X
На главную
Мы в твиттереНРА ВконтактеМы в ФейсбукеМы в ЖЖФорум
Интерактивная карта

Полезное чтение для педагогов



Многодетная семья - опора великой России. Материалы урока

Цель: формирование у школьников и их родителей представление роли института семьи, осмысление необходимости сохранения семейных ценностей и бережного отношения к ним, осознание значимости семьи как основы общества и государства через иллюзорный просмотр кинофильма и работу в группах.

Задачи:

  1. указать главенствующую роль института семьи;
  2. помочь осмыслить необходимость сохранения семейных ценностей;
  3. найти решение существующих проблем.

Форма: ток-шоу.

Аудитория: учащиеся 8 класс, их родители, педагоги школы.

Технологии: опережающее обучение, кинотерапия, «перевёрнутый класс».

Актуальность темы занятия

обусловлена тревожным состоянием современной российской семьи, сложностью демографической ситуации в сегодняшней России, необходимостью приобщения старшеклассников к осмыслению семейных ценностей, проблем сиротства при живых родителях, целях социальной и демографической политики в РФ.

Практическая значимость занятия

черезкинотерапию попытаться достучаться до сознания каждого обучающегося, стоящего на пороге взрослой жизни, что залог процветающего общества – счастливая семья, что семейным ценностям суждено жить при условии бережного отношения к ним и передачи будущим поколениям, научиться любить мать, отца, близких родственников, искренне, преломляя свою любовь в поступок. Достучимся, научим его так любить, значит, воспитаем гражданина, которому можно доверить страну.

Ход мероприятия.

Задание для «перевёрнутого класса»: просмотреть вместе с семьёй художественный фильм «Однажды 20 лет спустя». Мелодрама, 1980г. Краткое описание: Выпускники одной из московских школ через двадцать лет после окончания собираются вместе. Каждого просят ответить на два вопроса: «Что вы уже сделали?» и «Чего еще в жизни ждете?». Попробуйте и вы ответить на эти вопросы (за 2 дня до мероприятия, можно и раньше дать задание).

1.Вступительное слово: учитель – литературы (на фоне музыки).

Добрый день дорогие участники нашего ток – шоу. Сегодня здесь собрались ученики, родители, учителя, чтобы вместе подискутировать, а потом прийти к единому мнению. Наша тема: «Многодетная семья – опора великой России!». Она далеко не новая, но актуальная в 21 веке; затрагивает вечные истины: человеческая жизнь, продолжение рода.

Жизнь – это главная ценность на земле. Смысл человеческой жизни – в создании красоты вокруг себя, себя как Человека с большой буквы, в создании семьи, в воспитании детей. Семья – это основная традиция в истории человечества. Она выполняла много функций и ролей: репродуктивная – продолжение рода, воспитательная, хозяйственно-бытовая, эмоциональная, духовная, социокультурная. Но самое главное, семья – это колыбель новой личности, и от того какой она будет, зависит наше будущее. Образ семьи всегда был предметом исследования у русских писателей, философов и историков. Ожегов С.И. определяет семью как: «Группа живущих вместе близких родственников; или объединение людей, сплочённых общими интересами». В словаре Ушакова Д.Н. читаем: «семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе». И это, действительно, так. Пока мы объединены общими интересами – мы сильны. Ведь семейная жизнь – это, по словам В.А. Сухомлинского, «не сплошной праздник»: «Умей делить в семье не только радости, но и горе, беду, несчастье».

Учитель истории: Экскурс в историю.

Семья в истории России всегда выполняла особую роль, являлась, наряду с армией и церковью, одной из скреп российской государственности. На нее опиралось государство в период войн, в период освоения земель. В принципах семейной жизни закодирована вечная мудрость сотен поколений.

В 16 веке в России распространилась любопытная книга “Домострой”. В ней давались поучения и наставления мужу, жене, детям. Там шла речь о самом главном - об ответственности супругов друг за друга, за детей, за престарелых родителей, за духовное, нравственное и материальное благосостояние семьи. Эпоха Петра 1. – это начала развития семейного права как одной из составляющих общей правовой структуры государства. Он издает указ о принципе добровольности вступления в брак.

19 век Традиционная русская семья – многодетная, совместно воспитываются трое и более детей (60-е годы 19 века 90% – многодетные семьи, в том числе 61% – с 7 и более детьми), В семье императора Николая II было 5 детей: Ольга. Мария, Анастасия, цесаревич Алексей Николаевич.

20 век 8 июля 1944 года был учреждён орден «Мать-героиня» — первая в истории Отечества награда за материнство.

21 век. Государственная политика современной России направлена на возрождение ценности многодетной семьи, и на федеральном и на региональном уровне оказывается всеобъемлющая поддержка многодетным семьям.

Особый интерес в истории формировании семейных ценностей, отводился многодетным семьям. В современных условиях к «многодетной» относят семью, имеющую троих и более детей. Многодетная семья (сознательная многодетность) имеет, как правило, крепкие семейные ценности, четкую внутреннюю структуру, достаточно прочную защиту, традиционно-уважительное отношение к старшим. В таких семьях легче решаются проблемы и конфликты, у родителей не бывает одинокой старости. Именно поэтому выходцы из многодетных семей более склонны отдавать приоритет семейным ценностным ориентациям, успешная реализация которых также зависит от умения человека подчинять собственные интересы интересам других людей.

Учитель истории: А сейчас мы с вами проведем небольшой эксперимент. Существует высказывание: сколько людей, столько и мнений. Постановка проблемы: Вам предстоит ответить на вопрос: Нужны ли современному обществу многодетные семьи?

Перед вами весы и жетоны символизирующими «красный» - да и «синий» нет. Подумайте и выберите соответствующий вашим убеждениям жетон. (Жетоны собираются и кладутся на чашечки весов. Всем наглядно видно положение весов : «за и против»).

Высказывание мнения: за-против. Кто может высказать свое мнение?

Итог: Да, мнения разделились.

Учитель литературы: Для продолжения нашей беседы я предлагаю разделиться на группы: их будет 3.

  1. Кто считает, что современному обществу нужны многодетные семьи
  2. Кто считает, что многодетная семья – обуза для общества.
  3. Кто пока не определился с ответом. 

Работа в группах, направленная на формирование семейной идентичности.

Этап

Формирование

Метод

1 этап

Получение знаний

перевернутый класс (был просмотр кинофильма дома с семьей)

2 этап

формирование позитивного отношения к просмотренному фильму

Работа с образами.

- детальное исследование значимых символов фильма;

- работа с воспоминаниями и их новым, в свете фильма, прочтением;

- характеристика главных героев фильма

3 этап

принятие на эмоциональном уровне

Стоп кадр: дискуссия на отдельно выбранную, значимую для участников тему, затрагивающую их мировоззренческую позицию.

- Что для вас значат эти слова? - Где в своей жизни вы говорили эти слова? Почему? - Какие эмоции вы при этом испытывали? - Как к этому отнеслись окружающие?

4 этап

формирование личностных качеств, желание принять и осознать полученные знания и сделать их частью своей жизни

Домашнее задание. Эссе: «Рецепт семейного счастья»

Учитель литературы: Для продолжения нашей работы я предлагаю вернуться к домашнему заданию. Все вы просмотрели дома фильм режиссера Юрия Егорова «20 лет спустя». Сюжет фильма. Выпускники одной из московских школ встречаются через двадцать лет после окончания учёбы на съёмках телевизионной передачи. Каждого просят ответить на два вопроса: "Что вы уже сделали?" и "Чего еще ждете в жизни?". Вместе с бывшими одноклассниками пытается найти ответы на поставленные вопросы и главная героиня фильма - многодетная мать Надя Круглова. В семье Кругловых десять детей. Надежда пускается в воспоминания о том, как она встретила своего мужа, как у них появился первый ребенок, а затем и все остальные. Воспитание детей не бывает без трудностей. Просмотр сюжета.

Стоп кадр: на 7.58 минуте. https://www.youtube.com/watch?v=CzDUw80xzAk

Вспомните, что отвечали герои фильма. (Выслушать мнение 3-х групп).

Просмотр сюжета: Стоп кадр на 54 минуте. Отвечая вопрос «Что вы достигли в жизни!», главная героиня Надежда Круглова просто сказала: «Я мама». Я работаю мамой.

Вопросы для групп:

  1. Почему в классе мнения разделились, кто-то с гордостью воспринял этот ответ, кто-то с иронией?
  2. Какие чувства Вы переживаете сейчас?
  3. Если бы вы были среди выпускников – героев фильма, какую позицию вы бы заняли? Почему?
  4. Что лично для вас значит фраза «Я работаю мамой»?

(Вопросы могут быть другие, учитель сам подбирает, учитывая аудиторию)

Учитель литературы: Вы все смотрели фильм и знаете, что семья Кругловых – это многодетная семья: десять детей. Воспитание детей не бывает без трудностей. Часто не хватает денег, чтобы содержать все хозяйство. Еще чаще не хватает сил и времени, чтобы каждому уделить столько внимания, сколько ему нужно. Однако любовь и радость, которую дарят члены этой большой и дружной семьи друг другу, покрывают все трудности и печали. Анализ просмотренного помогает найти решения в тех проблемных ситуациях, которые раньше казались неразрешимыми, и учит смотреть в будущее с оптимизмом.

Просмотр сюжета 18.19-21.50 Стоп кадр

  1. Какой символ: слова или действия – показались Вам наиболее значимыми? Примеры
  2. Вопрос к родителям: Как бы вы поступили в сегодняшнее время?
  3. Были ли в вашей жизни похожие ситуации?
  4. Как вы оцениваете отношение окружающих людей к многодетной семье в фильме?

Учитель литературы: Вы все со мной согласитесь, что фильм «Однажды 20 лет спустя», в первую очередь, говорит нам о том, что всегда было, и будет нелегко растить детей. Только пройдя этот тяжелый путь, можно познать, то счастье, которое не принесут никакие деньги, никакие путешествия, никакие личные заслуги. Просмотр сюжета: 12.03-15.20 стоп кадр: поиск Наташи и Лялечки. Выкажете свое отношение к увиденному событию? Смогли бы вы поступить так? (Да-нет). Почему? (В фильме много сюжетов, которые можно приводить, как пример значимости многодетной семьи: образ заботливой матери, справедливого отца, дружба сестер и братьев.)

Учитель истории: В погоне за материальным благополучием, мы, взрослые, не всегда понимаем своих детей: не хватает времени побыть с ними, помочь решить проблемы, поддержать. Просмотр сюжета 31.40-32.10. стоп кадр. 1.Как часто мама или папа, откладывая свои дела, помогали решить ваши проблемы? (Экскурс в «детство»)

Учитель литературы: И вот итоговый кадр, где все взгляды устремлены к многодетной матери – единственной, достигшей «чего-то» в жизни на самом главном жизненном поприще. Причём не просто родившей детей, а отдающей им себя, передающей им навыки, знания, пример любви к другим. Просмотр сюжета 1.05-1.13.стоп кадр. Попробуйте ответить на вопросы, заданные выпускникам в фильме: «Что вы уже сделали?» и «Чего ещё в жизни ждёте?».

Закрепление. Цитаты из фильма.

Учитель литературы: Вы внимательно посмотрели фильм, давайте попробуем проверить вашу зоркость. Для этого используем цитаты из фильма.

Игра «Доскажите словечко».

— Вот и объясните вашей дочери, о чем нужно думать в 16 лет: об аттестате зрелости или о любви. — О любви… (– Что? – Ой. Об аттестате, конечно, об аттестате).

— Подружка называется. Улетучилась замуж на край света и (20 лет ни слуху ни духу).

— Знаешь, мечтала… Нарожаю… Двух. А потом подумали: пусть уж лучше один,… (но чтоб у него все было).

— У меня стали шершавые руки. (У меня 3000 километров морщин).

— Вот она вон говорит: с 26 размера по 46. А они у меня и есть всех размеров: с 26 по 46. Вы что думаете, дети безразмерные что ли бывают? А это порядок: не подумать о многодетных матерях? Герои Советского Союза, Герои Труда — все могут без очереди. Ну а матери героини? Они все в очереди. (А между прочим, гражданочка, всех этих героев, товарищ сержант, их всех мать родила!)

— Не надо ничего объяснять. Мы сами с усами. Хоть с бородой. Но замуж… — Поздно, папа, поздно. (Поздно, поздно, я уже дала Сереже слово).

— Я работаю … (мамой).

— А как вы успеваете все делать: вы одна и десять детей? — Да я бы одна вообще ничего не успевала, но … (мне десять человек помогают).

Рефлексия. 

Вопросы для закрепления.

Показатели обсуждения

Кто из героев вам совершенно не понравился?

Это показатель того, какие качества вы сами в себе не принимаете

На месте кого из героев фильма вам хотелось бы оказаться?

События, происходящие с этим героем, помогают задуматься о природе собственных проблем и даже найти решение

Какие эпизоды вы пересматривали бы снова и снова?

Указывает на то, чего вам в жизни не хватает, или какая ситуация логически не завершена

Что бы вы изменили в фильме, какие события добавили или убрали?

Ответ на этот вопрос - первый шаг к тому, чтобы внести изменения в вашу реальную жизнь

Учитель истории. Сегодня быть многодетной мамой престижно. Среди медийных персон тоже немало многодетных мам. Конечно, там совершенно другие возможности, но в целом, тенденция способствует популяризации деторождения вообще и вносит коррективы в образ многодетной женщины в современном обществе.

  • Валерия (певица) — 3 детей
  • Мария Шукшина (актриса, телеведущая) — 4 детей
  • Оксана Арбузова (актриса, жена Ивана Охлобыстина) — 6 детей
  • Приведите свои примеры.

Учитель истории: Вот и закончилось наше путешествие в мир доброго кино «20 лет спустя». Мы будем рады, если вы усвоили главные истины жизни: Семья. Мать. Дом. Родина.

Семья – основа государства,
Семья – основа жизни всей,
От одиночества лекарство,
И остров преданных людей.

Семейного желаем счастья,
Свою любовь не растерять,
В семейной жизни настоящей
Добро и радости познать

Задание на дом. Напишите эссе «Рецепт семейного счастья», поделитесь им и следуйте по жизненному пути.

Приложение 1

Методические рекомендации

Знакомство со словом: «кинотерапия»: кинотерапия является частью одного большого направления — арт-терапии. Первоначально арт-терапия применялась в больницах. Сегодня арт-терапия «шагнула в массы» и используется для оказания психологической помощи широкому контингенту, это доступное средство саморегуляции и личностного роста. С точки зрения социального научения, сюжет кинофильма может выступать моделью сложных жизненных ситуаций и иногда даже алгоритмом их разрешения. Эта картина Юрия Егорова — один из знаковых фильмов, в котором под словом «семья» действительно понимается один большой, живущий своей жизнью организм, без разделения на я и ты, но с одним большим МЫ. Одно из главных достоинств фильма — его абсолютная «семейность»: теплая атмосфера, мягкая добрая музыка и солнечно-рыжее семейство.

Кинотерапия — не массовое развлечение, а изысканный способ познания себя, социума и мира в целом. Уникальный зритель не останавливается на просмотре, а двигается дальше, взаимодействуя с фильмом, соучаствуя в трансформации прекрасной иллюзии в прекрасную реальность. В этом очень много волшебства, творчества, преображения. С этой точки зрения для изменения сознания людей метод кинотерапии подходит всецело, но при этом меняется не сознание масс, а происходит укрепление самосознания индивидуальностей. Кинотерапия – инструмент практической помощи в становлении и развитии людей, которые уже являются неординарными личностями.

Кинотерапия – воспитание семейной идентичности через просмотр и обсуждение сюжетов фильма.

Цель сеанса

Эстетическое удовлетворение

 

Получение нового опыта путем непосредственного проживание

Самопознание

Зона внимания

Принцип удовольствия. Познание.

Ролевые выборы участника; жизненные сценарии и стратегии

Мировоззренческая позиция и установки

Ведущая роль, принимаемая участником

Наблюдатель

Активный участник событий

Соавтор

Результат

Снижение напряжений путем иллюзорного исполнения желаний

Получение нового опыта (тренинг) и осознание возможности самостоятельного выбора. Изменение поведения.

Осознание, коррекция установок,

философское переосмысление реальности и своего места в ней

Возможные вопросы обсуждения

  • Поделитесь своими впечатлениями от фильма. Что с Вами происходило в момент просмотра? Какие чувства Вы переживаете сейчас?
  • Какие ассоциации приходят в связи с фильмом? Что нового узнали о мире, людях и о себе?
  • Если бы вы имели возможность стать активным участником фильма, какую роль вы сыграли бы? Что означает для вас выбор именно этой роли? Какая ключевая идея вашей жизни стоит за этим выбором? А в жизни? Насколько тот выбор, который вы произвели сейчас, соответствует реалиям жизни? Насколько этот выбор вы считаете полезным для себя? Хочется ли что-нибудь изменить?
  • О чем этот фильм был для Вас? Какой символ: слова, поступки, ответы-вопросы – показались Вам наиболее значимым? Если бы Вы были режиссером, что бы вы изменили в подаче основной идеи фильма? Если бы вы были сценаристом, какое продолжение сценария вы могли бы придумать?
   

Рассматриваемые понятия 

История

Понятие

Результат (изменение-сохранение позиции)

Пример

Подвиг мамы-героини

Материнский подвиг многодетной мамы заключается в …

Фестиваль многодетных семей От «Я бы так не смог» до «Я должен это сделать»

Дневник многодетной мамы

Любовь - это...

 

Любовь - к семье, детям, друзьям – Любовь к Родине.

От «Если меня любят, то и я буду любить» до «Я живу по совести независимо от отношения ко мне»

Детское сочинение о материнской любви

"Воробей" (по И.Тургеневу)

"Письмо к матери" (по С.Есенину)

Национальная гордость

 

Орден Матери-героини

Медаль Материнства (Описание, фото)

 

От «Я горжусь своими предшественниками» до «Я уважаю тех, кто был до меня и хочу соответствовать их образам»

"Великие матери знаменитых людей". И.Мудрова

 

Культура

 

Известные российские памятники женщине матери

От «Интересно было узнать» до «Надо беречь и сохранять»

Памятники моей Родины


Ожидаемые результаты.

  1. Проходя вместе с героями через все испытания, учащиеся сами становимся немного мудрее и сильнее и приобретаем:
  2. Осознание и переосмысление себя и своих целей, действий, чувств, потребностей, психологических проблем.
  3. Развитие способности самонаблюдений и умения быть честными перед самими собой в своих чувствах и поступках, чтобы управлять своей жизнью в позиции объективного наблюдения ситуации.
  4. Развитие способности к самораскрытию, искренности в выражении чувств и нахождению в контакте с чувствами и смыслами других людей, способности к сопереживанию.
  5. Духовный рост.
  6. Формирование позитивного мышления и способности видеть многомерность и многозначность своих мотивов и мотивов значимых для них людей.

По материалам проведения в 2017 году Единого Урока «Семья и Отечество в моей жизни». Авторы: Кондратьева Ирина Венальевна, Сомова Светлана Алексеевна с. Энтузиаст, Владимирская область

 

© 2014-2019 Национальная Родительская Ассоциация Яндекс.Метрика
0.020