X
На главную
Мы в твиттереНРА ВконтактеМы в ФейсбукеМы в ЖЖФорум
Интерактивная карта

Полезное чтение для педагогов



О значении семьи в истории современной жизни России

На протяжении веков главной ценностью в России была и остается семья. За это время в семейной политике государства происходили различные изменения — о них и пойдет речь.

Семья в России всегда была особой ценностью, составляя хозяйственную и нравственную основу жизни людей. Если считать главной задачей воспитания целенаправленное формирование у человека положительных качеств гражданина, профессионала и семьянина, то воспитание семейных ценностей является ключевым направлением воспитания в целом.

В.В. Путин на церемонии вручения орденов «Родительская слава» 1 июня 2015 г. сказал: «Время и история не раз доказывали абсолютную ценность традиционных семейных устоев. Они всегда берегли и возвышали Россию, делали её могущественнее и сильнее, составляли нравственную основу нашего многонационального народа. Мы вновь и вновь обращаемся к этим истинам и убеждаемся: как бы ни складывалась жизнь, какие бы трудности и испытания мы ни проходили – большая, дружная семья всегда остаётся самой надёжной опорой, а доброта, отзывчивость, любовь к детям и родителям, бескорыстная забота о близких будут продолжаться и продолжаться в новых поколениях».

Действительно, вся история России может считаться фамилистической, в основе которой лежит семья и её развитие.

Вспомним одно из древнейших произведений русской литературы XII века «Поучение Владимира Мономаха». По сути, оно является поучением-завещанием его своим детям.

XVI век – время появления важнейшего памятника, вобравшего в себя мудрость русского народа относительно уклада семьи и правил семейной жизни. «Домострой» проповедовал идеал чистоты, бережливости, гостеприимства, взаимоуважения, порядка и семейной строгости. Названия отдельных глав этой книги говорят сами за себя: «Наставления отца сыну», «Как детям отца и мать любить и беречь, и повиноваться им, и утешать их во всём», «Похвала женам», «Как дочерей воспитать и с приданым замуж выдать».

Ориентированным на семью, род является всё наследие Ветхого и Нового Завета. «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт, гл. 1, ст. 28), «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт., гл.2, ст.24), «Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы» (Притчи Соломона гл. 20, ст. 20), «Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится» (Притчи Соломона гл. 23, ст.22). Регулирование семейных отношений – одна из главных функций любой религии. Не случайно подвергались божественным карам те сообщества, которые нарушали правила организации семейной жизни. Ярчайшими примерами из библейской истории являются города Содом и Гоморра.

Несмотря на кардинальные политические и культурные перемены, происходившие в течение века XVIII, начиная с Петра I, большое внимание уделяется вопросам семьи. Государство и в особенности церковь предпринимает ряд шагов по укреплению семьи.

Всю русскую классическую литературу XIX века следует без сомнения признать фамилистической. Подавляющее большинство сюжетов, нравственных и моральных размышлений авторов, связано с семьёй. Неизгладимы из памяти истории семей декабристов, А. С. Пушкина, Н. М. Карамзина. Навеки примерами удивительного семьестроения и семьеустройства останутся семьи российских императоров Александра III и Николая II.

Семья, детско-родительские отношения буквально пропитывают собой русский фольклор. Вот несколько поговорок:

Семьей дорожить — счастливым быть.

Семьей и горох молотят.

Семья без детей, что цветок без запаха.

Семья — опора счастья.

Семья в куче, не страшна и туча.

Семья крепка ладом.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Сердце матери греет лучше солнца.

Согласную семью и горе не берет.

Согласие в семье — богатство.

Великие потрясения революций 1917 года не могли обойти стороной семейный уклад. В первые годы советской власти в целях кардинального изменения всего жизненного уклада предпринимаются беспрецедентные шаги по изменению семейного уклада. Советская власть декретом «О гражданском браке, детях и ведении книг актов гражданского состояния» 1917 г. утвердила единую процедуру гражданской, светской регистрации брака, отменив церковную регистрацию, бытовавшую до революции в качестве единственно легитимной и легальной. Было узаконено формальное равенство женщин и мужчин во всех сферах жизни, в доступе к работе, образованию, социальным услугам и благам. Россия была не только одной из первых стран мира, провозгласившей равенство полов, но и первой страной, в которой начала проводиться направленная социальная политика по созданию условий для реализации равных прав и равных возможностей для женщин.

Эмансипации женщин во многом способствовали введение облегченной процедуры развода и легализация абортов. В 1917 г. с принятием декрета «О расторжении брака» процедура развода стала светской и доступной. Дела о разводах, возбужденных в одностороннем порядке, были переданы из церковного ведения в ведение местных судов. Принятый в 1920 г. «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве» упрощал процедуру развода: по взаимному согласию он происходил в ЗАГСе, а по заявлению одного из супругов – в суде. В суде дела слушались без участия заседателей, а в случае неявки обоих супругов – заочно.

Постановление Наркомата здравоохранения и Наркомата юстиции 1920 г., разрешавшее искусственное прерывание беременности в медицинских учреждениях, было первой в европейской истории практикой легализации абортов. Эмансипации женщин во многом способствовали введение облегченной процедуры развода и легализация абортов. В 1917 г. с принятием декрета «О расторжении брака» процедура развода стала светской и доступной. Дела о разводах, возбужденных в одностороннем порядке, были переданы из церковного ведения в ведение местных судов. Принятый в 1920 г. «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве» упрощал процедуру развода: по взаимному согласию он происходил в ЗАГСе, а по заявлению одного из супругов – в суде. В суде дела слушались без участия заседателей, а в случае неявки обоих супругов – заочно.

Первый период в истории советской семейной политики характеризовался многоукладностью и разнообразием форм семейной жизни. Апробировались и легализовались как разные формы семейных союзов (гражданский брак, гомосексуальные союзы, тройственные союзы, семьи-коммуны, и т.д.), так и государственные практики социальной поддержки матерей и несовершеннолетних детей.

Наблюдения показывают, что политики России уделяли особое внимание семье именно в периоды крутых поворотов истории, когда ощущалась необходимость стабилизации общества и государства. При этом, несмотря на все попытки экспериментировать, действия направлены на возрождение традиционных семейных отношений и уклада.

Середина 20-х годов ХХ века. Закончилась Гражданская война, создан Союз ССР, происходит признание Советской России в мире. Именно тогда, с 1926-1927 гг. начинается новый этап семейной политики в России. 1927 год - Он был ознаменован появлением статьи директора института Маркса-Энгельса Дмитрия Рязанова «Маркс и Энгельс против ”вульгарного коммунизма” и половой вседозволенности». В этой и в ряде других официальных публицистических статей осуждались сексуальная свобода, разврат, невоздержанность; поднимались вопросы защиты прав матерей с несовершеннолетними детьми. Вскоре разгорелось так называемое «Чубаровское дело», после чего произошло ужесточение моральных норм и ограничение сексуальных свобод сказались и на отношении к абортам. В 1926 г. были полностью запрещены аборты женщинам, забеременевшим впервые или перенесшим эту операцию менее полугода назад.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 08 июля 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении Ордена «Материнская слава» и медали «Материнство» вновь менял статус и конфигурацию и семьи, и внутрисемейных отношений. Он придавал правовое значение только зарегистрированным бракам (при этом всем лицам, вступившим в фактические брачные отношения в период с 1926 г. по 1944 г., предписывалось зарегистрировать брак, в противном случае брак объявлялся не действительным). Указ ужесточал процедуру развода: было введено обязательное судебное разбирательство при разводе, с процедурой примирения в народном суде и решением дела по существу только в вышестоящей судебной инстанции; брак расторгался только в случае признания судом необходимости его прекращения; делам о разводе стала придаваться широкая огласка (публичное судопроизводство, с привлечением свидетелей, обязательная публикация в местной прессе объявлений о слушании дел о разводах).

Указом также запрещалось установление отцовства в отношении детей, рожденных вне брака, что фактически вновь вводило понятие «незаконнорожденный», ибо дети, рожденные вне брака, не могли получить фамилию отца, даже если последний давал на это согласие. Ребенку присваивалась фамилия матери, а в свидетельстве о рождении (метрике) в графе «отец» – ставился прочерк.

Третий период (середина 1950-х – 1991 гг.) Он характеризовался постепенным «смягчением» практик государственного нормирования семейных и внутрисемейных отношений. Указами Президиума Верховного Совета СССР в 1954 г. была снята уголовная ответственность за подпольный аборт, а в 1955 г. разрешен аборт по медицинским и социальным показаниям. Тогда же, в 1955 г. отпуск по уходу за ребенком был увеличен и составил 56 дней до и 56 дней после родов, введен оплаченный больничный лист по уходу за заболевшим ребенком и т. д.

В таком виде законодательство о семье просуществовало вплоть до 1968 г., когда были приняты Основы законодательства о браке и семье Союза СССР и республик. В 1969 г. с опорой на эти Основы в РСФСР был принят республиканский Кодекс о браке и семье. Новое законодательство значительно упростило процедуру развода (через ЗАГС, в спорных случаях – через суд), узаконило аборт по личному выбору женщины, признало право установления отцовства в добровольном и в судебном порядке, подтвердило режим общей собственности для супругов, регулировало алиментные отношения.

В 80-х гг. были реализованы вполне «социал-демократические» меры в области социальной политики в отношении женщин-матерей: введены единовременные пособия на каждого ребенка, частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до одного года, ряд производственных льгот работающим матерям. В течение 80-х - начала 90-х гг. был увеличен оплачиваемый до- и послеродовой отпуск до 70 дней, продлен до 1,5 лет частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком, введен отпуск по уходу за ребенком с 1,5 до 3 лет без содержания, но с сохранением рабочего стажа (дающего право на пенсию) и рабочего места, а также ряд других протекционистских мер по защите и стимулированию материнства.

В семейной политике современной России следует выделить 4 основных этапа. Первый этап – 90-е годы ХХ века – период становления ключевых государственных институтов, принятия Семейного кодекса Российской Федерации, основополагающего закона № 81-ФЗ от 19.05.1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Второй этап – первая половина 2000-х годов, начавшийся с принятия «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».

Третий этап – 2006-2013 гг. – этап значительных шагов в вопросах экономических и неэкономических мер поддержки семей с детьми как ключевого фактора исправления демографической ситуации.

Четвертый этап начался 17 февраля 2014 года с заседания Президиума Государственного Совета России, на котором был провозглашён приоритет самостоятельной успешной семьи, преодоление социального иждивенчества и повышения ответственности семьи и родителей за воспитание и качество жизни детей.

С подписанием Указа Президента РФ «Об Основных направлениях государственной семейной политики» (от 14.05.1996 г. № 712) семейная политика впервые получила государственное определение. Этим документом были созданы предпосылки для выхода на новый уровень взаимодействия государства и семьи, формирования семейной политики как самостоятельного направления социальной политики. Указом было предусмотрено «дальнейшее развитие системы семейных пособий, охватывающей поддержкой все семьи с детьми… поэтапное увеличение доли расходов на семейные пособия, включая пособия по беременности и родам и по уходу за детьми в возрасте до полутора лет, в валовом внутреннем продукте до 2,2 процентов».

Семья за последние 40 лет непоколебимо стоит на первом месте среди ценностей российского общества.

Возникает справедливый вопрос: почему тогда речь идёт о кризисе семьи? Почему учёные и общественные деятели говорят о необходимости спасать ситуацию?

Да. Семья – это ценность. Но важно понять, о какой семье идёт речь? Уж точно, не о той многопоколенной, многодетной российской семье, которая имела место быть в России сто-сто пятьдесят лет назад, когда в рамках одного домохозяйства жили и вели хозяйство правнуки с прабабушками под одной крышей.

Если семья ценность, то почему сегодня среди молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет:

  • только 41% - живут в зарегистрированном браке, 7% – в «гражданском»,
  • а 47% – не замужем и не женаты, и 4% уже разведены.

Казалось бы, очевидные вещи, на самом деле не являются таковыми. Например, менее странны данные о демографическом поведении наших современников. По мнению профессора МГУ А. И. Антонова «рождение второго ребенка у однодетных респондентов менее вероятно, чем третьего у двудетных. А имеющие уже трех и более детей обладают наиболее интенсивной потребностью в детях и стремятся к полной реализации своей потребности независимо от каких-либо условий жизни». Это говорит о значительном «разломе» между семьями, планирующими детей, имеющими детей и многодетными семьями.

Дело в том, что представления о семье в современном обществе крайне размыты, полярны, неопределённы. Мы в силу исторических обстоятельств, и не только 90-х годов, не имели образа идеальной семьи. При этом представления о семье как синониме самопожертвования, взаимоуважения, взаимопомощи, взаимопонимания, терпения, соработничества, находятся в жестком противоречии с представлением о комфортной и качественной жизни, представлением об успешности человека как успешности «лидера», сумевшего любой ценой победить, а иногда и растолкать конкурентов.

 Директор ВЦИОМ Валерий Федоров в одном из интервью очень ярко описал сложившуюся ситуацию: «Другого прибежища у русского человека уже не осталось, только семья. Не нация, не партия, не мир в целом – а только семья. А как в этой семье себя вести? Мы зачастую не умеем вести себя в ней, не хотим себя хорошо вести, хотя на словах мы все большие семьянины».

Сложны для понимания гражданские браки (по сути, сожительство), добровольная бездетность, гомосексуальные союзы. Если ещё 30-40 лет назад понятие «мать-одиночка» было своеобразным клеймом для женщины, то в современных условиях родить ребёнка «для себя» является зачастую предметом гордости, самоутверждения женщины.

Семья является наиболее чувствительным социальным институтом, который как лакмусовая бумага реагирует на окружающий мир, эволюционирует.

Процессы урбанизации и индустриализации, имевшие место в ХХ веке влияли не только на социально-экономические аспекты индивидуальной, семейной и общественной жизни, но и на характер и способ ведения домохозяйства, внутрисемейные отношения, демографическое поведение, структуру и размер семей, способствовали становлению малых, или нуклеарных форм семьи, состоящих из родителей и несовершеннолетних детей.

В России с первой четверти XVIII в. и вплоть до начала ХХ в. формы семейной жизни во всех сословных группах постепенно менялись. Сначала дворянство, а затем и интеллигенция прошли путь от составной, сложной к малой семье, так что к концу XIX в. малая семья в России стала основной и единственной массовой формой организации семейной жизни в городе.

Среди крестьянства вплоть до XVIII в. понятие семьи было тождественно понятию «дом» в значении домохозяйство, поэтому семьей считалась группа родственников (и неродственников), которая проживала в одном доме и вела совместное хозяйство.

Таким образом, к началу ХХ века малая семья в России стала распространенной, а главное - легитимной формой семейной жизни. Однако, изменение характера внутрисемейных отношений, основанных на патриархатно-авторитарной семейной системе, эмансипация женщин и детей происходили очень медленно.

Патриархатно-авторитарная семейная система предполагала, во-первых, господство и контроль мужчин над женщинами, старших над младшими, т.е. строгую половозрастную иерархию с контролем главы семьи над всеми домочадцами, и, во-вторых, приоритет семьи как целого над индивидуальными запросами и интересами ее членов. Поэтому патриархатная семья не являлась и не могла быть детоцентристской.

Нам всем известны ключевые функции семьи:

  • репродуктивная;
  • хозяйственно-экономическая;
  • воспитательная;
  • досуговая;
  • жизнеохранительная;
  • сексуальная.

Каждая из них претерпела значительные трансформации.

  1. Воспитательная. Изменилась не только роль прародителей, бабушек и дедушек, но и в целом разрушен образ воспитательного поведения, передачи его из поколения в поколение. Современным родителям очевидно не хватает компетенций, а приобретение качественных знаний о воспитании не компенсируется информацией из Интернета. Надежды на «внешнего» воспитателя в лице школы не оправданы.
  2. Хозяйственно-экономическая функция неизбежно поменялась в связи с переходом к постиндустриальной экономике. Вряд ли существует семья, где жизненно необходимым является ведение совместной экономической деятельности (зачастую наоборот). Исключением являются сельские семьи (которые, кстати, являются более устойчивыми, крепкими и многодетными).
  3. Жизнеохранительная функция семьи значительно «размыта» достижениями современной медицины.
  4. Сексуальная функция значительно занижена за счёт развития секс-индустрии, виртуального пространства, распространения взглядов сексуальной свободы.
  5. Досуговая функция семьи находится в подавленном состоянии как из-за ситуации всеобщего цейтнота, свойственного постиндустриальному обществу, так и из-за массовой подмены непосредственного общения информационно-коммуникационными технологиями (гаджетами)
  6. Репродуктивная функция находится под ударом в связи с тем, что как под влиянием новой философии, так и при современном уровне медицинских знаний, семья перестаёт быть единственным источником для реализации репродуктивных установок и потребностей.

Разрушение семьи под влиянием указанных и многих десятков других факторов по сути своей катастрофично. Ведь разрушение фамилистического способа репродукции может привести к формированию несемейного способа социализации. В негативных прогнозах футурологов – комбинаты по производству людей-биороботов, воспитываемых и обучаемых в соответствующих казармах. Если задуматься, перспектива такого будущего не только вполне реальна, она вполне близка по времени.

Разрушение семьи – это разрушение естественного фундамента человеческой социализации. Ведь известна народная мудрость: «Любая дорога начинается с первых шагов, здание — с фундамента, а человек становится человеком только в семье». Российский философ Иван Ильин писал: «Семья есть первичный, естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости. Он призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе научиться в нём первым совестным движениям сердца; и подняться в нём к дальнейшим формам человеческого единения Родине и государству». Что может заменить семью в данном случае?

Разрушение семьи – это разрушение человеческой духовности, нравственности, привязанности и самовыражения, ценности человеческой жизни, стремления к счастью, понимания любви, преданности, патриотизма. А ведь, по словам Р. Рождественского «Всё в мире начинается с любви!».

Важнейшим способом сохранения семьи, передачи семейных традиций, в т.ч. семейного воспитания, наполнения семейной жизни духовным и нравственным содержанием является родительское просвещение.

 

© 2014-2022 Национальная Родительская Ассоциация Яндекс.Метрика
0.020