Современная социокультурная ситуация характеризуется множеством инновационных изменений в сфере образования: возникают образовательные учреждения нового типа, меняются приоритеты содержания обучения и воспитания, иными становятся педагогические технологии, стиль управления школой и системой дополнительно образования. Проводятся многочисленные эксперименты, в ходе которых образовательная организация стремится к обучаемому.
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится: «В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни». В федеральных документах определены стратегические задачи развития образовательной системы; решение этих задач возможно в условиях использования инновационных подходов к организации воспитания при участии семьи и общественности.
Это тот социальный заказ, ориентируется сегодня система до МОАУ ДО «Станция юных техников» города Кирова в воспитании подрастающего поколения.
Исходя из вышеизложенного, хочу поделиться опытом работы семейного клуба «Семья-путь к успеху», направленной на взаимодействие образовательной организации, семьи и социума.
Проведя анкетирование детей и родителей, выяснились, что интересы детей и заинтересованность родителей, направлены на развитие взаимопонимания, взаимодействия. Поэтому очень важно было создать условия для развития внутреннего партнерства между школой и родителями, обучающимися и педагогами СЮТ через организацию совместной плодотворной деятельности.
Передо мной встала цель осуществления реализации воспитательного процесса в тесном сотрудничестве с семьей, создание условий для формирования социально компетентной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность и гражданскую позицию.
Личность обучающихся формируется не по частям и не в вакууме, а в жизненных ситуациях, в контексте сотрудничества. Причем воспитывают не мероприятия, а проживаемая ситуация общения между родителем и ребенком, обучающимися и педагогом, родителем. В процессе занятий семейного клуба «Семья-путь к успеху» создается атмосфера доверия, игры, успеха. Процесс деятельности строится с учётом индивидуальных особенностей, партнёрских и доверительных отношений между родителями и детьми.
Более подробно направления работы, формы и методы взаимодействия с родителями представлены в программе семейного клуба.
Программа семейного клуба «Семья-путь к успеху»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Таким образом, осознавая важность возрождения подлинных семейных начал жизни, укоренения в семейном воспитании лучших поликультурных, этнонациональных и поликонфессиональных традиций выдедяются следующие цели программы семейного клуба «Семья-путь к успеху»
- Объединение педагогов, родителей и детей в совместной творческой и познавательной деятельности.
- Повышения психолого-педагогической культуры родителей.
- Сформировать у обучающихся нравственные и духовные ориентиры;
- Сформировать у обучающихся психологическую готовность быть востребованными в семье и в обществе, гармонично развивая личные качества.
Достижение этих целей предполагает решение целой системы приоритетных задач:
- Пропаганда и возрождение семейных традиций;
- Воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью;
- Организация и проведение семейного досуга и совместного творчества;
- Формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей;
- Всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
- Оказание психологической помощи в осознании собственных, семейных и социально-средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с ребенком (подростком).
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ.
Формы работы с детьми:
- Беседа, игра спортивного, нравственного содержания;
- Проведение совместных с родителями праздников, конкурсов.
- Экскурсии (очные и заочные)
- Литературная гостиная, конкурсы стихов;
- Творческая выставка;
- Встреча с ветеранами;
- Тренинг.
Формы работы с родителями:
- Лекции;
- Собрание;
- Круглый стол;
- Беседа;
- Встреча со специалистами;
- Праздники
- Конференции
МЕТОДЫ РАБОТЫ
- Наглядный
- Практический
- Словесный
- Поисковый
- Практический
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.
- Улучшение микроклимата в семье.
- Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком (подростком).
- Оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций.
- Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению психоактивными веществами в подростковой среде.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
В рамках работы семейного клуба «Семья-путь к успеху» проводятся совместные занятия, тренинги, мастер-классы, мероприятия, для родителей и детей по следующим направлениям:
направления |
формы |
Развивающие: |
|
Культурное:
|
|
Техническое: |
|
-Патриотическое: |
|
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА
Теория:
Обучающиеся изучают, что такое «семья», «семейные традиции», «Семейные реликвии», «семейные ценности». Пословицы и поговорки о семье. Литературные произведения о семье. Семейный досуг. Увлечения. Интересы. Семейные дела. Ты и семья. Правила общения внутри семьи. Помни о других. Забота. Помощь. Оказание помощи. Уважай свое время и время членов твоей семьи. Учимся понимать и принимать членов своей семьи.. Конфликтные ситуации в семье. Приемы самостоятельного выхода из конфликтной ситуации. Умение работать в группе для достижения единой цели. Семья – древо жизни. Тепло родного дома. Семья. Родители. Обязанности членов семьи. Домашний труд ребенка. Советы родителей. Моя родословная. История фамилии. Генеалогическое древо.
Практика:
Конкурсы рисунков, игры, акции, викторины, мастер-классы, экскурсии.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
месяц |
дата |
тема |
форма |
Количество часов |
Патриотическое |
||||
январь |
Вечер истории «Крещенские встречи» |
Вечер истории |
2 |
|
Мастер класс «Крещенский подарок» |
2 |
|||
Игра по станциям «Знаменитые люди Кировской области» |
Игра. Подготовительный этап |
2 |
||
6 часов |
||||
февраль |
Дискуссия «Кто такой патриот?» |
Дискуссия |
2 |
|
Посещение музея боевой славы |
Экскурсия |
2 |
||
Акция «Подарок защитникам Отечества» |
Акция |
2 |
||
Круглый стол «Защитник отечества в моей семье» |
Круглый стол |
2 |
||
8 часов |
||||
Творческое |
||||
март |
Конкурс рисунков, посвященный 8 марта |
Занятие |
2 |
|
Конкурс «А ну- ка мамочки» |
Занятие |
2 |
||
Подготовка к выставке «Творчество в моей семье» |
Занятие |
2 |
||
22.03 |
Презентация проектов «Творчество в моей семье» |
Презентация проекторов |
2 |
|
29.03 |
Занятие «Творческие способности лидера» |
Беседа |
2 |
|
10 часов |
||||
Техническое |
||||
апрель |
5.04 |
Оформление выставки, посвященной Дню Космонавтики |
Выставка |
2 |
12.04 |
Викторина «Шаги по Вселенной» |
Викторина |
2 |
|
19.04 |
Занятие «Техническая история Вятки» |
Занятие |
2 |
|
26.04 |
Подарок ветерану |
Акция |
2 |
|
8 часов |
||||
Патриотическое |
||||
май |
10.05 |
Вечер памяти «Война в истории нашей семьи» |
Акция |
2 |
17.05 |
Посещение музея боевой славы |
Экскурсия |
2 |
|
24.05 |
Подведение итогов работы. Анкетирование. |
Занятие |
2 |
|
31.05 |
Творческий вечер «Семья-путь к успеху!!!» Награждение лучших семей по итогам года. |
Творческий вечер |
2 |
|
8 часов |
||||
ИТОГО: 40 часов |
Коноплева Елена Александровна
Педагог-организатор, педагог дополнительного образования МОАУ ДО «СЮТ» г. Кирова