X
На главную
Мы в твиттереНРА ВконтактеМы в ФейсбукеМы в ЖЖФорум
Интерактивная карта

Полезное чтение для педагогов



Любовь к Родине начинается с семьи. Материалы урока

Любовь к Родине начинается с семьи
посвящено Международному дню семьи 15 мая 2017 года

Актуальность урока заключается в необходимости патриотического воспитания подрастающего поколения. Семья - основная социальная ячейка общества, в которой закладываются основы нравственного, духовного, культурного, физического развития личности. В семье происходит формирование жизненных ориентиров и ценностей, отношений к себе, к другим людям и к Отечеству. В семье дети получают первые уроки патриотизма. Моральные нормы общества предстают перед ребёнком, воплощёнными во всём образе жизни семьи и усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье формируются привычки, жизненные принципы. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети, как сложится их судьба.

Поэтому целью урока является формирование осознанного восприятия учащимися влияния семьи на развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности.

Задачи, решаемые при проведении урока следующие:

  1. Формирование представления о нравственных установках личности, закладываемых в семье.
  2. Формирование осознанного восприятия единства со своей Родиной, чувства патриотизма.
  3. Формирование этических форм поведения в обществе и при общении друг с другом.
  4. Формирование умений правильно оценивать поведение окружающих, распознавать положительные и отрицательные качества личности.

На уроке происходит формирование УУД – личностных, познавательных, коммуникативных.

Планируемый результат – учащиеся должны:

  1. Уметь ориентироваться в межличностных отношениях при обсуждении проблемы, соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами, выделять нравственные аспекты поведения, ориентироваться в нравственных нормах и правилах.
  2. Уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, сравнивать и классифицировать объекты по выделенным признакам, строить логическую цепь рассуждения, применять навыки самостоятельной работы, анализировать и устанавливать причинно-следственные связи в обсуждаемых событиях, формулировать выводов, обобщать информацию.
  3. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, учить слышать и слушать друг друга, согласованно выполнять совместную деятельность, договариваться, вести дискуссию, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и с одноклассниками.

При проведении урока применяется технология критического мышления. Педагогический прием – исследовательский.

Форма урока – стратегия решения проблемы ИДЕАЛ.

 Урок ориентирован на возрастную группу – 14-16 лет.

 Оборудование - презентация к уроку «Любовь к Родине начинается с семьи», видеоролик «С чего начинается Родина».

Применялись методы обучения:

  • словесные - рассказ, эвристическая беседа, обсуждение с элементами дискуссии, самостоятельная мыслительная деятельность и представление учащимися ее результатов;
  • наглядные - просматривание презентации.

Выделяются этапы урока:

  1. 1.     Подготовка к идентификации проблемы.

Ученик читает стихотворение Л. Гайкевича «Семья». Ученики выделяют объект исследования, генерируя максимально возможное количество идей.

  1. 2.     Формирование цели урока.

Рассказ учителя о влиянии семьи на развитие личности, ее нравственных качеств, чувство патриотизма подводит учащихся к формулированию цели урока.

  1. 3.     Идентификация проблемы. Выбранная цель определяется в общем виде.

Рассказ ученика отображает проблему семьи, которая пыталась бежать из страны, угнав самолет и поставив жизни сотен людей под угрозу. Вопросы учителя побуждают к генерированию гипотез. Учащиеся выдвигают гипотезы о возможных причинах возникшей трагической ситуации.

  1. 4.     Идентификация проблемы. Выбранная цель определяется в конкретном виде.

Рассказ ученика отображает проблему семьи с точки зрения психологических взаимоотношений семьи и общества, отношения к Родине.

Вопросы учителя побуждают учащихся к генерированию максимального числа вариантов нравственных установок семьи, выделяя положительные и отрицательные; причин совершения преступных действий, их связи с нравственными установками.

  1. 5.     Подготовка к генерированию логических выводов.

Осуществляется под влиянием рассказа учителя о роли любви к Родине в становлении личности ребенка и прослушивания песни «С чего начинается Родина», просмотра видеоклипа.

  1. 6.     Генерирование логических выводов.

Учащиеся генерируют максимального количества логических выводов.

  1. 7.     Проблема решена.

Завершается урок стихотворением О. Фокина «Храни огонь родного очага» как логическое завершение исследовательской работы учащихся.

Урок-исследование
«Любовь к Родине начинается с семьи»

Ход проведения урока

Ученик 1: (подготовка к идентификации проблемы)

Семья — источник радости и счастья,
Любви неиссякаемый родник.
И в ясную погоду, и в ненастье
Хранит семья и ценит жизни миг.

Семья — оплот и сила государства,
Хранящая традиции веков.
В семье ребёнок — главное богатство,
Луч света, как маяк для моряков.

Лучи растут, становятся всё ярче
И люди жадно тянутся на свет.
Душа семьи становится богаче,
Когда царят любовь в ней да совет.

Когда царит взаимопониманье,
Тогда весь мир лежит у ваших ног.
Любовь в семье — основа Мирозданья.
Так пусть хранит все наши семьи Бог!

 Л. Гайкевич

Учитель: Ребята! Что будет объектом исследования на нашем учебном занятии?

Ответы учащихся:(подготовка к идентификации проблемы)

  1. Семья и взаимоотношения всех членов семьи и ребенка в ней.
  2. Семья как оплот нашего государства.
  3. Семья, в которой хранятся вековые традиции народа.

Учитель: (формирование цели урока)

На формирование личности ребенка значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. В то же время именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Его первые учителя и воспитатели — отец и мать. С самых первых дней рождения, когда ребенок еще беспомощен и нуждается в элементарном уходе, он усваивает родительские интонации, воспринимает эмоциональную атмосферу семьи, учится слушать и слышать, откликаться на ласку, ценить красоту. Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи — это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека. Семейные обстоятельства, в которых выросли дети, накладывают отпечаток на всю их жизнь и даже предопределяют судьбу.

Что является целью нашего занятия?

Ответы учащихся (генерирование максимального числа вариантов возможных целей урока)

Итак, цель нашего занятия исследовать проблему нравственных установок семьи как ведущей силы в становлении личности и в судьбе человека, в развитии у него чувства патриотизма.

Обратимся к истории семьи Овечкиных, жителей города Иркутска, известных всей стране.

Ученик 2: (идентификация проблемы. Выбранная цель определяется в общем виде)
(рассказ ученика отображает проблему семьи)

Семья́ Ове́чкиных — многодетная семья из Иркутска, которая в 1980-х прославилась своим семейным джазовым самодеятельным ансамблем «Семь Симеонов». 8 марта 1988 года семья предприняла неудачную попытку захватить самолёт с целью бегства из СССР. Семья Овечкиных — Нинель и её 10 детей — вылетела из Иркутска на самолёте Ту-154 в Ленинград на гастроли. При посадке в самолёт тщательного досмотра ручной клади произведено не было, что позволило преступникам пронести самодельные взрывные устройства и обрезы, спрятанные в музыкальных инструментах. Попытка угона самолёта не удалась: самолёт приземлился на военном аэродроме и был взят штурмом. При этом погибли в общей сложности 9 человек: пять террористов (Нинель Овечкина и четверо её старших сыновей), бортпроводница Т. И. Жаркая и трое пассажиров; ранения и травмы получили 19 человек. Дальнейшая судьба оставшихся в живых Овечкиных сложилась по-разному. Один из сыновей был убит в тюрьме сокамерником, дочь была убита своим сожителем в ходе бытовой пьяной ссоры, другая - вела асоциальный образ жизни, пыталась покончить с собой, стала инвалидом. Лишь двое изоставшихся в живых дожили до старости.

Учитель: (побуждение к генерированию гипотез)

Что привело семью к краху? Что исковеркало судьбу одаренных детей?

Ответы учащихся :(выдвижение гипотез)

  1. Стремление покинуть свою страну.
  2. Стремление скрыться от правосудия, возможно совершили непоправимое преступление.
  3. Не любили свою Родину – хотели завести себе другую Родину.

Учитель: чтобы решить проблему этой семьи нужно знать особенности семейных отношений, которые формировались в ней в течение долгих лет.

Ученик 3: (идентификация проблемы. Выбранная цель определяется в конкретном виде)
(дополнение к описанию проблемы)

Описание семьи Овечкиных.

Овечкины жили скромно, отец любил выпить, поэтому воспитанием 11 детей в основном занималась мать — Нинель Сергеевна. Женщина всегда была авторитетом для всех членов многочисленного семейства, но, став вдовой, ещё больше усилила своё влияние на домашних. Братья Василий и Дмитрий насмерть избили собственного отца за 4 года до угона самолёта за пьянство и жестокость. Отец сильно пил и при этом сильно буянил и даже иногда хватался за ружьё. Были случаи, когда отец стрелял из ружья, и братьям приходилось падать на пол, чтобы не попасть под пули! Следствие квалифицировало убийство отца как вынужденная самооборона! После смерти отца главным мужчиной в семье Овечкиных стал старший брат Василий. Он слушался мать, но воспитывал братьев безжалостно и жестоко! Непослушание жестко пресекалось. Это была семья, где младшие беспрекословно подчинялись старшим, а все вместе — матери. Она держала детей при себе, отгородив их от внешнего мира частоколом мещанских и обывательских привычек. По ее наставлению все мальчики поступили в музыкальную школу, а дочери, как мать, пошли по торговой части. В субботниках и других мероприятиях школы они не участвовали. Зато на их участке всегда кипела работа, дети все время копошились в земле, носились как оголтелые за водой, чинили дом, ухаживали за скотиной.

Никто из Овечкиных не курил, не пил. Весь день проходил в работе. А ночью, часов до двух, били по барабанам. В гости никогда не ходили, соседей в дом не пускали, друзей не заводили. Маленький, замкнутый на себе клан. Мать заметила, что её мальчишки невероятно музыкальны. Вместе с сыновьями организовала джазовый ансамбль «Семь Симеонов». Успех был колоссальным. Об одарённых музыкантах сняли документальный фильм. Кстати, Овечкиным, в особенности матери, фильм не понравился: "Что вы нас показали как крестьян? Мои сыновья — артисты! Вы нас унизить хотели?" — так узко мыслила женщина, уже переполненная гордыней. Государство, из крепких объятий которого они впоследствии захотят сбежать, дало многодетной матери две трёхкомнатные квартиры. Талантливую семёрку вне конкурса приняли в училище Гнесиных, но учиться не хотелось — самоучки, они мнили себя настоящими профессионалами и к учебе отнеслись легкомысленно, из-за гастролей и постоянных репетиций «Симеоны» оставили учёбу уже через год. Музыка, джаз не были для них образом жизни, творчество не являлось сутью и смыслом бытия, а всего лишь способом качественно изменить свою жизнь.

На образование дочерей мать внимания не обращала, девочки только обслуживали музыкантов. Музыкой в семье занимались только парни, сестры были чем-то вроде прислуги, Ольга ездила с братьями на гастроли и выполняла роли гримера, костюмера, повара. Ольга была тихой, смиренной, даже кроткой. Только один раз она пыталась взбунтоваться против семейного гнета — полюбила парня, нерусского по национальности. "Родишь от черного — тебя убьем, ребенка разорвем на части", — обещали ей любимые братья. Ольга все-таки родила — уже в тюрьме. В 1987 году Овечкиным выпал невероятный по тем временам шанс — поездка в Японию, где молодые дарования должны были выступать перед огромной аудиторией. Вернувшись, они больше не хотели жить «в стране очередей и дефицита». Позже один из оставшихся в живых Овечкиных расскажет следствию, что во время заграничных гастролей молодым людям сделали выгодное предложение — хороший контракт со звукозаписывающей английской компанией. Уже тогда братья были готовы сказать да и остаться на чужбине. Но сделав это, они навсегда могли попрощаться с матерью и сёстрами, которых никогда бы не выпустили из Советского Союза. Тогда музыканты приняли решение, что в ближайшее время любой ценой уедут из «Совка», и стали готовиться к побегу из страны. Они представляли себе, какую славу, богатство и комфорт они получат, если окажутся за границей! Им тогда оставалось не так много до большой славы! Но первый успех закружил головы и разрушил все планы, так удачно начавшейся жизни!

Учитель: Ситуация перед совершением преступления – это обычно ситуация морального выбора, она неразрывно связанна с мировоззрением человека. Для человека, имеющего высокие нравственные установки, сам по себе факт совершения преступления невозможен.

Какие положительные нравственные установки проявлялись в семье Овечкиных? Почему?

Аргументированные ответы учащихся: (генерирование максимального числа вариантов проблемы)

  1. Здоровый образ жизни.
  2. Трудолюбие.
  3. Сплоченность.
  4. Объединение семьи общей идеей.
  5. Любовь к матери.

Учитель: (побуждение к генерированию гипотез)

Какие нравственные установки семьи вам не понравились в семье Овечкиных? Почему?

Аргументированные ответы учащихся: (генерирование максимального числа вариантов проблемы)

  1. Жесткое подавление воли младших членов семьи.
  2. Стремление только к получению материальных благ.
  3. Отсутствие интересов вне семьи, самодостаточность.
  4. Стремление к реализации собственных интересов вне зависимости влияния их действий на судьбу и жизнь других людей.
  5. Пренебрежение интересами других.
  6. Отсутствие элементарного чувства патриотизма, любви к родине.

Учитель: Какие личностные качества матери Овечкиных привели к краху, несомненно, перспективной семьи, гибели ее детей?

Аргументированные ответы учащихся: (генерирование максимального числа вариантов проблемы)

  1. Низкий уровень духовной культуры.
  2. Отсутствие духовных интересов, только потребительское отношение к жизни и окружающим.
  3. Воспитание детей в жестком подчинении матери и старшему сыну.
  4. Преобладание собственных интересов, пренебрежение интересами окружающих людей и даже их жизнями.
  5. Отсутствие патриотизма, любви к Родине.

Учитель:

Семья является ячейкой общества, в семье происходит социализация подрастающего поколения. Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны. Первые уроки гражданственности дети получают в семье. Гражданственность, патриотизм – это чувства неразрывной связи с Родиной, сознание ответственности за её безопасность и процветание. «Лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов», — писал французский философ Шарль Монтескье. Любовь к Родине начинается с любви к отцу, маме, бабушке, деду, сестре, брату и другим близким людям. Любовь к Родине – это, прежде всего, любовь к месту, где ты родился, сказал первое слово, сделал первый шаг, вырос, шагнул во взрослую жизнь. Куда бы ни забросила тебя судьба, священным будет это место, в которое всегда хочется возвращаться. Зовется оно малая Родина. Малые Родины сливаются в целую страну, к которой каждый ее гражданин испытывает возвышенные чувства — патриотизм, гордость, восхищение. Когда ребенок растет в естественной патриотической среде, с детства видит проявления патриотических чувств в окружении близких людей, понимает проблемы своей Родины, осмысливает ее достижения, участвует в ее созидании, его отношение к Родине — безальтернативно — он растет патриотом. А если этого нет? Тогда — Отечество в опасности, как и живущие в нем люди.

Была ли мать Овечкиных патриотом своей страны? Воспитала ли она своих детей патриотами Родины? (побуждение к генерированию вариантов причин преступных действий семьи)

Аргументированные ответы учащихся: (генерирование максимального числа вариантов причин действий)

  1. Патриотам своей страны не пришла бы идея покинуть свою Родину таким преступным образом, рискуя жизнями сотен неповинных людей.
  2. Как бы не было трудно жить на Родине трудом все можно преодолеть, можно жить достойно.
  3. Как не было чувства любви к Родине у матери, так и не было его в детях.

Учитель: К.Д. Ушинский считал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». Родина. Отечество. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Любовь к близким людям, к родному дому, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. К сожалению, в семье Овечкиных преданность своей матери и своему дому ужилось с безразличием к судьбе страны, к судьбе ее простых граждан. И заложила зерно будущей гибели своей семьи мать, которая не была патриотом своей страны!

(подготовка к генерированию логических выводов)

Сложены песни о Родине, в которых также звучит тема связи семьи и отечества.

Звучит песня «С чего начинается родина», просмотр клипа.

Учитель: (побуждение к генерированию логических выводов)

Давайте сформулируем вместе основные принципы семьи, которые позволят детям вырасти счастливыми, любящими свою Родину гражданами!

Аргументированные ответы учащихся: (генерирование максимального количества логических выводов)

  1. Родители, в первую очередь, должны быть образованными патриотическими людьми.
  2. Надо с детских лет воспитывать в детях дисциплинированность, коллективизм, чувство товарищества, замкнутый мир семьи не позволяет личности развиваться.
  3. В семье должен быть не культ потребительства, а духовного и интеллектуального развития.
  4. Все должны выполнять семейные трудовые обязанности, приобщаться к реальным делам семьи, общественному труду на пользу общества.
  5. Путешествовать, вместе восхищаться красотой родной природы, уникальной и своеобразной.

Ученик4: (проблема решена)

Храни огонь родного очага
И не позарься на костры чужие –
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века:
Храни огонь родного очага!
Лелей лоскут отеческой земли,
Как ни болотист, как ни каменист он,
Не потянись за чернозёмом чистым,
Что до тебя другие обрели.
Лелей лоскут отеческой земли!
О. Фокина «Храни огонь родного очага»  

Программа воспитательной работы

«Сотворение Личности»

 

«Люди не рождаются,
а становятся тем,
кто они есть».

К. А. Гельвеций.

I. Пояснительная записка.

В действующем Законе «Об образовании» определены приоритеты в строительстве образовательного процесса. Государственная политика в этой области в качестве первоочередной задачи выдвигает « приоритет…свободного развития личности».

Свободная личность -

  • это прежде всего личность духовно – нравственная, обогащенная духовными ценностями, выработанными человечеством в течении тысячелетий;
  • это личность физически и интеллектуально зрелая, способная к активной творческой, преобразующей и полезной деятельности;
  • это личность, располагающая потребностями и способностями к самопознанию, самореализации, саморазвитию, самоопределению.

Последние достижения отечественной и мировой психофизиологии дают все основания утверждать: свободное развитие личности ребенка возможно только на основе свободы движений и чувственных впечатлений от образов мира в свободном пространстве, а также свободы выражения эмоциональных переживаний в руко- и речетворчестве, творческой деятельности во всех областях обучения и быта. Только при таких условиях возможно раскрепощение телесных и духовных видовых потенциалов.

Истинная творческая деятельность каждого человека, и особенно, у ребенка, всегда работает на интуитивном алгоритме «озарения – прозрения», формирует мышление. Почвой для зарождения и укоренения подобной способности является выстроенная своим мыслетворчеством модель мира. Вот почему ребенок изначально творец своей духовной природы. Но путь овладения свободой творчества для каждого ребенка долог и труден. Творчество – это фундамент, на основе которого формируется ум ребенка.

Для творческого ума характерны:

  • яркость и художественная образность мышления и речи;
  • богатство и разнообразие художественных и конструктивных творческих способностей, в том числе решений любых проблемных ситуаций.;
  • мировоззренческий поиск, включающий в себя социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве элемента социальной общности.

Творческий ум не дается в готовом виде: он, как духовный привой, выращивается долгими, кропотливыми усилиями взрослых и самого ребенка.

Программа «Сотворение личности» обеспечивает целостное воспитательное воздействия учителя – воспитателя на формирование свободной личности ребенка, включает все способы и методы активного сотрудничества учителя, ребенка и родителей.

II. Цель программы:

 создание условий для развития личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в современном обществе.

Задачи программы:

  1. Создание условий для развития интеллектуальных, творческих, нравственных качеств учащихся, формирование научного мировоззрения.
  2. Обеспечить педагогическую поддержку учащимся для развития их творческого потенциала.
  3. Создание условий для формирования навыков здорового образа жизни.
  4. Создание условий для социальной адаптации каждого ребенка к современному обществу.
  5. Создание условий для укрепления внутрисемейных связей детей и их родителей.

Основные принципы воспитательной работы по развитию прогрессивной, творческой деятельности ребенка.

  1. 1.     Принцип психологической комфортности.

 Снятие всех стрессообразующих факторов, создание атмосферы доброжелательности, безопасности, сотрудничества, понимания и принятия каждого ребенка таким, какой он есть. Принятие всего, что есть в ребенке как естественное, сообразное его природе, даже если это и не соответствует культурным представлениям и нравственным установкам. Создание атмосферы заинтересованности вокруг каждого ребенка, установление духовного контакта. Формирование мотивов к разным видам его деятельности и прежде всего внутренних мотивов самосовершенствования и саморазвития.

  1. 2.     Принцип целостного развития ребенка.

Создание условий, обеспечивающих общее психическое, социальное и биологическое развитие каждого ребенка. Все эти процессы протекают в единстве и во взаимосвязи. Ребенок созревает, воспитываясь и обучаясь, под руководством взрослых осваивая то содержание культуры, которое создало человечество.

  1. 3.     Принцип вариативности.

Развитие у ребенка понимания вариативности способов решения познавательных и жизненных проблем, задач, умения их сравнивать и находить оптимальный вариант. Поощряются все самостоятельные высказывания и действия детей, их стремление находить различные варианты решения одной и той же проблемы, выдвигать и обосновывать новые идеи. Искать истину вместе с ним.

  1. 4.     Принцип творчества.

 Развивать у каждого ребенка потребность и способность к творческой деятельности: инициативность, изобретательность, готовность к продумыванию, генерированию идей, их продуцированию, нестандартность решения проблем. Если всячески помогать и одобрять творческий, культурный труд ребенка, стимулировать его идеи, то именно они будут расти в нем и развиваться. Ребенок участвует в созидательной, преобразующей деятельности, преодолевает стереотипы, реализует свои способности.

  1. 5.     Принцип целостного представления о мире.

 Целостное представление о мире «Природа – общество – я» формирует направленность личности, ее мотивы, ценности, убеждения, субъективный опыт.

  1. 6.     Принцип деятельности.

Обеспечение собственной активной деятельности ребенка, направленной на самостоятельное созидание нового, воплощение продуцированных идей. Включение ребенка в деятельность как его основного субъекта.

  1. 7.     Принцип оптимального сочетания групповой и индивидуальной деятельности детей.

Основные правила воспитательной работы.

  • Учитывать интересы, желание ребят.
  • Всегда искать в детях лучшее и использовать в воспитательной работе.
  • Убеждать не столько словом, сколько показом достойного поведения, наглядным действием.
  • Находить разумную меру доверия.
  • Не делать за учеников то, что они могут сделать сами.
  • Не мириться с ошибками, но и не подчеркивать недостатки ребят.
  • Не давать ребятам останавливаться на достигнутом, побуждать их к лучшему и большему.
  • Не навязывать свое мнение, незаметно подводить их к правильной оценке событий, к справедливому решению.

III. Воспитательный процесс в классном коллективе.

1. Характеристика и основные направления воспитательной работы.

Воспитательная программа включает девять блоков, взаимосвязанных направлений воспитательной работы:

  • образовательное направление;
  • правовое направление;
  • патриотическое направление;
  • трудовое направление;
  • этическое направление;
  • досуговое направление;
  • эстетическое направление;
  • спортивное направление;
  • развитие общения.

Основные направления воспитательной деятельности обязательно должны опираться и обеспечиваться творческой деятельностью ребенка, сначала с помощью учителя – воспитателя, а затем самостоятельно (приложение1).

Блок образовательного направления под девизом «Жизнь – бесконечное познание» (приложение 2) является первой ступенью реализации программы:

  1. Проводится выявление специальных и практических способностей учащихся с помощью психолога и социального педагога.
  2. Оказывается помощь в выборе профиля обучения.
  3. Оказывается помощь учащимся в успешной подготовке к предметам школьного и профильного курса .
  4. Проводится подготовка одаренных детей к школьным и городским Олимпиадам по предметам.
  5. Поощряются учащиеся, достигшие лучших результатов в обучении.
  6. Проводится коррекция обученности детей со слабой успеваемостью.

Ожидаемый результат - высокий уровень обученности, глубокие знания по предметам.

Блок патриотического направления под девизом «Корни должны быть не только у растений» ( приложение 3) обеспечивает:

  1. Формирование знаний у детей об истории развития страны .
  2. Привлечение и творческое участие детей в подготовке классных часов, посвященных патриотической тематике.
  3. Побуждение к участию в сборе гуманитарной помощи российским военнослужащим, малоимущим.
  4. Побуждение учащихся к написанию статей для боевого листка, посвященного Победе, освобождению г. Минеральные Воды от немецко – фашистских захватчиков, на военно - патриотическую тематику.

Ожидаемый результат - осознанное чувство любви к родному Отечеству, малой Родине.

Блок этического направления под девизом «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести» (приложение 4) предусматривает:

  1. Оказание помощи учащимся в формировании навыков грамотной, чистой речи.
  2. Оказание помощи в формировании богатого словарного набора, литературных выражений в процессе общения.
  3. Формирование навыков ведения дискуссии, вежливого обращения с оппонентом.
  4. Формирование знаний о правилах и нормах поведения, принятых в обществе.
  5. Коррекцию поведения, взаимоотношений и речи учащихся.

Ожидаемый результат - личность с богатым словарным запасом.

Блок эстетического направления под девизом «Встречают и по одежке» (приложение 5) обеспечивает:

  1. Формирование знаний о правилах личной гигиены – соблюдение чистоты тела; длины и чистоты ногтей, волос; чистоты зубов.
  2. Формирование навыков соблюдения чистоты одежды и ее внешнего вида – аккуратность, соответствие школьным требованиям.
  3. Формирование знаний об уместности применения косметических средств – косметика лица, маникюр, правилах применения.
  4. Формирование знаний о социально приемлем уровне мимики и пантомимики, темпа и высоты речи, позы тела.

Ожидаемый результат – личность с четко выраженной культурой поведения, соответствующей общепринятым нормам.

Блок спортивного направления под девизом «От здорового образа жизни к олимпийским достижениям (приложение 6) обеспечивает:

  1. Формирование знаний о здоровом образе жизни – гимнастики по утрам, закаливающих процедурах, отказе от курения, алкоголя .
  2. Формирование знаний о последствиях нездорового образа жизни
  3. Обеспечить владение навыками определения состояния своего здоровья – методики определения нарушения осанки, плоскостопия, развития грудной клетки.
  4. Побуждение учащихся к занятиям спортом, привлечение к занятиям в спортивных кружках и секциях

Ожидаемый результат – физически зрелая личность.

Блок трудового направления под девизом «Труд создал из обезьяны человека» (приложение 7) предусматривает:

  1. Побуждение к соблюдению чистоты в общественных помещениях, на улице.
  2. Формирование знаний о влиянии трудовой деятельности на развитие организма.
  3. Побуждение к проведению работ по уборке территории школы.
  4. Побуждение к участие в субботниках.
  5. Побуждение к участию в ремонте школы в летний период .
  6. Побуждение к оказанию помощи родителям .

Ожидаемый результат - личность, способная к свободному созидательному труду.

Блок досугового направления под девизом «Делу время , а потехе – час» (приложение 8) основывается на

  1. Привлечение учащихся к внешкольной, кружковой деятельности
  2. Организация выездов на природу
  3. Побуждение к посещению краеведческого музея, театра, кино.
  4. Побуждение учащихся к участию в соревнованиях - эрудитов, отрядов ЮИД .

Ожидаемый результат - личность- творчески проводящая свободное время.

Блок правового направления под девизом «Знай свои права, выполняй обязанности!» (приложение 9) предусматривает :

  1. Оказание помощи в решении острых жизненных проблем.
  2. Побуждение к выполнению правил и норм поведения.
  3. Обеспечение усвоения знаний о правах и обязанностях.
  4. Корекция развития и поведения учащихся.

Ожидаемый результат - личность, соблюдающая законы страны.

 

Блок развития общения под девизом «Велик и могуч русский язык!» (приложение 10) обеспечивается:

  1. Побуждение к подготовке и проведению классных часов.
  2. Совместная деятельность при подготовке стенгазет, боевых листков.
  3. Побуждение к участию в межклассных соревнованиях по предметам.
  4. Побуждение к участию в спортивных состязаниях.
  5. Посещение школьных дискотек.
  6. Участие в экскурсиях по городам КМВ, окрестностям города.

Ожидаемый результат - личность, свободно общающаяся со старшими и сверстниками

2. Арсенал диагностических средств.

Воспитателю необходимо владеть знаниями диагностических средств, чтобы руководить нравственным развитием ребят – предвидеть ход событий, целесообразно изменять направление педагогического замысла, четко определять средства его реализации. Нелегко проникнуть в сложный внутренний мир личности, нужны специальные методы, помогающие отражать многообразие характерных оттенков, которые в своей совокупности помогут познать суть.

а) метод наблюдения – повседневное нефиксированное видение школьной жизни с целевой установкой и заранее выработанного ориентира. (приложение 15)

б) метод беседы – прислушиваться к мнению различных людей, находящихся в непосредственном общении с ребенком, сопоставлять их не лишенные субъективизма оценки, чтобы правильно определить в многоголосице мнений подлинную сущность формирующегося человека. (приложение 16).

в) этические диспуты – позволяют выявить убеждения, идеалы ребят. Предлагаются афоризмы, за которыми скрываются определенные жизненные устремления, необходимо выбрать те, которые больше подходят ребенку и обосновать свой выбор.

г) анкетирование - это косвенный путь к познанию мотивов поведения и деятельности. Анкета обнаруживает не только богатую картину самоанализа, но стремление выразить себя определенным образом. Наряду с искренними ответами на вопросы можно встретить формальные отписки, маскирующие подлинные убеждения, или отсутствие собственных взглядов на проблему (приложение 17).

д) сочинения – предоставляют простор для выражения собственного отношения к нравственным критериям, окружающим.

3. Мотивация в воспитательном процессе.

Мотивация – источник активности человека, система побудителей любой деятельности и поведения человека. Она включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, установки, идеалы.

Социальные мотивы связаны с различными социальными взаимодействиями ребенка с другими людьми. Могут быть самыми разными:

  • Желание выполнить свой долг, подготовится к выбранной профессии.
  • Стремление занять определенную позицию в классе, обществе, место в отношении с другими людьми, получить одобрение, заслужить авторитет.
  • Стремление быть первым, занять место лидера, доминировать в коллективе.
  • Осознание, анализ способов и форм сотрудничества, взаимоотношений, их совершенствование.
  • Потребность в групповой принадлежности, желание идентифицировать себя с сильной, сплоченной группой, способной оказать ему поддержку, где он мог бы проявить инициативу, самостоятельность, высказать свою точку зрения.

Познавательные мотивы, связаны с содержанием деятельности ребенка и процессом ее выполнения:

  • Интерес к новым фактам, явлениям, идеям.
  • Интерес к приемам приобретения новой информации, ее реализации в ходе активной творческой деятельности.
  • Направленность ребенка на самостоятельное продуцирование и реализацию идей, совершенствование разных способов деятельности.

4. Методы побуждения учащихся к активной творческой деятельности.

1. Социальные (приложение 11):

  • заинтересованность в результатах собственной и коллективной деятельности;
  • побуждение подражать сильной личности;
  • желание выполнить свой долг, подготовиться к выбранной профессии;
  • развитие желания быть полезным.

2. Волевые (приложение12) :

  • предъявление учебных требований;
  • информация об обязательных результатах деятельности;
  • помощь в стремлении к самореализации;
  • формирование отношения к собственному развитию.

3. Познавательные (приложение 13):

  • опора на личностный опыт;
  • интеллектуальное стимулирование;
  • создание проблемных ситуаций;
  • мозговая атака;
  • выполнение творческих заданий;
  • поиск альтернативного решения.

5. Формы проведения воспитательной работы в классе.

(приложение 14)

А). Творческая деятельность ребят в группах – звеньях.

Проходит под девизом :

 «Твори, ищи, фантазируй смелее-
 Поиск идет необычной идеи!
Сваливай мысли в гору большую,
Из сотни простых найдем золотую!
 Камнем в соседа бросать не смей,
 Бросишь камень – не будет идей!
Особенно ценится комплекс идей,
Созрели идеи –внедряй их скорей!» 

6. Индивидуальная деятельность по выполнению заданий.

Ученический коллектив создается, растет и крепнет в процессе разнообразной совместной деятельности ребят. Эта деятельность делает жизнь коллектива содержательной и интересной, служит источником коллективных интересов, переживаний, источником накопления жизненного и морального опыта. Работа в группах – звеньях способствует сплочению детского коллектива, появлению чувства гордости за свою принадлежность к группе, ответственности не только за собственную деятельность, но и за работу товарищей.

Организация работы группы.

Получение задания.

Определение цели и усвоение задач.

Обеспечение работы – условия, средства, исполнители.

Планирование работы и распределение обязанностей.

Оперативное консультирование.

Анализ эффективности и подведение итогов деятельности.

Отчет о выполнении задания.

Правила для ребят при выполнении задания.

Получив задание, разберитесь в нем.

Не пренебрегайте опытом и помощью других.

Учитывайте возможности членов своей группы.

Составьте план работы, исходите из реальных условий.

Коллективно обсуждайте ход выполнения работы.

Каждый несет персональную ответственность за свой участок работы.

Проведите итоговый анализ выполненной работы.

Работа звеньев происходит под контролем и по необходимости при оперативной консультации учителя – воспитателя.

Творческая деятельность групп – звеньев в классном коллективе начинается с конкретных и полезных общих дел, требующих согласованной работы всех участников воспитательного процесса – ребят, классного руководителя.

Внеклассное мероприятие будет успешным при выполнении следующих условий:

  • при совместной разработке или написании сценария мероприятия, интересного дидактического материала для викторины, брейн – ринга;
  • разбавление мероприятия нестандартными, неожиданными ходами, номерами художественной самодеятельности, определении роли всех субъектов или ответственных;
  • при постоянной консультации со стороны учителя, контроле за выполнением всех звеньев мероприятия;
  • при качественном выполнении мероприятия.

Список мероприятий проводимых классом огромен и начинается с выбора названия команды, девиза, распределения ребят по звеньям и выборам звеньевых, выбор названия звеньев , их девиза.

К концу года готовится отчет о проделанной работе.

7. Мероприятия, требующие творческого подхода и активного участия всех групп – звеньев:

Оборудование и украшение класса перед началом учебного года, перед праздниками, подготовке классных часов – все это помогает ребятам глубже осознать свою связь с коллективом, проникнуться чувством ответственности перед ним.

Ребята привлекаются к выполнению трудовой деятельности на субботниках, при уборке классных помещений – здесь они полные хозяева, организуют свою деятельность, объединяют усилия для достижения общего успеха.

Выполнение общественных поручений способствует сплочению коллектива, проявлению индивидуальных способностей ребенка. Общественные поручения выполняют все ученики, нельзя оставлять без них слабых или неорганизованных ребят, т.к. воспитывается трудолюбие, ответственность перед коллективом, приучают к организованности и самодисциплине.

  • Учебный труд детей – это творческий коллективный труд, направляемый учителем – предметником. Успех и отставание ученика в дружном коллективе рассматривается как личное, но и общественное дело .Коллектив организует активное участие в борьбе за высокое качество знаний, взаимопомощь в учебной работе, требует от всех серьезного и добросовестного отношения к учебе.
  • Сплочение ребят происходит в результате правильной организации свободного времени ребят. Увлекательные прогулки, совместное катание на санках, экскурсии, туристические походы и путешествия, спортивные состязания, музыкальные вечера – оставляют у ребят яркое неизгладимое впечатление.
  • Традиции класса - это хороший обычай, положительный опыт деятельности, закрепленный в жизни коллектива. Летопись творческих дел класса, отчет класса перед родителями о классных делах в конце учебного года, участие в делах младших школьников, пришедших на смену старшим, участие в традиционных школьных праздниках – праздничный концерт в день 8 марта, новогодние утренники и др.
  • Тематические классные часы проводят звенья при консультации воспитателя , выбирают форму проведения, способы реализации темы, привлекают ребят из других звеньев, совместно разрабатывают оригинальную идею.

8. Родители в воспитательном процессе.

Эффективность воспитательной работы в большой степени зависит от влияния родителей. Совместная деятельность семьи и школы обеспечивает почву, на которой развиваются способности ученика, формируется свободная личность. Преодолевается эгоистический интерес матери или отца только к успехам и неудачам своего ребенка.

Формы общения родителей и учеников класса разнообразны:

  • Участие родителей в проведении школьных конкурсов- спортивных, интеллектуальных, даже в роли зрителей.
  • Организованные экскурсии по местам боевой славы, в природу.
  • Обеспечение делового ритма учебного труда ребенка, последовательность требований к выполнению режима, распорядку дня.
  • Участие родителей в тематических классных часах – создает познавательную атмосферу, гордость детей за своих родителей, их высокий интеллектуальный или профессиональный уровень.
  • Углубление научных знаний воспитательного процесса у родителей путем проведения родительских университетов, тематических классных родительских собраний.

9. Основные стадии в развитии классного коллектива.

При систематической воспитательной работе классный коллектив проходит несколько стадий в своем развитии, в которых происходит смена функций классного руководителя и ребят класса.

Первая стадия: основной организатор творческой полезной деятельности ребят – классный руководитель, координирующий и направляющий . поведение ребят стихийное, неорганизованное, побудители деятельности – групповые и индивидуальные потребности. Актив класса – помощники воспитателя.

Вторая стадия – актив класса выступает не только как помощники классного руководителя, но как самостоятельные организаторы деятельности. Они выдвигают новые перспективы, определяют ответственных за разные участки коллективной работы. Роль классного руководителя – обеспечить расширение актива, оказывать поддержку ребятам с низкой инициативой, регулирование линии поведения актива класса, расширение поля общественной деятельности.

Третья стадия – инициатива передается ученическому самоуправлению. Классный руководитель корректирует деятельность по мере необходимости.

По материалам проведения в 2017 году Единого Урока «Семья и Отечество в моей жизни». Автор: Шамилова Лилиана Шамиловна, Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Минеральные Воды Ставропольский край.

© 2014-2019 Национальная Родительская Ассоциация Яндекс.Метрика
0.020