X
На главную
Мы в твиттереНРА ВконтактеМы в ФейсбукеМы в ЖЖФорум
Интерактивная карта

Полезное чтение



Акмеология семьи. Просвещение на службе самосовершенствования

В Карелии есть школа для родителей. О ней рассказала Антошко Елена Анатольевна, старший научный сотрудник Центра инноваций экспертизы в образовании ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования», ответственный секретарь Карельского республиканского отделения Национальной родительской ассоциации.

Многие из нас проходят путь родительства «по наитию» или через пример своей семьи, реже через природный талант, ещё реже через замысел Мироздания… Родитель, Родительство, Род, Родной - какая Сила, Энергия, Мудрость. Как часто мы, получив, этот дар распоряжаемся им не «на все 100». Как долго мы не готовы признать истину: лучшими родителями и прародителями своим детям и внукам можем быть только мы.

Проходя путь мамы, теперь уже двух взрослых дочерей, а ещё и опыт бабушки внучки, я как никогда ясно осознаю ценность этой встречи: старшего и младшего, опытного и начинающего, мудрого и познающего… Как сделать её – эту встречу – радостной, полезной, безопасной, счастливой – задумались мы вместе с коллегами 8 лет назад, создав 7 апреля 2011 года Карельскую Школу сотрудничества заботливых и любящих родителей и прародителей «Родник моей Души». Стартуя в 2011 году, мы объединились со 102 представителями семей, желающих развивать потенциал родительства и прародительства. 24 специалиста стали учиться на социальных педагогов семейного профиля, участвуя в проекте ФНГУ РФ «Институт социальной педагогики РАО» «Профессиональная школа родителей», 14 руководителей и специалистов организаций – стали обучающимися дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Руководитель педагогических программ в системе семейных отношений», 81 представитель семей – осваивали социально-педагогические программы по подготовке семейных наставников. Часть родителей и прародителей обучались в нескольких программах. В 2011 году нас, объединившихся в Карельскую Школу, было 6 организаций, работающих с семьями в сфере образования, социального обслуживания, молодежной политики. К Фонду присоединились КРБФ «Материнское сердце», КРОО «Детская Республика», МУ Петрозаводского городского округа «Социально-культурный центр «Подросток», Центры социального обслуживания Сегежского района «Центр по работе с семьей» и «Реабилитационный центр по работе с детьми – инвалидами», ФГБУ ВПО РФ «Карельская педагогическая академия». Важным было в этом объединении сотрудничество с социально ориентированными некоммерческими организациями, представляющими родительскую общественность. За время деятельности Карельской Школы родителей и прародителей более 350 организаций включились в осуществляемые совместно события, проекты и программы.

Каждую среду все это время мы неизменно встречаемся для того, чтобы раскрывать свое сердце для любви к детям, родителям, семьям. Мы осознали, как важно быть рядом с будущими и молодыми родителями; более опытными родителями и прародителями, но имеющими трудности в семейной самореализации, иногда потерявшими веру в семью, утратившими союз детей и родителей, чтобы каждый смог реализовать свой шанс - подняться на высоту родительского полета, когда можешь сам быть счастливым, подарить счастье близким и поделиться счастьем с теми, кто в этом нуждается.

За это время Карельская Школа сотрудничества родителей и прародителей зарекомендовала себя как:

  • актуальная психолого-педагогическая технология раскрытия, развития и совершенствования индивидуального, коллективного и общественного семейного творческого потенциала;
  • открытое просветительско-образовательное пространство подготовки семейных наставников в системе семейных отношений, семейного воспитания, семейной самореализации;
  • системная программа формирования и повышения родительских и профессиональных компетенций;
  • центр культурно-просветительских, образовательных, социальных, научно-методических инноваций в сфере поддержки семьи, детей, молодежи, старшего поколения.

Профессиональными родителями совместно со специалистами системной программы «Карельская Школа сотрудничества заботливых и любящих родителей и прародителей «Родник моей Души» разработаны, апробированы и успешно реализуются более 40 авторских творческих, просветительских, социально-педагогических, социально-психологических, психолого-педагогических, дополнительных общеразвивающих программ для взрослых, дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и др., участниками которых стало более 7 тысяч представителей семей Карелии, России, иностранных государств. В 2017 году системная программа «Карельская Школа сотрудничества заботливых и любящих родителей и прародителей «Родник моей Души» прошла экспертизу в рамках Всероссийского конкурса Центров и программ родительского просвещения, проводимого Министерством образования и науки Российской Федерации и Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей», и заняла I место.

Молодые люди, родители, прародители, члены семей, специалисты, проходящие обучение и стажировку в программах, имеют возможность ответственно готовиться или осуществлять семейную самореализацию, грамотно выстраивать семейные отношения, мудро осуществлять родительские и прародительские функции, на личном примере оказывать содействие в раскрытии и развитии семейного творческого потенциала детям, молодежи, родителям и старшему поколению.

Определяя индивидуальный развивающий, образовательный, компетентностный маршруты, мы учитываем решаемые членами семьи и специалистами в определенный момент жизни задачи.

В настоящее время нами разработаны ценностно-смысловые ориентиры 18 уровней раскрытия, развития и совершенствования семейного творческого потенциала. На каждом этаже (высоте, вершине, ступени) у потенциального или осознанного участника программы есть возможности определить уровень достижений в семейной самореализации, сделать выбор в пользу дальнейшего развития и, исходя из потребностей, включиться в событийную, проектную или программную деятельность.

Уровни развития семейного творческого потенциала представлены на рисунке 1.


Рисунок 1. Развитие семейного творческого потенциала (акмеологический подход)

На первом этаже Дома «Счастливая Семья» находятся те участники программ, которым пока трудно делать осознанный выбор и системно заниматься своим саморазвитием. Чаще всего это те представители семей, кто стал родителем, но пока ещё не понял, или не принял, или не осознал, что он уже родитель. И мы стучимся, стучимся в его сердце и говорим: «Просыпайся. Ты сможешь. Открывай в себе дар родительства. У тебя все получится». А он чаще отвечает: «Нет». Тогда мы задаем вопросы: «Может быть Вашей семье нужна еда?» Он отвечает: «Ну, если Вам девать некуда, оставьте». Мы снова: «Может быть, одежды?» Он отвечает: «Ну, если вам девать некуда, оставьте». И пока он сопротивляется этому своему великому дару родительства, мы все равно продолжаем встречаться и стучать. И это то первое родительское просвещение, когда мы приходим и подаем ему руку дружбы и любви и говорим: «Пошли с нами». А он – родитель пока еще совсем трудно принимает свою важную роль.

На втором этаже нас подпускают немного ближе и начинают более открыто принимать материальную и, к нашему счастью, информационную помощь. У таких членов семьи чуть-чуть начинает откликаться сердце, и они начинают робко задавать вопросы: «Куда идти? В поликлинику надо с ребенком? Ааа… Ребенку в школу надо? Ааа…». И вот это его «Ааа…», и мы понимаем: пошел, пошел, начал откликаться, молодец.

Только на третьем этаже семьи начинают совершать первые ответственные, но пока не устойчивые шаги и поэтому большинству из них необходимо постоянное сопровождение. На четвертом этаже уже идут посмелее и здесь главным поддерживающим инструментом становится телефон «доверия» - «на всякий случай». И чем больше продвигается в социуме такая семья, тем больше нужна вдохновляющая и разъясняющая поддержка. На пятом этаже члены семьи «оперяются», начинают чувствовать себя увереннее, крепчают материально (квартира, работа, машина, дача). И вроде бы внешне всё хорошо. И мы ему уже не нужны.

И иногда человек забывает про то, что ему так трудно было подниматься на этот пятый этаж. И он самый опасный – всегда можно оступиться и опуститься вниз. И мы ему говорим: «Дорогой, пошли снова вместе». И вот только на этом этаже он начинает из индивидуального патронирования и сопровождения откликаться на участие в открытых семейных творческих событиях, искать силу объединяться с родом и хотеть развиваться дальше.

На седьмом этаже он начинает объединяться с себе подобными. На восьмом этаже у него открывается сердце для образования. Оказывается, чтобы стать хорошим родителем, образовываться необходимо. И с этого этажа он может уже спускаться на первый и протягивать руку тому, кто пока еще не проснулся.

А на 9 - 18 этажах родители и члены семьи начинают участвовать в проектах и в программах, сами становятся их соавторами и соруководителями. Их отличает полезная активность, ответственность, служение. Те, кто поднялись в своём развитии до этих этажей, они и про независимую оценку качества понимают, и про государственные услуги, и в государственно-общественном управлении участвуют.

И когда мы – участники творческой команды Карельской родительской школы осознали акмеологию развития творческого потенциала семьи, приняли эти социальные и психолого-педагогические различия, стало ясно, что к каждому родителю надо идти с такой информацией, такими событиями и программами, которые отвечают их индивидуальному запросу, их особым потребностям в семейной самореализации, их стремлении в повышении компетенций.

В самом начале нашего пути совершенствования в качестве родителей и прародителей мы договорились: все, что создаём и собираемся предлагать родителям – апробируем на себе. И когда апробировали информацию, которую мы предлагаем, ту интонацию, с которой мы разговариваем, те события и программы, которые мы собираемся осуществлять, мы осознали, как непросто принять это очень важное знание, как непросто открыть сердце для родительского служения, как непросто быть постоянно образовывающимся родителем, жить саморазвитием и самосовершенствованием «как дышать». И оказалось, что вот эти наши этажи семейного информирования, консультирования, просветительские, социально-педагогические, образовательные программы, научно-методические проекты - вот, оказывается, куда я могу прийти, если я буду развивать в себе родительскую компетенцию. Вот, оказывается, какими полезными можем быть я, моя семья и многие другие родители в нашем городе, республике или в стране. Так родилась наша система последовательного повышения социальных и профессиональных компетенций родителей и членов семей от информирования – к патронирование, от консультирования – к диагностике и сопровождению, от авторских творческих событий к просветительству и т.д. На рисунке 2 представлена системная деятельность организаций по повышению компетенций родителей и членов семей.


Рис. 2. Системная деятельность организаций по повышению компетенций родителей и членов семей

И еще больше нам стало понятно, как еще бережнее отнестись к формированию родительских компетенций и приглашения их к этому ценному служению - родительству, когда родились наши первые просветительские программы. Сначала мы создали 12 программ по 12 занятий. Программы как бусины создавали ожерелье нашей семейной и родительской компетентности: от благополучия - к здоровью, от здоровья - к культуре, от культуры - к правовой ответственности и т.д. На первых четырех занятиях мы раскрываем свой индивидуальный семейный потенциал, на последующих четырех занятиях - коллективный потенциал семьи, и на завершающих четырех - мы все вместе раскрываем свой общественный семейный потенциал. И так каждая программа позволяет вновь и вновь расширять горизонты нашей семейной и родительской уверенности и состоятельности.

А потом оказалось, что пришли родители, которые хотят идти выше в своих социальных достижениях. И нам пришлось создать еще четыре программы для родителей, которые взяли ответственность за развитие в семье жизнетворческого потенциала. Важно было ответить на этот высокий запрос. И вот уже 5 лет представители этих семей еженедельно встречаются, чтобы научиться сотворческому образу жизни. А не так давно пришла на консультацию семья, которая поднялась на духовно-нравственный уровень развития своей семьи (10 этаж), и сказала: «А что дальше?» Я говорю им: «Дальше вот это можно, вот это можно, вот это можно». А папа говорит: «Есть еще каких-то два этажа. Вы знаете. Говорите». А я понимаю, что я не знаю. Он говорит: «Вы знаете. Говорите. Есть еще два этажа». Я говорю: «А Вы откуда знаете, что я знаю?» – «А я йогой занимаюсь. Я сижу рядом с вами и понимаю, Вы знаете, что еще есть два этажа». И я думаю: «Господи, что ж ему сказать-то?» И вдруг говорю: «Вы знаете, есть еще два этажа. 17 этаж – это семьи, где рождаются святые, а 18 этаж – это семьи, где рождаются пророки». А сама думаю: «Космос какой-то». А папа отвечает: «Я же говорил, что Вы знаете. Вы, пожалуйста, подготовьтесь. Мы скоро на 17-й этаж придем. Поэтому, будьте добры, быть готовыми».

На рисунке 3 представлен комплекс 18 просветительских программ по раскрытию и развитию творческого потенциала родителей и членов семей через систему их просвещения.


Рисунок 3. Развитие творческого потенциала семей через просветительские программы

Вот такая великая ответственность у тех людей, кто взял на себя миссию раскрыть творческий потенциал родителя, семьи, специалиста по работе с семьёй, чтобы у каждого из нас было это великое счастье служения детям, родителям, семьям, обществу, государству.

Региональная система Республики Карелия по повышению родительских компетенций развивается и расширяется. Все больше и больше организаций проявляют ответственность за работу с семьёй, включение родителей в социально значимую деятельность организаций, поддержку детей, молодежи, родителей в раскрытии и развитии индивидуального, коллективного, общественного семейного творческого потенциала. Познакомиться с материалами Карельской Школы сотрудничества родителей и прародителей «Родник моей Души» можно на сайте сокоординатора программы - Карельского регионального общественного благотворительного фонда «Центр развития молодежных и общественных инициатив»: и сайте ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования», действующего совместно с другим сокоординатором программы - Карельским республиканским отделением Национальной родительской ассоциации:

 

© 2014-2019 Национальная Родительская Ассоциация Яндекс.Метрика
0.020