X
На главную
Мы в твиттереНРА ВконтактеМы в ФейсбукеМы в ЖЖФорум
Интерактивная карта

Полезное чтение



Башкирский обряд наречения

Башкиры, как и многие другие народы, не могли представить, что человек мог существовать без имени. Имя - его вторая, духовная суть, поэтому ребенку сразу давалось, хотя бы временное, имя.

Практическая значимость.

Перед началом исполнения обрядов, старейшина даёт напутствия молодым, как обращаться с младенцем, как уберечь его от сглаза. Символично, что в этом событии принимали участие представители трёх поколений семейной династии, олицетворяя крепкую духовную связь и преемственность между ними

 Повитуха обвязываязапястье младенца какой-нибудь ниточкой и, заворачивая в пеленки, нарекала его именем. Новорожденный получал йургэк исеме - пеленочное имя. Постоянное имя ребенок получал только после чтения муллой молитвы "азан". 

Родственницы и соседки приходили к молодой маме с поздравлениями, и каждая приносила что-нибудь съедобное для нее кустэнэс: масло, хлеб, чай, блины и прочее. В народе говорили: Балалы кешене ашатhан, сауаплы булаhын" ("Накормишь молодую маму - будешь благословенна").

На 3, 7 день после рождения ребенка, устраивали торжество в честь рождения ребенка. Называлось оно по-разному: кендек сэйе - чай в честь пуповины, еп сэйе - чай ниток, бэпэй сэйе - чай в честь младенца. Приглашались только женщины, чаще пожилые, человек 10-12. Гости приносили угощения, масло, сметану, различные сладости и печености.

После трапезы им раздавали мотки белых ниток, заранее приготовленных молодой мамой. Иногда вместе с нитками давали нагрудники кукрэксэ, кисеты янсык, колечки, лоскутки ткани. Перед уходом все произносили благопожелания. 

Обряд наречения имени исем туйы являлся центральным в цикле обрядов мусульман, связанных с рождением ребенка. Церемония наречения имени происходила следующим образом. На праздник созывались родственники, соседи, мулла. По случаю этого торжества готовилось обильное угощение. Ребенка укладывают перед муллой головой к кибле (направление, в котором молятся все мусульмане), после чего мулла, прочитав молитву "азан", трижды поочередно произносил в ухо ребенка: "Пусть твое имя будет таким-то". Во время обряда наречения имени молодая мама преподносила подарки своей матери, свекрови.

Бесік (колыбель) считается священной реликвией каждой семьи. Бесік бережно хранится в доме и передается из поколения в поколение. Иногда сыну может посчастливиться спать в колыбели, в которой некогда спал его отец.

Когда малышу исполнится несколько дней, его укладывают в колыбель, которую для него дарят родственники по линии матери. Для проведения обряда выбирается самая уважаемая бабушка. Сначала бабушка изгоняет злых духов над кроваткой с помощью зажженной палочки – выполняет обряд. Затем стелите маленькие подушки и одеяла. Потом пеленает малыша.  Накрывает одеялом,

Девочкам под подушку кладут зеркало и расческу, чтобы выросла красавицей.

Мальчикам вешают уздечку и плетку, чтобы стал хорошим наездником (игрушечный руль, чтобы был хорошим водителем), прикрепляет тумар (треугольник из ткани, талисман), чтобы не сглазили, привязывает когти беркута (или игрушечную видеокамеру), чтобы имел зоркий глаз.

Обряд сопровождается традиционной песней "Бесик жыры". «Әлди, әлди, ақ бөпем, ақ бесікке жат бөпеп» (Баю – баю, мой малыш, в колыбельку ты ложись). Это строки из «Бесік жыры» 

  После обряда ребенка   в колыбели   выносят только в присутствии самых близких родственников (до 40 дней все дети крайне подвержены сглазу), а остальные гости, ожидают в соседнем помещении. Когда ребенок будет уложен в колыбель, бабушке полагается "бесик  кустанас"- подарок, и устраивается праздник с участием многих детей.

 

© 2014-2019 Национальная Родительская Ассоциация Яндекс.Метрика
0.020