X
На главную
Мы в твиттереНРА ВконтактеМы в ФейсбукеМы в ЖЖФорум
Интерактивная карта

Полезное чтение для педагогов



Интерактивное взаимодействие с родителями как условие развитие индивидуальности обучающегося

«Где-то в самом сокровенном уголке сердца
у каждого ребенка своя струна, она звучит на свой лад,
и чтобы сердце отозвалось на мое слово,
нужно настроиться самому на тон этой струны»
В.А. Сухомлинский

В современных условиях развития информационного общества разгораются дискуссии по поводу роли образовательных учреждений. Возникают иные отношения семьи и школы. Все чаще встречается характеристика школы как сферы услуг. Кто-то негативно оценивает такую позицию, в то же время звучат и положительные характеристики такой миссии: образование - сфера социальных услуг, имеющая исключительное значение как для отдельного человека, так и для общества в целом. Известные социологи, такие как Дюркгейм, Вебер, Парсонс считали, что как в семье, так и в школе действуют специальные механизмы, обеспечивающие стабильность и порядок. К таким механизмам относится прежде всего механизм социального контроля, базирующийся на системах ценностей и норм. Ценности – разделяемые в группе убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения [1, с. 63].

 Какие ценности наиболее значимы для семьи? Доброта, уважение, ответственность, любовь, забота, доверие, взаимопонимание, искренность, для молодежи наиболее значимы карьера, образование, отношения с друзьями и родителями. Приоритет тех или иных ценностей зависит от конкретной семьи. Школа, как социальная группа, опирается на такую систему ценностей, как образование, патриотизм, гражданственность, в основе которых лежит любовь, ответственность, уважение, взаимопонимание. Эти ценности значимы для каждой семьи, независимо от характера взаимоотношений родителей. Формирование этих базовых ценностей и является основой интерактивного взаимодействия родителей, учителей, школьников.

В современной системе образования наблюдается противоречивое состояние: в частности, приоритет учебной деятельности перед воспитанием личности, излишняя теоретизация и детализация знаний, в то время как растет потребность обучающихся в приобретении именно социального опыта.

К сожалению, социологические опросы, наблюдения и исследования показывают распространение среди молодежи нежелания решать общие проблемы в надежде, что кто-то за них это будет делать, проявляется нигилизм, как отрицание и критика любых общественных изменений при отсутствии собственного видения  путей общественного развития и наблюдается социальная безответственность как непонимание всех возможных последствий. Таким образом, в современной школе вопрос гражданского воспитания стоит как никогда остро.

Формирование гражданской позиции - комплексный и длительный процесс. [2, URL] Сам ребенок не сформирует активную гражданскую позицию – в этом ему нужно помочь. Основными источниками формирования гражданского долга у детей являются в первую очередь семья и школа. Для достижения этой цели очень важно включать не только школьников, но и их родителей в процесс интеллектуального творчества, социального проектирования в самых разнообразных формах. Необходимо выявить систему средств, которые позволили бы изменить сложившуюся ситуацию. Средства по формированию гражданской позиции должны иметь системность, так как недостаточность их использования не позволят получить нужного результата.

Для Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лицей» городского округа город Урюпинск Волгоградской области одним из приоритетных направлений деятельности является создание условий для развития познавательных потребностей и интересов детей, исследовательской активности. Интерактивное обучение в лицее – это, прежде всего, диалоговое обучение. Именно в ходе диалога осуществляется взаимодействие между школьниками и учителями, между самими школьниками, между родителями и учителями. В зависимости от познавательной потребности интересов интерактивное взаимодействие происходит в рамках конкретных сообществ лицея. К ним относятся научное общество учащихся «Эрудит». Наряду с другими формами именно научное общество учащихся позволяет на этапе первичной социализации раскрыть индивидуальность и творческий потенциал ребенка.

Цель НОУ «Эрудит»: создание условий для развития свободной, мыслящей, информированной личности посредством различных форм взаимодействия

Задачи: развитие умений учащихся использовать альтернативные источники информации; формирование у них толерантности; развитие навыков активного отношения подростков к жизни, диалога и сотрудничества.

Индивидуальность как неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность проявляется в его непринужденной деятельности. Именно исследовательская, проектная, научная деятельность понимается как средство личностного развития и формирования мировоззрения через сотрудничество учителя, ученика, родителя. Результат исследования выступает не как самоцель, а как средство. Исследовательская деятельность учащихся рассматривается как путь к творческой личности. Именно в исследовательской работе ребенка основной целью является приобретение опыта организации собственной деятельности.

В научном обществе учащихся «Эрудит» лицея осуществляется интерактивное взаимодействие всех участников образовательного процесса в разнообразных формах.

Интерактивная стратегия взаимодействия учителей и родителей построена на использовании методов кругового взаимодействия. Акцент делается на сотрудничество и взаимодействие родителей между собой. Родители при этом активно пользуются дополнительными источниками информации. Он обращаются к социальному опыту – своему и своих знакомых, вступают в коммуникацию друг с другом, совместно решают поставленные задачи.

Интерактивное взаимодействие с родителями осуществляется по следующим направлениям: психолого-педагогическая поддержка, исследовательская деятельность,

социальное проектирование, научно-практические конференции, работа в школьном музее, олимпиадное движение, выборы президента НОУ, взаимодействие с общественностью.

При этом применяются в зависимости от конкретной цели разнообразные формы и приемы, в частности: мозговой штурм для выявления всего спектра возможных мнений или ответов по проблеме без их критики и анализа, анкетирование, социологический опрос с целью выявления мнений по определенному вопросу, использование компьютерных технологий, в том числе презентаций, поиска материала в сети Интернет, кейсы, метод «шести шляп», дискуссии, круглые столы, деловые и ролевые игры, экскурсии и встречи с представителями власти и общественности, индивидуальные встречи.

В сентябре в рамках агитационного месячника «Для вас, умники и умницы» члены научного общества совместно с руководителем и членом Родительского совета МАОУ «Лицей» разрабатывают содержание тематических классных часов «Прошлое и настоящее НОУ «Эрудит» и родительских собраний в 5-10 классах. Содержание таких родительских собраний включает психолого-педагогическое сопровождение по характеристике типов субъектного опыта школьников, их интеллектуальных способностей и способов их выявления. Различают 3 типа субъектного опыта: познавательный, коммуникативный и созидательный. Актуализация и расширение каждого из них обеспечивает результативность интеллектуальной и творческой работы. Микрогруппа эрудитов -любителей истории готовит и проводит тематические экскурсии в школьном музее, где многие экспонаты стали результатом поисковой, исследовательской, проектной деятельности школьников под руководством учителей и родителей-выпускников лицея прошлых лет. К тому же в музее хранится Летопись научного общества учащихся «Эрудит», которая ведется с момента его создания в 1996 году. Данные совместные мероприятия организуются с целью привлечь в ряды научного общества новых интеллектуалов и для пропаганды научного общества учащихся как среди лицеистов, так и среди их родителей.

Традиционно значимое событие – торжественное заседание «День Наук», посвященное Дню Лицея. При подготовке к этому пленарному заседанию малый ученый совет под руководством Президента подбирают интересные сценки, стихи, фрагменты видеоматериалов для общего сценария. Для торжественного приема желающих в научное общество группа информационного центра, в состав которого входит и представитель Родительского совета,  проводит фотографирование для удостоверений. Президент вместе с членами малого ученого совета готовит презентацию «Достижения НОУ «Эрудит», уточняются списки, оформляются удостоверения. На торжественном заседании вручаются дипломы магистров тем, кто стал победителем и призером областных, всероссийских олимпиад, конференций, конкурсов в прошедшем учебном году. Магистры–одиннадцатиклассники после торжественной клятвы вручают удостоверения новым эрудитам. На этом первом торжественном заседании родители оказывают эмоциональную поддержку своим присутствием.

Таким образом, осуществляется активное взаимодействие между эрудитами, лицеистами, учителями и родителями. На этапе подготовки к пленарному заседанию обучающиеся осваивают модели поведения взрослой жизни, которые основаны на активной, ответственной, самостоятельной деятельности.

Выборы президента научного общества – важное событие, которое включает в себя все этапы избирательного процесса. Кандидаты в президенты готовятся к дебатам, на которых выступают перед эрудитами со своими предвыборными программами. Это очень важный этап в предвыборном марафоне, от убедительности программы часто зависит результат выборов, поэтому родители кандидатов активно помогают корректировать содержание выступления и критически оценивают презентацию кандидата. Предвыборные программы представляются через школьное радио и размещаются на страницах печатного органа «Ученые записки». В день выборов школьники голосуют. Они регистрируются в избирательной комиссии по спискам, предъявляют удостоверение, расписываются за полученный бюллетень и в специально оборудованной кабине голосуют, бросая бюллетень в «избирательную урну». Такая ролевая игра позволяет освоить модель поведения избирателя. В конце учебного дня счетная комиссия из числа школьников вскрывает урну, проводит подсчет голосов.

Результатом серьезной, индивидуальной научной деятельности каждого эрудита становится выступление на научно-практической конференции «Юность науки», которая проводится в апреле.

Этому предшествует большая предварительная работа малого ученого совета под руководством президента: разработка сценария пленарного заседания, подготовка программы работы секций, презентации «Достижения НОУ «Эрудит», организация регистрации участников.

Научно-практическая конференция «Юность науки» позволяет продемонстрировать каждому члену научного общества результаты своей поисковой работы за год и представить итоги своего исследования, проекта. Начинается работа над исследованием в начале учебного года на основе доверительных отношений между учителем и учащимися, через сотрудничество на всех этапах деятельности. Это самая длительная поисковая и сложная научная работа, в результатах которой значительную роль играет позиция родителей. Благодаря их поддержке проходят встречи с представителями общественности и власти, ведется поиск уникальных документов, фотографий из семейных и личных архивов, интервьирование, встречи с ветеранами, благодаря заинтересованным родителям готовились красочные выставки для оформления презентации исследовательских и проектных работ на региональном и федеральном уровне. При подготовке пленарных заседаний родители помогают в изготовлении костюмов, реквизитов персонажей. В условиях информатизации благодаря активному участию родителей монтируются видеоролики, фильмы.

В зависимости от познавательных предпочтений школьники становятся активными участниками при поддержке родителей (организация режима дня, питания, приобретение необходимой литературы) олимпиад различного уровня, конференций, фестивалей, форумов. В формате уроков-практикумов, интеллектуальных игр, виртуальных экскурсий школьники взаимодействуют через систему видеоконференцсвязи Гимназического Союза России со сверстниками других городов.

Интерактивное взаимодействие с родителями в разнообразных формах осуществляется посредством школьного музея: подготовка новых экспонатов, макетов, торжественные мероприятия с экскурсиями, которые проводят юные экскурсоводы; подготовка и открытие новых музейных экспозиций; экскурсии для учащихся лицея по экспозициям музея; экскурсии для выпускников лицея во время вечера встречи; раскопки на территории школьного двора во время летней практики и пополнение фондов музея новыми экспонатами из истории госпиталя, который находился в годы Великой Отечественной войны в стенах лицея.

Система работы с родителями по организации социального проектирования осуществляется в различных формах. Актуальна форма проектов в ходе которых решаются проблемы молодежи в процессе социализации, сохранения исторической памяти, благоустройства школьного двора. Значимое место в социальном проектировании занимают проблемы нашего города, решение которых предлагаются в вопросах экономики, экологии, правовых аспектах, социальных, демографических. В частности, в общении и помощи ветеранам, в результате происходит сбор и сохранение воспоминаний участников Великой Отечественной, оказывается им адресная помощь, проводятся непосредственные торжественные встречи, нравственная ценность которых способствует формированию патриотических чувств школьников[3, с.53].

В процессе поиска путей решения обозначенных проблем школьники учатся взаимодействовать с представителями разнообразных сообществ, за счет получения дополнительной информации повышается общий уровень культуры детей и подростков; они учатся выявлять проблему, планировать предстоящую деятельность, оценивать свои возможности, анализировать результаты и окончательные итоги, развиваются их коммуникативные способности, навыки работы в команде [4, с. 63].

Темы проектов возникали из реальных проблем школьников. Так, например, общение с папой о героическом прошлом своей семьи раскрыл перед Артамоновой Евгенией историю любви бабушки и дедушки в военные годы. Девочка заинтересовалась вопросами дружбы и любви в годы войны, она провела социологический опрос среди своих одноклассников, лицеистов и выяснила, что практически никто не знает историю любви и дружбы своих прадедушек и прабабушек. В результате этот пробел она решила ликвидировать на примере своей семьи. Уникальные фотографии, воспоминания более старшего поколения позволили ей составить удивительную историю трех случайных встреч, которые завершились свадьбой в освобожденном Берлине. Материал этого проекта размещен на сайте нашего лицея. Данный проект стал сильным мотивом для начала нового проекта «О тех, кто живет рядом с нами» целью которого стало выявление проблем ветеранов. Была создана малая инициативная группа «Данко». Ребята в городском совете ветеранов, куда они обратились вместе со своими родителями, получили адресный список и посетили 12 из них. Узнали много интересных фактов их боевой молодости, которые не прочитаешь ни в одном учебнике, соприкоснулись с богатым внутренним миром участников войны, так например, Павел Данилович Акимцев буквально на ходу сочинял стихи, а Борис Иванович Линев очень трогательно вспоминал свои школьные годы, одноклассников и свои первые впечатления от встречи с врагом под Сталинградом. Ребята были тронуты открытостью, искренностью этих людей. Они подготовили рассказ о каждом из них на классном часе и выявили самую главную проблему ветеранов: одиночество. В результате возникла идея обратиться к сверстникам города с предложением взять шефство над ветеранами. И окружить их своим вниманием, заботой. Благодаря родителям удалось опубликовать это обращение в газете «Урюпинская правда». Активная поддержка родителей помогла организовать шефскую помощь одиноким ветеранам. Такая деятельность подтолкнула более серьезно обратить внимание на своих родственников. Так, Беспалова Алина написала своему прадедушке, участнику Великой Отечественной войны, трогательное письмо с благодарностью и восхищением. Общение с ветеранами  помогло осознать важность дружбы и взаимопомощи, быть более толерантными друг к другу.

Эрудиция и активность родителей создает условия для возникновения и развития проектов. Например, микрогруппа девочек в составе 5 человек занялась исследованием судьбы одного храма. К поиску их подтолкнул красочный рассказ увлеченного краеведением папы о дореволюционном Урюпинске, где было 5 действующих церквей. Один из храмов, Вознесенский, имел статус собора. Там, где когда-то возвышался главный храм - теперь памятник Ленина. Многие жители города не знают об этом факте. Девочки разработали анкету для соцопроса и выяснили,  что лишь 5% лицеистов слышали о храме. Они решили своим проектом «Возвращение к  утраченному: макет Вознесенского собора города Урюпинска» восстановить память об утраченной святыне нашего города.

При сборе информации обратились в художественно-краеведческий музей. Там хранится «Вознесенская летопись». Именно на основе этой летописи им удалось узнать уникальную историю создания Вознесенского собора и его разрушения. 

В результате проекта был не только собран материал о Вознесенском храме на основе исторических документов, но еще вместе с учителем изобразительного искусства создали макет Вознесенского собора из папье-маше. Создание макета позволило подготовить и провести для школьников лицея заочную экскурсию в дореволюционное прошлое города. Этот макет хранится в музее нашей школы и каждый может не только услышать, но и увидеть утраченный образ главной святыни города. 

Система работы с родителями при подготовке школьников к олимпиадам, форумам, конкурсам, при работе над социальными проектами, исследованиями позволяет нашим лицеистам успешно действовать в незнакомой обстановке, публиковать свои предложения в газетах, проявить свою творческую жилку. Но самое главное, обучающиеся приобретают важный жизненный опыт решения проблем, учатся ответственно и неравнодушно относиться к любому делу.

Интерактивное взаимодействие с родителями обучающихся позволило достигнуть высоких результатов, в частности, за 10 лет магистрами НОУ «Эрудит» стали 115 человек – это победители и призеры областных, всероссийских олимпиад, научно-практических конференций, форумов; 9 обучающихся – лауреаты премии Президента по поддержке талантливой молодежи за свои высокие результаты в исследовательской деятельности и олимпиадах. Выпускники лицея становятся студентами и успешно обучаются в  престижных вузах страны: МГУ имени Ломоносова, СПГУ, СПУ ИТМО, НИУ ВШЭ и других.

В данном направлении продолжается работа, поскольку существует ряд сложностей.

В частности, многие обучающиеся испытывают неуверенность в себе из-за академичности теоретического материала школьной программы. Многие родители, желающие участвовать в интеллектуальном развитии своего ребенка, не имеют такой возможности из-за большой профессиональной занятости.

Кризис современной семьи, при котором один из родителей вынужден оставлять близких и уезжать в столичные города с целью заработка.

Данные проблемы ограничивают возможности создания условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребенка при активном участии родителей.

Но, несмотря на эти ограничения, в научное общество учащихся вовлечено из более 700 обучающихся более 140 школьников и их родителей, то есть 20%.

Все это определяет перспективы дальнейшей работы в этом направлении: активизировать и разнообразить способы внутренней мотивации школьников и их родителей к интеллектуальной деятельности, поскольку именно интерактивное взаимодействие с родителями в научном обществе учащихся помогает создать благоприятные условия  для развития индивидуальности и активной жизненной позиции каждого школьника на основе базовых ценностей.


Библиографический список

  1. Сорвин К.В. Сусоколов А.А. Человек в обществе. Система социологических понятий в кратком изложении. М.: Русская панорама, 2015. 63с.
  2. ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ( Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)//Консультантплюс: URL http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi (дата обращения: 7.09.2018)
  3. Иоффе А. Н. Социальное проектирование в правовом образовании / А. Н. Иоффе // Организация внеурочной работы по праву.  М.: Изд. дом «Новый учебник», 2002. 160 с.
  4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. 96с.

Автор: Серебрякова Татьяна Петровна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лицей» городского округа город Урюпинск Волгоградской области

 

© 2014-2022 Национальная Родительская Ассоциация Яндекс.Метрика
0.020