X
На главную
Мы в твиттереНРА ВконтактеМы в ФейсбукеМы в ЖЖФорум
Интерактивная карта

Полезное чтение для педагогов



Алеология человека: энергообеспечение и воспитание

В статье раскрывается проблема наращивания резервов здоровья (энергопотенциала) с позиции нового педагогического подхода (актуализации и доминирования у человека в детстве биологических, в отрочестве - идеальных, а в юности - социальных потребностей).

Авторы:

Зайцев Антон Георгиевич – профессор кафедры развития дополнительного образования детей и взрослых Ленинградского областного института развития образования, доктор медицинских наук;

Смыкало Любовь Владимировна, старший преподаватель кафедры психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей Санкт-Петербургского государственного университета

Биологическая сущность адаптации свидетельствует о том, что энергопотенциал (главным образом потенциал аэробного энергообеспечения) может накапливаться в организме человека непроизвольно, то есть без участия его сознания. В то же время при наличии у человека соответствующей мотивации и должного понимания значимости энергоресурсов для его жизнедеятельности данный биологический процесс может принимать форму организованной (сознательной) деятельности. Таким образом, произвольность или непроизвольность процесса накопления энергии в организме человека зависит от него самого.

В настоящее время здоровье человека, прежде всего его соматический компонент нередко рассматривают в зависимости от его конституции.

Конституция человека – это совокупность морфологических, физиологических и психологических особенностей, полученных по наследству и приобретенных в течение жизни. Причем считается, что определяющее значение в конституции принадлежит генетическому компоненту. Поэтому конституцию человека невозможно изменить, но можно скорректировать в период ее естественного формирования.

В книге Л. Г. Апанасенко и Л. А. Поповой «Медицинская валеология» [1] предпринята попытка оценки и прогнозирования здоровья человека с позиции его конституции (точнее – психосоматической конституции), которая, по мнению авторов, формируется под влиянием двух основных факторов: 1) степени раскрытия потенций «зародышевых листков» (эктодермы, мезодермы и эндодермы), из которых развиваются, соответственно, нервная, мышечная и пищеварительная системы; 2) особенностей эндокринного статуса (соотношения в организме гормонов щитовидной железы и коры надпочечников). Взгляды указанных авторов, что важно отметить, сформировались на основе поиска ими связей, или корреляции между типологическими подходами к человеку таких известных ученых, как В. Шелдон, Э. Кречмер, С. Сиго, И. Павлов, и носят, как они сами пишут, достаточно приближенный характер. В самом обобщенном виде эти корреляции можно представить следующим образом.

Эктоморфный тип по В. Шелдону коррелирует с астеническим по Э. Кречмеру, церебральным по С. Сиго, слабым и неуравновешенным по И. Павлову и «щитовидным» типами. Человек с такой конституцией способен к обучению, творчеству, малоагрессивен, эмоционален, предрасположен к гипофункциональным состояниям различных отделов пищеварительной системы, воспалительным заболеваниям дыхательной системы, неврозам, шизофрении.

Мезоморфный тип по В. Шелдону коррелирует с эпилептоидным по Э. Кречмеру, «атлетическим» по С. Сиго, сильным, уравновешенным инертным по И. Павлову и «надпочечниковым» типами. Лицо с такой конституцией отличается мышечной активностью, склонностью к заболеваниям опорно-двигательного аппарата (артриту, артрозу), радикулиту, подагре, псориазу, из психических заболеваний – эпилепсии.

Эндоморфный тип по В. Шелдону коррелирует с пикническим по Э. Кречмеру, дигестимным или «пищеварительным» по С. Сиго, сильным уравновешенным по И. Павлову и «надпочечниково-щитовидным» типами. Человек с такой конституцией склонен к полноте и ожирению, депрессивным и маниакальным состояниям, с возрастом у него растет предрасположенность к сахарному диабету, гипертонической болезни, атеросклерозу, иммунодефицитным состояниям, дискинезии желчновыводящих путей.

Нетрудно заметить, что среди обозначенных психосоматических типов менее подвержены заболеваниям лица с преобладанием мезоморфного (или «атлетического») типа, а наибольшие проблемы со здоровьем возникают у людей эндоморфного («пищеварительного») типа. Это напрямую связано с особенностями накопления у них энергоресурсов. Ведь потенции каждого «зародышевого листка» определяют функциональные резервы образующихся из него тканей. Отсюда понятно, что мезоморфный тип по своей биологической природе (ведь приоритетное развитие у него получают опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистая и половая системы) нуждается в значительно большем количестве энергии и, соответственно, лучше способен ее накапливать (причем именно в указанных органах и системах), нежели эктоморфный тип (у него активнее развивается нервная система, кожа и органы чувств), и тем более – эндоморфный тип, нуждающийся в энергоресурсах прежде всего для развития органов пищеварения и частично дыхания.

Уменьшению риска заболеваний у лиц мезоморфного типа способствует и относительное преобладание у них гормонов коры надпочечников над тиреоидными гормонами щитовидной железы. Доминирование в организме человека кортикоидов и, прежде всего глюкокортикоидов, благоприятствует протеканию эффективной долгосрочной адаптации, а значит и росту в организме человека энергоресурсов – физической и психической работоспособности.

Представленные выше корреляции, по-видимому, могут иметь практическое значение. Но только в том случае, если человек с детства знает свой психосоматический тип и генетическую предрасположенность к тем или иным заболеваниям, а главное – мотивирован на их предупреждение. К сожалению, в реальной жизни это маловероятно. И не потому, что требуется проведение дорогостоящего генетического обследования пациента (информация о геноме сегодня относительно доступна). Проблема заключается в мотивации, которая не может сформироваться у человека (особенно в детстве) только на основе знания своей предрасположенности к тем или иным заболеваниям. Анализ мотивационной сферы человека показывает [2, 3, 4], что мотивация предупреждения возникновения заболевания (другими словами, «превентивная» мотивация) как проявление социальной мотивации не может быть сформирована у человека в детском и подростковом возрасте (а ведь именно в этот период происходит активное становление соматического и психического компонентов его здоровья). «Превентивная» мотивация (как доминирующая мотивация), по нашему мнению, может сформироваться только у взрослого (заметим, воспитанного, социально зрелого) человека, причем который уже почувствовал и осознал опасность своих генетически обусловленных заболеваний. Но для такого (по существу уже нездорового) человека формирование «превентивной» мотивации уже может не иметь большого значения (слишком поздно!). Сказанное свидетельствует о том, что педагогический подход к здоровью во всех отношениях является более перспективным (и, следовательно, приоритетным), нежели конституциональный (или генетический) подход.

В этой связи, по нашему мнению, более правомерной, с точки зрения научной валеологии (как, впрочем, и любой другой области научных знаний о человеке), является дифференцирование людей не по конституциональным особенностям, а по педагогическому параметру – уровню их воспитанности и, соответственно, уровню зрелости личности (или социальной зрелости).

Ранее нами уже отмечалось [2, 3], что у каждого человека (в зависимости от полноценности его воспитания) могут доминировать либо биологические, либо идеальные (психические), либо социальные потребности, составляющие «ядро» его личности (по П. В. Симонову [5]). И именно это «ядро» определяет уровень воспитанности и зрелости личности человека, от чего в наибольшей мере зависит его образ жизни и состояние здоровья. Таким образом, вполне обоснованным представляется разделение людей на «биологических», «психических» и «социальных». Разумеется, такое разделение людей является условным, так как в каждом человеке есть и биологическое, и психическое, и социальное, но доминировать могут разные составляющие его личности (что, еще раз подчеркнем, связано с особенностями их воспитания).

Возвращаясь к теме, следует отметить, что в животном мире процесс накопления энергоресурсов происходит непроизвольно. Животное (к примеру, млекопитающее) под влиянием простейших биологических потребностей в пище, тепле и сне, которые составляют основу инстинкта в самосохранении, добывая пищу, охотясь или, спасаясь от угрозы со стороны других животных, тратит физическую энергию, которая затем в период отдыха восполняется с избытком, что увеличивает его готовность к добыванию пищи или спасению от врагов.

Для человека «биологического», живущего преимущественно телом, также должно быть свойственно непроизвольное накопление энергоресурсов. Однако в современных условиях у «биологического» человека (а таковой, как показывают наблюдения, еще нередко встречается) накопления энергоресурсов, обычно, не происходит. Связано это с тем, что он ведет нездоровый образ жизни, что приводит к соматической «ослабленности» и заболеваниям (желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, обмена веществ и др.).

Для «психического» человека, живущего преимущественно душой, непроизвольное накопление энергоресурсов также достаточно проблематично, так как он зачастую ведет малоподвижный образ жизни (часами может смотреть по телевизору «мыльные оперы», решать кроссворды, просиживать за игральным автоматом, заниматься несуразным коллекционированием и т.д.). На этой почве у него могут развиваться различного рода зависимости (алкогольная, игровая, Интернет-зависимость и др.). Бывает, правда, что гипертрофированная озабоченность своим внешним видом побуждает «психического» человека к занятиям физическими упражнениями (он начинает усиленно «качать мышцы», «строить фигуру»). Однако чаще всего это делается форсировано, то есть без учета физиологических закономерностей развития человека.

Согласно концепции воспитания здоровой личности [3], полноценное накопление энергоресурсов более характерно для социально зрелого человека, который живет преимущественно другим человеком (другими людьми). Под «другими», по нашему разумению, следует понимать в первую очередь «любимого человека», а затем – прочих людей (собственных детей, родственников, друзей и т.д.) [4]. Уникальность ситуации состоит в том, что социально зрелый (воспитанный) человек, озабоченный жизнью других людей, на самом деле много занимается и своим телом, и своей душой. И делает он это, прежде всего для того, чтобы полноценнее обустроить собственную социальную жизнь. Отсюда понятно, почему накопление энергопотенциала для социально зрелого (воспитанного) человека становится самостоятельной валеологической задачей, которую он, как правило, успешно решает в процессе избранного им способа физкультурной деятельности.

Итак, есть все основания считать, что накопление в организме человека энергопотенциала (что по своей сущности является биологическим процессом) у воспитанного человека приобретает характер целенаправленной социальной деятельности. У других же людей (недостаточно, или плохо воспитанных) этого не происходит вследствие доминирования у них либо незрелых, либо ложных мотивов.

Таким образом, актуальной становится задача воспитания и формирования соматического статуса человека на всем протяжении его роста и развития. Опираясь на идею актуализации и доминирования у человека в детстве биологических, в отрочестве идеальных, а в юности социальных потребностей (по П.В.Симонову [5]), можно выделить основные этапы формирования его соматического статуса в процессе физического воспитания [3].

Физическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста следует осуществлять с учетом знания мотивационной сферы их двигательной активности. Согласно имеющимся исследованиям, ее основу составляют различные проявления биологической потребности в физическом саморазвитии: 1) игровом единоборстве; 2) командном взаимодействии; 3) силовом единоборстве; 4) преодолении внешних препятствий; 5) сложнокоординационных упражнениях с применением механических средств передвижения; 6) танцевальных движениях; 7) упражнениях с отягощениями. Причем, доминирование одной из названной мотивации, как правило, сопряжено с негативным отношением к другим видам двигательной деятельности. Так, например, мальчики, предпочитающие катание на коньках, роликовой доске или велосипеде, обычно, не любят бороться, лазить по деревьям, плавать, прыгать в длину и высоту. Девочки, охотно занимающиеся танцами, отрицательно относятся к силовым упражнениям. А ребята, любящие поиграть в составе команды в мяч, как правило, равнодушны к походам, конькам, даже велосипеду.

Следовательно, педагогу (в том числе родителям) важно определить, какой вид двигательной активности больше всего нравится ребенку и предоставлять ему возможность им заниматься. И конечно, надо чаще водить ребенка на игровые площадки физического саморазвития с обязательным предоставлением им свободы выбора средств удовлетворения своих двигательных потребностей. К таким игровым площадкам можно отнести, например, «трек», насыщенный средствами передвижения (самокатами, роликовыми коньками и досками, велосипедами и т.д.), или «джунгли», где система канатов, шестов, веревочных лестниц, трапеций и батутов приведена в определенную взаимосвязь.

Занятия физической культурой на игровых площадках следует строить по принципу «делай как я». Получив полную свободу, ребенок сам способен спрограммировать свою игровую деятельность. А физическую нагрузку будет регулировать по самочувствию. Регулятором в этом случае выступает простейшая биологическая потребность в экономии сил, которая предохраняет ребенка от физических перегрузок, и его двигательная деятельность протекает преимущественно в аэробном (обеспеченном кислородом) режиме, благоприятном для развития основных двигательных способностей ребенка, развития всего его организма.

Кроме площадок физического саморазвития для детей дошкольного и младшего школьного возраста должны быть доступны также бассейн, тренажерный комплекс, танцевальный зал, туристический клуб, площадки для подвижных и спортивных игр, где занятия также должны строиться с учетом их базовых потребностей (то есть на основе подражания и в игре). И конечно, до минимума следует свести количество регламентированных и, в частности, командно-строевых упражнений, которые являются одной из причин деформации двигательных потребностей детей.

Кроме различных проявлений потребностей в физическом саморазвитии в структуре мотивационной сферы (прежде всего детей младшего школьного возраста) может обнаруживаться спортивная мотивация (стремление быть лучше – побеждать), которую следует рассматривать в качестве социальной, то есть более свойственной взрослому (или взрослеющему) человеку. В этой связи важно подчеркнуть, что формирование (удовлетворение) данной потребности в раннем возрасте может привести к форсированию физического развития детей, преждевременному изнашиванию организма и ослаблению их иммунной системы.

Физическое воспитание подростков должно проходить с учетом доминирующих у них идеальных потребностей в самопознании и поиске смысла. Интерес подростков к самому себе (познанию своих индивидуальных физических особенностей) и смыслотворческой деятельности (определению смысла и значения двигательной активности в жизни человека) формируется благодаря возможности выбора ими из многообразия различных способов физического совершенствования такого, который, с одной стороны, соответствует их индивидуально-психологическим особенностям (проще говоря, нравится), а, с другой стороны, способствует укреплению здоровья. Осуществить такой выбор можно только путем валеологического анализа подростками физической работоспособности и психических состояний, проявляющихся у них в процессе апробирования различных способов физического совершенствования. В этом случае важное значение приобретает информирование подростков о них самих (их индивидуальных особенностях) и о том, как следует им заниматься теми или иными физическими упражнениями (вопросы теории и методики физической подготовки).

В юношеском возрасте (если в подростковом возрасте осуществлялся продуктивный поиск индивидуального варианта физической подготовки) у юношей и девушек, соответственно актуализирующимся у них социальным потребностям, возникает и растет интерес к физическому самосовершенствованию и самоопределению в физкультурной деятельности. Для одних из них физические упражнения становятся средством совершенствования своего телосложения и укрепления соматического компонента здоровья (роста физической работоспособности), для других – средством психической саморегуляции (переживания положительных эмоций или восстановления нервной энергии), а для третьих – средством самоутверждения. Последние, как правило, начинают посещать спортивные секции и выступать в соревнованиях. Педагогическая задача в этот период состоит в том, чтобы предоставить юношам и девушкам соответствующие условия для занятий в избранном виде физкультурной или спортивной деятельности (обеспечить информацией и необходимыми средствами – тренажерами, снарядами и пр.).


Литература:

  1. Апанасенко Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология. – Ростов н/Д, 2000.
  2. Зайцев А.Г. // Гиг. и сан. – 2004. - № 1. – С.54-55.
  3. Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. Валеология взросления. Педагогические основы обеспечения здоровья подростков и молодежи. – СПб., 2004.
  4. Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. Валеология. Культура здоровья. Книга для учителей и студентов педагогических специальностей. – Самара, 2003.
  5. Симонов П. В. Мотивированный мозг. – М., 1987.

 

© 2014-2019 Национальная Родительская Ассоциация Яндекс.Метрика
0.020