X
На главную
Мы в твиттереНРА ВконтактеМы в ФейсбукеМы в ЖЖФорум
Интерактивная карта

Полезное чтение для педагогов



Воспитание дошкольников через ресурсы родительского просвещения: опыт проекта «От нуля до букваря»

«Сегодня родителей приходится учить быть родителями!». В этом тезисе - идея, цель и основная задача проекта, направленного на создание в Приморском крае принципиально новой практики организации просвещения родителей детей дошкольного возраста. Постепенно приходит понимание, что далеко не на все вопросы, касающиеся именно вашего ребёнка, может дать ответ всесильный интернет или всезнающие подруги. Гораздо продуктивнее оказывается консультация специалиста, с которым можно посоветоваться, обсудить свою проблему в очном общении. Но традиционные формы родительского просвещения в виде лекториев и семинаров уже не оправдывают себя. Необходимы такие способы организации поддержки родителей, которые бы максимально отвечали не только содержательным целям такого просвещения, но и были рассчитаны на новое поколение родителей, выросших в эпоху интерактивных коммуникаций.

Дети – самое дорогое, что у нас есть. Смешные и серьёзные, весёлые и озорные – они центр Вселенной, а главная наша задача – сделать детей счастливыми в настоящем и помочь состояться в будущем. Семья для ребёнка – это духовный центр, его ценности, устои, отношения, уклад. Родители являются первыми педагогами. Они закладывают основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности. В первые годы жизни ребёнок очень тесно связан с семьёй. К сожалению, приходиться констатировать тот факт, что родители перестали быть родителями. Они всячески стараются дистанцироваться от процессов воспитания, перекладывая  эту функцию на учреждения основного и дополнительного образования. Либо ищут «волшебную кнопку» у ребенка, на которую можно нажать, чтобы ребёнок стал удобным. Специалисты констатируют, что почти у половины детей, которых к психологу направляют врачи или педагоги с подозрением на разные расстройства,  диагноз один: окружающие взрослые.

 Все это ведет к ущербности семейного воспитания. Родители, как правило, не знают типологических закономерностей возрастного развития детей, они зачастую не умеют правильно налаживать отношения с детьми в тех или иных ситуациях, они теряются, когда у детей возникают те или иные трудности. Кроме того, невнимательность родителей ведет к несчастным случаям. Так в  Приморье растет их число с детьми дошкольного возраста.

И именно поэтому просвещение родителей является значимой превентивной мерой, существенно снижающей риск детского неблагополучия. От подготовленности и внимательности родителей зависит своевременность оказания ребёнку того или иного вида помощи, что в последствии поможет ребёнку войти в норму развития. Знание основ детской психологии, закономерностей воспитания в том или ином возрасте, особенностей физического развития и правил оказания первой медицинской помощи, принципов защиты прав ребёнка становится необходимым требованием для эффективных родителей. Многие родители хотят научиться лучше воспитывать своих детей, им нужны средства и методики, которые они смогут использовать на доступном им уровне. Необходимо познакомить их с основными положениями, подходами, научить чувствовать и понимать своего ребенка. В результате проведенного исследования мы выявили, что   60% родителей, в случае затруднений обращаются к специалистам, 30% респондентов ищут ответы в Интернете, 20% в научной литературе, 4% родителей – «у знакомых, соседей, друзей и родственников». Основные интересующие вопросы 80% респондентов - обучение детей в определенном возрасте, 40% - возрастные особенности детей, их общение со сверстниками, 30% - досуг ребенка, 20% - индивидуальные особенности детей ,10% мотивация обучения и организация игры с ребенком.

Проведенный анализ спектра образовательных услуг показал, что в Приморском крае отсутствуют центры родительского просвещения. Квалифицированная поддержка родителей носит разовый характер и преимущественно за ней обращаются тогда, когда возникает проблема. И если во Владивостоке - краевом центре родители еще могут обратиться к профильным специалистам, то у жителей отдаленных территорий Приморья такой возможности просто нет. Поэтому создание школы родительского просвещения для родителей дошкольников стало актуальной задачей, которая решалась в рамках реализации проекта, получившего поддержку гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, а также - при поддержке Администрации Приморского края.

Идею передвижной школы-квеста для эффективных родителей «От нуля до букваря» нам подсказали сами родители во время проведения предварительного исследования их образовательного запроса. Нами была разработана программа просвещения и технология её реализации. В проекте приняли участие 287 родителей из пяти территорий Приморского края: Владивосток, Находка, Спасск-Дальний, Арсеньев, Дальнегорск.

Программа просвещения для родителей детей дошкольного возраста включает четыре содержательных модуля: психологический, педагогический, педиатрический, юридический иобъединяет усилия специалистов разного профиля. В команде проекта работали детский психолог, детский врач, педагог-методист по дошкольному образованию, специалист по правовым вопросам дошкольного детства. Ключевым принципами реализации программы стали интерактивное взаимодействие и адресность.

 Почему школа-квест? Ответ в технологии  реализации программы просвещения родителей, которая реализовывалась в течение 8 академических часов через три последовательных этапа. Перед началом работы каждый родитель получал пакет участника, в котором было специально разработанное для проекта методическое пособие для эффективного родителя с аналогичным названием «От нуля до букваря», программа дня, маршрутный лист, лабораторная заявка, блокнот, ручка.

1 этап (5 часов) – параллельная работа четырёх консультативных площадок (станций).

Целью работы на станциях является помощь родителям со стороны профильных специалистов в решении конкретных проблем их ребёнка, ориентация в существующих качественных источниках информации. Использовался приём - «групповая консультация на станции». Предварительно собранные через сайт проекта вопросы специалисты систематизировали и ориентировались на них во взаимодействии с родителями. Практически в каждой из территорий Приморского края, где проходила школа «От нуля до букваря» были свои особенности и свои акценты в запросе родителей дошкольников. Но в целом, проблемы, конечно, носят типичный характер.

Было организовано четыре «станции» по профильным направлениям: психология, воспитание, педиатрия, право. Кроме того, работа в течение общего времени на станциях разбивалась, в свою очередь, на 4 части в соответствии с возрастной периодизацией дошкольного возраста:  от 0 до 1 года; от 1 года до 3 лет; от 3 лет до 5 лет; от 6 лет до 7 лет. То есть все участники программы, после проведения установочной встречи, были разбиты на четыре группы. В том случае, если это были родители двух или даже трёх детей дошкольного возраста, предлагалось сделать выбор и остановиться на самом интересующем и актуальном. Такой приём максимально позволял родителям получить  конкретно их интересующую информацию о своём ребёнке. С этой целью они использовали специальный инструмент - Маршрутный лист участника.

 

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

Уважаемый родитель!

Составьте для себя маршрут посещения станций для участия в консультировании по тем проблемам и вопросам, которые характерны для вашего ребёнка конкретной возрастной группы. В последней колонке «Мой маршрут» вы можете сделать пометки – на какой станции и в каком порядке вы планируете побывать.

 

Станция

Пилот на станции

Возрастная группа

Время работы

Мой маршрут

 

 

 

 

 

Педагогическая

 

 

кабинет №

Галина Валерьевна Б.

0 – 1 год

10.00 – 11.00

 

1 – 3 года

11.05 – 12.05

 

3 – 5 лет

12.10 – 13.10

 

6 – 7 лет

13.15 – 14.15

 

 

 

 

 

 

Психологическая

 

 

кабинет №

Елена Михайловна С.

1 – 3 года

10.00 – 11.00

 

3 – 5 лет

11.05 – 12.05

 

6 – 7 лет

12.10 – 13.10

 

0 – 1 год

13.15 – 14.15

 

 

 

 

 

 

Юридическая

 

 

кабинет №

Надежда Алексеевна В.

3 – 5 лет

10.00 – 11.00

 

6 – 7 лет

11.05 – 12.05

 

0 – 1 год

12.10 – 13.10

 

1 – 3 года

13.15 – 14.15

 

 

 

 

 

 

Педиатрическая

 

 

 кабинет №

Анастасия Анатольевна Ч.

6 – 7 лет

10.00 – 11.00

 

0 – 1 год

11.05 – 12.05

 

1 – 3 года

12.10 – 13.10

 

3 – 5 лет

13.15 – 14.15

 

 

На станции вы сможете:

Узнать особенности возраста и задачи родителей в этом возрасте

Определить типичные трудности и проблемы развития и взаимодействия с ребёнком

Получить рекомендации по преодолению проблем

 

Таким образом, родители детей дошкольников разных возрастных групп получили возможность узнать о специфике возраста своего ребёнка. Такая возможность была создана через использование приёма «вертушка», когда участники в течение пяти академических часов перемещались по станциям, следя за временным регламентом  работы на каждой из них. Кроме того, за регламентом и перемещениями групп родителей следили организаторы программы. Начало каждой групповой консультации сопровождалось небольшой презентацией-обзором проблем и успешных практик для данной возрастной группы детей.

2 этап (2 часа) – параллельная работа четырёх компетентностных площадок (лабораторий). Целью лабораторий является возможность получить практические навыки эффективного родителя в рамках содержательных модулей программы. Технологически работа была организована в четырёх малых группах, которые родители могли выбрать самостоятельно. Каждый специалист (психолог, педагог, юрист, педиатр) в зависимости от специфики содержательной области самостоятельно конструировал лабораторию. Названия лабораторий обязательно отражали предлагаемый к освоению или развитию навык. Для этого использовался такой  инструмент, как «Лабораторная заявка».

 

ЛАБОРАТОРНАЯ ЗАЯВКА

Уважаемый родитель!

Предлагаем вам выбрать одну их лабораторий и записаться для участия, вырезав нужную форму, и оставить заявку организаторам. Время начала работы лабораторий: 15.00, окончание: 16.30

Лаборатория

Наставник

Фамилия, имя, отчество участника (впишите)

 

---------------------------

-----------------------------------------

Как научиться правильно играть с ребёнком

 

 

кабинет №

Галина Валерьевна Б.

 

 

---------------------------

-----------------------------------------

Психологическая

Как справляться с детскими капризами

 

кабинет №

Елена Михайловна С.

 

 

---------------------------

-----------------------------------------

Юридическая

Как подготовить и подать документы на устройство ребёнка в детский сад и школу

 

кабинет №

Надежда Алексеевна В.

 

 

---------------------------

-----------------------------------------

Педиатрическая

Как самостоятельно оказать ребёнку доврачебную помощь

 

 кабинет №

Анастасия Анатольевна Ч.

 

 

Родители могли заранее совершить свой выбор, передав «Лабораторную заявку» организаторам программы. Это позволяло оптимально использовать время для работы в лабораториях и достигать результатов за сравнительно короткий срок. Например, в лаборатории, посвящённой развитию родительских навыков игры с собственным ребёнком, участники учились   не просто разным видам детской игры и сами становились их организаторами, но и рефлексировали игровую практику вместе со специалистом.

Лаборатория, посвящённая навыкам оказания доврачебной помощи ребёнку, была построена через диалог специалиста и родителей и позволила снять  многие интересующие родителей вопросы.

3 этап (1 час)  - работа одной общей интерактивной площадки (игра «Дом у моря»).

На предыдущих этапах каждый из участников по завершении прохождения какой-либо из форм (консультации, лаборатория) получал от специалиста «строительный материал» (цветная бумага, картонки, деревянные палочки, скотч и т.п.) с просьбой сохранять это в своей папке участника до итогового этапа. Специально разработанная игра «Дом у моря» реализовывалась через командные соревнования и была направлена на подведение итогов дня и развитие навыков игровой деятельности у родителей. Каждый участник программы по завершении учебного дня получил сертификат.

Важнейшим элементом этой программы родительского просвещения стала возможность каждому участнику, через специальный приём организации итоговой рефлексии, высказать своё мнение о программе, о своих ощущениях, намерениях и т.п. Абсолютное большинство участников отмечают актуальность программы просвещения для  родителей дошкольников. Одной из серьёзных проблем считают недостаточность такой деятельности со стороны дошкольных образовательных организаций. То есть они готовы были бы стать участниками постоянной школы родительского просвещения, если бы такая проводилась силами специалистов того детского сада, который посещает их ребёнок.

В одной из территорий Приморского края участниками школы наряду с родителями стали методисты нескольких дошкольных образовательных организаций. У нас появилась возможность передать разработанную и апробированную технологию родительского просвещения специалистам, что позволит им более эффективно выстраивать взаимодействие с родителями, организуя их просвещение и поддержку.

Выше мы уже упоминали специально разработанное пособие для родителей детей дошкольного возраста. В нём родители могли найти важную и в тоже время ёмкую информацию об особенностях воспитания ребёнка дошкольного возраста, о психологической специфике  дошкольника, о разных аспектах физического развития и способах оказания родителями первой медицинской помощи, о защите прав ребёнка. Представленные в пособии  материалы стали не просто подспорьем в решении различных задач ребёнка дошкольного возраста, но и логичным продолжением нашего разговора, начатого во время очных встреч на площадках проекта. В структуре содержания пособия нашли отражение все четыре модуля программы просвещения родителей «От нуля до букваря»:

- часть 1. Познакомимся с миром психологии дошкольника;

- часть  2. Узнаем  как увлекательно воспитывать дошкольника;

- часть  3. Научимся заботиться о  здоровье малыша;

- часть  4. Поймем принципы защиты прав маленького ребёнка. 

Значимым эффектом проекта стало объединение родительского и профессионального сообщества в пространстве совместного обсуждения проблем детского благополучия, создания условий для нормального развития ребёнка. Одним из заключительных этапов проекта был предметный разговор о проблемах родительского просвещения в формате круглого стола. Его участниками стали: команда проекта, представители Администрации Приморского края, Управления образования города Владивостока, общественных родительских объединений и организаций, дошкольных образовательных организаций, СМИ.

Состоялась свободная дискуссия по ключевым вопросам для обсуждения:

- почему в наше время нужно учить родителей быть родителями? Чем вызвана актуальность этой задачи?

- для развития каких родительских компетенций требуется специальное сопровождение?

- как формировать мотивацию родителей для участия в специальных образовательных программах?

- что нужно делать для развития родительского просвещения в Приморском крае? Какова роль в этом государственных и общественных организаций?

- может ли только система грантовой поддержки проектов по родительскому просвещению решить эту задачу? Или нужны общие и системные усилия разных институтов государства и общества?

Общий значимый вывод, к которому пришли участники обсуждения, состоит в том, что воспитание и развитие детей дошкольного возраста задача совместная для семьи и общества. Первая роль и основная ответственность, конечно, принадлежат родителям. Но тем успешнее он будет выполнять свою роль и оправдывать ответственность, чем качественнее и системнее будет поддержка, которую ему оказывает государство и общество в виде специальных программ родительского просвещения. Проект, который мы реализовали в Приморском крае, нас в этом убедил. В настоящее время мы ведём работу по созданию в крае Центра родительского просвещения и надеемся, что общими усилиями сможем создать площадку для взаимодействия специалистов разного профиля, но, прежде всего работников системы дошкольного образования и родительского сообщества.

 

Григорьева Елена Алексеевна,
к.п.н., доцент, ректор

Приморского краевого института
развития образования 

Медведева Ирина Петровна,

Председатель Приморской
региональной общественной организации

 «Совет многодетных родителей»

 

© 2014-2019 Национальная Родительская Ассоциация Яндекс.Метрика
0.020