий и методов в систему общего и профессионального образования;

- обновлениями и усовершенствованием технологий воспитания подрастающего поколения;

- открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том числе) обществу, прошлому опыту, инновациям.

 

В процессе реализации проекта будет разработано содержание и примерный план занятий по наиболее актуальным и востребованным темам. Направления занятий с родителями определяются возрастом их детей. Например:

Дети дошкольного возраста

Гуманные отношения в семье как фактор воспитания ребенка дошкольного возраста.

Влияние здорового образа жизни родителей на формирование личности ребенка дошкольного возраста.

Гендерные, возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста.

Особенности становления характера детей дошкольного возраста.

Воспитание самостоятельности у ребенка дошкольного возраста.

Специфика общения с детьми дошкольного возраста.

Развитие речи у детей дошкольного возраста.

Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.

Организация совместной досуговой деятельности в семье дошкольника.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.

Игровая деятельности в жизни ребенка дошкольного возраста.

Влияние современной игрушки на психическое и физическое состояние ребенка дошкольного возраста.

Компьютерная зависимость дошкольников: пути преодоления.

Чтение в жизни ребенка дошкольного возраста.

Права и обязанности родителей в период вхождения дошкольника в систему образования.

Психолого-педагогическая характеристика готовности дошкольника к обучению в школе.

 

1-4 классы

Воспитательный потенциал семьи: состояние, проблемы, перспективы.

Формирование и развитие взаимоотношений в семье представителей разных поколений.

Гуманизм детско-родительских отношений в семье: ответственность, долг, поддержка.

Специфика общения с младшими школьниками.

Формирование ответственности и самостоятельности у младшего школьника. Влияние средств массовой информации на детей.

Развитие навыков самообслуживания у детей.

Зависимость младших школьников от социальных сетей.

Игровая зависимость детей.

Помощь родителей: корректность и терпение в отношениях с ребенком.

Агрессивное поведение ребенка и воспитание в семье.

Атмосфера семьи и становление личности младшего школьника.

Родительский авторитет.

Стрессовая ситуация и здоровьесберегающие технологии: помощь родителей в сохранении здоровья младшего школьника.

Деньги как средство поощрения и наказания младших школьников.

Способы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в семье.

Патриотическое воспитание в семье младшего школьника.

 

5-9 классы

Воспитательный потенциал семьи: состояние, проблемы, перспективы.

Формирование и развитие взаимоотношений в семье представителей разных поколений.

Гуманизм детско-родительских отношений в семье: ответственность, долг, поддержка.

Специфика общения с подростками.

Формирование ответственности и самостоятельности у подростка.

Алкогольная зависимость несовершеннолетних.

Подросток и курение.

Зависимость детей и подростков от социальных сетей.

Игровая зависимость детей и подростков.

Влияние социального окружения на формирование личности подростка.

Влияние средств массовой информации на подростков.

Мир увлечений и круг общения ребенка.

Организация совместного досуга в семье.

Традиции и семейные ценности.

Развитие навыков самообслуживания подростков.

Помощь родителей: корректность и терпение в отношениях с подростком.

Агрессивное поведение подростка и воспитательные действия в семье.

Атмосфера семьи и развитие личности подростка.

Родительский авторитет в семье подростка.

Здоровье ребенка и выбор профессии.

Роль семьи в подготовке подростка к экзаменам.

Стрессовая ситуация и здоровьесберегающие технологии: помощь родителей в сохранении здоровья подростка.

Подросток и любовь.

Деньги как средство поощрения и наказания.

Семейные конфликты и способы их конструктивного разрешения.

Патриотическое воспитание подростка в семье.

 

10-11 классы

Воспитательный потенциал семьи: состояние, проблемы, перспективы.

Формирование и развитие взаимоотношений в семье представителей разных поколений.

Гуманизм детско-родительских отношений в семье: ответственность, долг, поддержка.

Специфика общения со старшеклассниками.

Влияние средств массовой информации на старшеклассников.

Помощь родителей: корректность и терпение в отношениях со старшеклассником.

Агрессивное поведение старшеклассников и воспитательные действия в семье.

Атмосфера семьи и развитие личности старшеклассника.

Родительский авторитет в семье старшеклассника.

Здоровье ребенка и выбор профессии.

Роль семьи в подготовке старшеклассника к экзаменам.

Стрессовая ситуация и здоровьесберегающие технологии: помощь родителей в сохранении здоровья старшеклассника.

Любовь в жизни старшеклассника.

Организация совместного досуга в семье.

Деньги как средство поощрения и наказания.

Способы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.

Роль семьи в патриотическом воспитании и формировании гражданской позиции старшеклассника.

 

Занятия необходимо проводить в различной форме: лекция, лекция-диалог, тренинг, «круглый стол», ролевая игра психологическая игра, собрание-диспут, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие практические занятия.

В помощь педагогу, будут разработаны методические рекомендации по проведению инновационных форм работы с родителями.

 

II. Программа воспитания будущих семьянинов-родителей

Одним из приоритетных направлений деятельности образовательных организаций по преодолению кризиса семьи и семейного воспитания должна стать не только работа с родителями, а также – с учащимися старших классов и студентов профессиональных организаций – будущих семьянинов-родителей. Программа должна обеспечить молодых людей теоретическими знаниями и практическими навыками в сфере семейных отношений.

Содержание программы призвано сформировать активный интерес учащихся к отечественным педагогическим традициям в области семейного воспитания. Занятия помогут молодым людям приобрести навыки коммуникации, взаимодействия и организации совместной деятельности.

Занятия предполагают использование активных и интерактивных методов, включения подростков в выполнение предлагаемых практических заданий. На занятиях также рекомендуется проводить обсуждение фрагментов кинофильмов, научной и художественной литературы.

Примерные темы школы будущего-семьянина.

Тема 1. Современная семья глазами психолога, социолога, историка, демографа.

Тема 2. Изучение родословной нашей семьи (генеалогическое дерево).

Тема 3. Особенности уклада жизни российской семьи

Тема 4. Теплота и уют родного дома.

Тема 5. Семья в жизни человека.

Тема 6. Её величество Женщина.

Тема 7. Мужественность.

Тема 8. Семья в воспитании детей

Тема 9. Содержание и характер семейного общения.

Тема 10. Основные направления воспитания семьянина.

 

III. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации

«Психолого-педагогическая подготовка педагога к работе с современной семьей и организации всеобуча родителей»

 

На сегодняшний день остаются нерешенными ряд проблем во взаимодействии школы и семьи.

В обществе произошла смена ценностных установок, изменившая процессы воспитания в семье, обществе. Новое содержание образования и новые технологии обучения, мало знакомые родителям учащихся, вызывают тревогу в отношениях семьи со школой и недоверие. Проблемы семьи и школы становятся не только воспитательными, педагогическими, но и социальными.

Также во многих документах (Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года; Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года) определяется исключительная роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Однако не все родители осознают и понимают всю значимость и необходимость стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании своих детей.

Качество семейного воспитания, повышение ответственности родителей за воспитание детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций. В такой ситуации серьезную помощь могут оказать педагоги, непосредственно общающиеся с родителями и семьями своих учеников. Но взаимодействие с родителями – особый вид педагогической деятельности, требующий специальных знаний, такта.

Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня профессиональной компетентности преподавателей в вопросах организации всеобуча родителей, применения различных форм их образования и просвещения и повышения уровня их педагогической культуры.

Основная задача программы повышения квалификации – способствовать формированию теоретических представлений у педагогов о возможностях и условиях использования различных методов, форм и технологий в работе с родителями.

Сегодня необходимы более эффективные, продуктивные методики и технологии организации просветительской и обучающей деятельности в области семейного воспитания. Должна меняться и тематика психолого-педагогического просвещения.

 

 

 

Примерный план

программы повышения квалификации

«Психолого-педагогическая подготовка педагога к работе с современной семьей и организации всеобуча родителей»

 

№ п/п

Наименование тем

 

Трудоемкость в часах:

 

Формы контроля

 

 

 

Всего

аудиторные занятия, в т.ч.

 

 

 

Самостоятельная работа

 

 

Всего

 

 

лекции

Практические, лабораторные, семинарские занятия, тренинги и др.

всего

в т.ч.

выездные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

История семейной педагогики

6

6

4

2

   

-

2.

Современная семья: особенности, типы

8

8

6

2

   

-

3.

Проектирование и планирование работы с родителями

10

10

10

     

-

4.

Формы работы школы с родителями

10

10

8

2

     

5.

Способы общения и методы педагогического взаимодействия педагога с семьей. Коммуникативный аспект

10

10

6

4

     

6.

Диагностический аспект деятельности школы во взаимодействии с семьей.

Мониторинг образования родителей

10

10

6

4

     

7.

Юридические и законодательные аспект работы с родителями

10

10

6

4

     

8.

Валеологический аспект сопровождения образовательного процесса

8

8

6

2

     
 

Итоговая аттестация

             
 

Итого:

72

72

52

20

     

Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через различные аспекты жизнедеятельности семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, осуществляется его становление как личности и индивидуальности.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и образовательных организаций лежит идея превращения воспитания из общественного в семейное. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и образовательных организаций, основанных на сотрудничестве и взаимодействии.

В предлагаемой программе «Системно-комплексный подход к организации повышения педагогической культуры родителей» на теоретико-методологическом уровне будет обоснована комплексная модель дифференцированного психолого-педагогического просвещения и обучения педагогов, родителей учащихся и подрастающего поколения, будущих семьянинов по вопросам сохранения семейных традиций в воспитании ребенка,

Разработаны рекомендации и научно-методическое обеспечение для реализации данного проекта.

 

Скачать презентацию

© 2014-2019 Национальная Родительская Ассоциация Яндекс.Метрика
0.020