X
На главную
Мы в твиттереНРА ВконтактеМы в ФейсбукеМы в ЖЖФорум
Интерактивная карта

Полезное чтение для педагогов



Время действовать!

В последние годы резкое возрастание автомобилизации городов порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм всё больше приобретает характер «национальной катастрофы». Каждый день газеты, радио или телевидение приносят сообщения об очередных авариях, в результате которых ежедневно гибнут, получают увечья различной степени тяжести сотни людей. Среди пострадавших каждый седьмой – ребёнок школьного возраста.

 В марте 2010 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию, в которой провозгласила период 2011–2020 годов «Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения». Старт реализации этой международной программы как в России, так и в других странах-участницах дан 11 мая 2011 года. Официальный символ «Десятилетия» – ромб желтого цвета, лозунг: «Время действовать! Мы можем спасти миллионы человеческих жизней!» За десять лет мировая общественность надеется сократить количество смертей на дорогах с помощью национальных, региональных и глобальных кампаний по безопасности дорожного движения.

 Образовательные учреждения Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан уделяют серьезное внимание вопросам обучения детей основам безопасного поведения на дорогах. Координатором их деятельности в области преподавания Правил дорожного движения и организатором профилактических мероприятий по предупреждению детских дорожно-транспортных происшествий является Центр дополнительного образования для детей.

 Центральной фигурой в преподавании ПДД в школе является учитель, на нём лежит основная нагрузка и ответственность за обучение детей «Азбуке дорожной науки», и от того, насколько он будет подготовлен методически, зависит успех и конечный результат – обеспечение безопасности детей на дороге.

 Педагогами разрабатываются и внедряются авторские программы по обучению Правилам дорожного движения с применением инновационных форм, новых методов работы, соответствующих современным требованиям.

 Эта разработка адресована в первую очередь учителям начальных классов, ведь в младшем школьном возрасте необходимо заложить основы дисциплинированного поведения на дороге, что позволит обезопасить жизнь и здоровье маленьких участников дорожного движения.

 Цель мероприятия: закрепить знание Правил дорожного движения через формирование умений применять ранее изученный материал в ходе различных форм обучения.

 Задачи, решаемые в ходе проведения мероприятия:

  1. Закрепление навыков безопасного поведения на дорогах, повторение основных Правил дорожного движения.
  2. Развитие творческой активности детей, умения анализировать, сравнивать, обосновывать, развитие ловкости, внимания, выносливости.
  3. Воспитание чувства ответственности, дисциплинированности, умения работать в команде; формирование стремления к здоровому образу жизни.

 В мероприятии могут быть задействованы как дети, обучавшиеся ПДД в детском автогородке, так и дети, не имеющие специальной подготовки по дорожной безопасности. Возраст детей – 7–11 лет (1–4 классы). Первые четыре дня мероприятия проводятся в классах, каждый день подводятся итоги. В пятый, заключительный, день проводится командная игра, в которой участвуют представители от каждого класса (два ученика и родитель), и итоги подводятся по параллели. Для проведения мероприятия используются учебные кабинеты, рекреации, спортивный и актовый залы школы.

В ходе проведения мероприятия используются технические, наглядные, учебно-методические, дидактические средства. Материалы и оборудование, применяемые в ходе проведения конкурса или соревнования, прописываются в каждом отдельном случае непосредственно в сценарии.

В целом применяются методы обучения (диалогическое изложение, показательное изложение), методы преподавания (объяснительный, информационно-сообщающий, стимулирующий, побуждающий), методы учения (репродуктивный, частично-поисковый, практический), методы воспитания (коллективное решение творческих задач, выработка стиля отношений, воздействие на чувства и др.) и другие.

Прослеживаются следующие межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, технология, русский язык, информатика, история, физическое воспитание.

Так как мероприятие ориентировано на младший школьный возраст, используются преимущественно игровые формы работы, применяется положительная мотивация (одобрение, похвала, поощрение). Учитывая интерес обучающихся данного возраста к соревнованию как форме обучения, включены спортивные соревнования как отдельный день по закреплению ПДД.

Учитывая тот факт, что водители в большинстве своём – родители, в ходе подготовки мероприятия можно и нужно привлекать родителей учащихся (при разучивании стихов, песен, подготовки шаблонов для макета, изготовлении дорожных знаков и пр.). Это позволит не только сплотить семью и школу, но и в очередной раз напомнит родителям о важности соблюдения Правил дорожного движения и об их ответственности за детей, своих и чужих.

В рамках «Академии» планируется проведение пяти связанных единой темой мероприятий: «Большие буквы», творческое дело по безопасности дорожного движения «Давай дружить, дорога!», спортивная эстафета, посвящённая Правилам дорожного движения, конкурс – творческое дело «Портфель безопасности», командная игра «Вместе за безопасность на дорогах». Каждое мероприятие рассчитано на 45 минут. Последовательность проведения мероприятий внутри «Академии безопасности и культуры дорожного движения» может варьироваться. У каждого мероприятия обозначены свои цели и задачи, которые в общем направлены на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма. К завершению пятидневного курса дети не только закрепляют полученные знания по ПДД и формируют умения и навыки по их применению, но и получают конечный продукт: выставка рисунков, выставка макетов, портфели безопасности, оснащённые световозвращающими материалами. Все эти материалы рекомендовано использовать в образовательном учреждении в целях пропаганды Правил дорожного движения среди учащихся и их родителей.

Мероприятия, заложенные в основу «Академии безопасности и культуры дорожного движения», способствуют воспитанию грамотных, сознательных участников дорожного движения, которые не только сами соблюдают Правила, но и помогают друзьям и знакомым стать внимательными и грамотными участниками дорожного движения.

Растёт понимание общественностью серьёзности проблемы безопасности на дорогах, осознание ответственности за воспитание и развитие подрастающего поколения в повседневной практике подготовки детей к безопасному поведению на дороге.

Воспитание транспортной культуры становится масштабным, оттачивается мастерство в преподавании основ безопасности дорожного движения.

Внеклассное мероприятие

«Академия безопасности и культуры дорожного движения»

День пятый

Командная игра «Вместе за безопасность на дорогах!»

Цель: систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения на дорогах.

Задачи:

  • расширять представления детей о Правилах дорожного движения, формировать конкретные навыки и модели поведения в ситуациях на дорогах и общественном транспорте;
  • способствовать развитию интереса к знаниям Правил дорожного движения через смекалку, фантазию, эрудицию, логику;
  • воспитывать культуру поведения на улицах и дорогах, воспитывать умение работать в команде.

Оборудование: ПК, мультимедиа, пять ноутбуков, интерактивная доска, флажки, разрезное лото «Дети на дороге», плакаты по ПДД, кроссворды, маркеры, карточки для жеребьёвки с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, сборник «Музыка для детей», выставка рисунков «Давай дружить, дорога!», макетов «Безопасный город», портфелей «Безопасный портфель».

Мультимедиа-продукт: презентация «Головоломки по Правилам дорожного движения» (Microsoft Office Power Point).

Для учащихся (при подведении итогов):

  • удостоверение «Примерный пешеход»;
  • медали «Знатоки дорожного движения»;
  • грамоты участников игры;
  • диплом победителям игры.

Форма проведения игры: командная (по три участника).

Предварительная подготовка команд: название команд, девиз, приветствие.

Правила основной части игры

В игре принимает участие пять команд (из каждого класса параллели) по три человека (два ученика и один родитель). Всего пять конкурсов.

Оценивание

За каждый конкурс команда получает от 5 до 10 баллов (в зависимости от конкурса).

План проведения мероприятия

  1. Организационный момент. Приветствие команд, объявление темы и цели, разъяснение хода проведения игры.
  2. Конкурс «Защита рисунка».
  3. Конкурс «Лучший макет безопасного города».
  4. Конкурс для родителей «Блиц-опрос»
  5. Конкурс «Головоломки по ПДД».
  6. Конкурс-показ «Лучший портфель безопасности».
  7. Итоги. Награждение победителей и участников.

Ход мероприятия

1.Организационный момент

1.1. Приветствие игроков

Вступительное слово – приветствие ведущего игры «Вместе за безопасность на дорогах!»

Ведущий:

– Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Всю неделю в параллели вторых классов проводились мероприятия по Правилам дорожного движения. Ребята играли в игру «Большие буквы», соревновались в спортивных эстафетах, создавали рисунки и изготавливали макеты городов, где безопасно жить и ездить по дорогам, узнали, что такое фликеры, и изготовили с их помощью портфели безопасности. Пришло время подвести итоги. Сегодня в этом зале будут состязаться на звание примерного пешехода самые активные представители от каждого класса: всего пять команд по три участника: два ученика и один родитель. Слово командам.

1.2. Представление команд:

  • название команды;
  • девиз команды;
  • приветствие команде соперников.

1.3. Представление жюри

Ведущий:

– В состав жюри входят учителя, родители, сотрудники ОГИБДД, ЮИДовцы школы (представляет каждого). У жюри на столе есть оценочный лист, в котором указаны названия конкурсов и максимальное количество баллов за каждый конкурс. (Таблица 1).

1.4. Знакомство с правилами игры

Ведущий:

– Сегодня на протяжении всей игры «Вместе за безопасность на дорогах!» вы будете зарабатывать баллы своей команде. Готовность команды к ответу будет демонстрировать капитан поднятием флажка. Очерёдность выступления команд определяется жеребьёвкой. (Капитаны команд тянут жребий).

2. Конкурсные задания

Конкурс № 1 «Защита рисунка»

Ведущий:

– Представитель команды выходит к выставке рисунков, представляет лучший рисунок от своего класса (говорит название, поясняет содержание, перечисляет Правила дорожного движения, которые нашли отражение в рисунке). Отвечает на вопросы членов жюри, если они возникают.

Конкурс № 2 «Лучший макет безопасного города»

Ведущий:

– Представитель команды выходит к выставке макетов, представляет макет своего класса (говорит название, поясняет содержание, перечисляет Правила дорожного движения, которые нашли отражение в макете). Отвечает на вопросы членов жюри, если они возникают.

Конкурс № 3 для родителей «Блиц-опрос»

Ведущий:

– Нужно назвать транспортные средства сказочных героев.
  1. На чём ехал во дворец Емеля-дурак из русской народной сказки? (Печка).
  2. Кто помог Дюймовочке из сказки Андерсена улететь в теплые страны? (Ласточка).
  3. Какое животное помогло Герде из сказки Андерсена домчаться в царство Снежной Королевы? (Олень).
  4. Какой личный транспорт был у Бабы Яги? (Метла, ступа).
  5. Во что превратила фея тыкву для Золушки из сказки? (В карету).
  6. На чём летал старик Хоттабыч? (Ковер-самолет).

Конкурс № 4 «Головоломки по ПДД»

Ведущий:

– Каждой команде предлагается по кроссворду, который её участники должны разгадать. Время для выполнения задания – 10 минут. Если команда справляется быстрее, капитан подаёт знак. За быстроту (при условии правильности выполнения) начисляется дополнительный балл. Пока команды выполняют задание, ведущий для зрителей проводит игру «Найди десять отличий» (материал демонстрируется на большом экране).

Конкурс-показ № 5 «Лучший портфель безопасности»

Ведущий:

– Сейчас участники команд представят портфели, оформленные световозвращающими материалами в ходе творческого дела. Участникам предстоит продемонстрировать свои работы и дать пояснения к ним. Подведение итогов проводится голосованием зрителей.

3. Подведение итогов. Награждение победителей и участников

Ведущий:

– Ребята, вы молодцы! Показали свои знания по Правилам дорожного движения, активно участвовали во всех конкурсах. Вы отличники по знаниям Правил дорожного движения! Вы сегодня получите настоящие удостоверения «Примерный пешеход». Мы желаем вам счастливых дорог! И успехов в школе!

Награждение. Вручение удостоверений «Примерный пешеход», медалей «Знатоки дорожного движения», грамот участников игры, дипломов победителей игры.

По материалам Всероссийского конкурса
«Безопасная дорога – детям» в 2017 году.
Автор
Наталья Александровна Мухачева,
директор муниципального бюджетного учреждения
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования для детей»,
Республика Татарстан, г. Нижнекамск

 

© 2014-2021 Национальная Родительская Ассоциация Яндекс.Метрика
0.020