X
На главную
Мы в твиттереНРА ВконтактеМы в ФейсбукеМы в ЖЖФорум
Интерактивная карта

Полезное чтение



Будьте милосердны

И в мирное время богатые и обеспеченные жители России считали своим долгом помогать и поддерживать бедных и нуждающихся соотечественников. Благотворительность как продолжение милосердия всегда присутствовала в русской жизни. На второй странице Сборника товарищества «Знание» за 1903 год, в котором печатались повести и рассказы известных русских писателей - Л. Андреева, Ив. Бунина, В. Вересаева, Н. Гарина, М. Горького, А. Серафимовича, Н. Телешова и многих других, читаем: «Из прибыли с настоящего сборника отчисляется: тысяча рублей в распоряжение Общества доставления средств Высшим Женским Курсам, тысяча рублей - в распоряжение Общества для усиления средств Женского Медицинского института, тысяча рублей - в распоряжение Общества Взаимопомощи учителей и учительниц Нижегородской губернии на устройство общежития для детей, тысяча рублей - в распоряжение Нижегородского Отдела Общества Охранения Народного здравия, секция гигиены, воспитания и образования, на постройку Детского Дома и пятьсот рублей – на Немецкую народную читальню.

Средства от издания десятков, сотен книг в России шли не на гонорары авторам, а на нужды российского населения – на больницы, сиротские дома, тюрьмы. Так, в середине 20-х годов прошлого века Комитет имени Л.Н. Толстого полностью передал доход от издания книги В. Черткова (друга и секретаря Льва Николаевича Толстого) на оказание помощи голодающим.

Что же это за фонды, общества, комитеты? Это были общества граждан России, независимо от того, кого – интеллигенцию ли, дворянство или купечество они объединяли. Фабрикант Савва Морозов практически большую часть своего капитала тратил на сельские школы, больницы, всю жизнь помотал сотням людей. Об истории российского меценатства можно написать тома.

Самоотверженное «не от своего богатства» милосердие день за днем, год за годом являли наши русские земские врачи, которые, подобно чеховским героям, по осеннему и весеннему бездорожью, когда на лошаденке, а когда и пешком, шли за десятки верст к тифозным больным детям, роженицам. Эти же качества присущи и нынешним нашим врачам, учителям, другим «бюджетникам», которые сегодня трудятся на российских просторах за нищенскую – давайте прямо скажем об этом – плату. Просто в наши дни «не принято» и «не современно» говорить о самоотверженном труде и милосердии.

 

Как будто вместе с двадцатым веком ушла мода на эти свойства человеческой души.

Ушло ли из нашей жизни чувство и дело милосердия? Нуждаемся ли мы в нем, когда есть собесы, социальные работники, министерства здравоохранения и образования, социальные статьи Госбюджета и национальные проекты Правительства? Когда есть люди, по долгу службы призванные помогать слабым и незащищенным? Вопросы, на мой взгляд, риторические.

Наш народ объединяет не громкая патриотическая идея, а общая судьба страдательности и сострадания. Недаром роман братьев Вайнеров, по которому снят любимый всеми нами фильм «Место встречи изменить нельзя», назван «Эра милосердия». Милосердие спасало наших прародителей в революциях, в войнах, в сталинских лагерях и в эпоху борьбы с ними, спасает и нас.

Милосердие необходимо нам всем, и слабым, и сильным. Оно необходимо нам и как наша собственная способность быть милосердными, и как отношение к нам со стороны окружающих.

Судите сами, относится ли это, в первую очередь, к доживающим свой век пенсионерам, участникам ВОВ, или ко всем, не дождавшимся приезда «скорой», ко всем, к кому уже никто не придет в больницу, кого некому похоронить...

И разве не нуждаются в милосердии, не бедствуют наши, ставшие «дефицитом» общества мужчины, чья планка долголетия стремительно падает вниз? А посмотрите на наших женщин, взваливших на себя все тяготы материального обеспечения семьи: рождения, воспитания и содержания детей, заботы о престарелых родителях, имеющих копеечные пенсии... Что будет, если вдруг иссякнет источник терпения и мужества, сердечного тепла, из которого наши женщины черпают силы? Тот источник, что пробивается в нашу жизнь из глубинных пластов иногда неосознаваемого нами, но так свойственного природе нашего народа Милосердия.

А наши дети... Разве не в бедственном положении находятся во всё меньшем числе и со всё более слабым здоровьем рождающиеся дети, часто брошенные на произвол судьбы и обществом, и собственными родителям? И разве не в бедственном положении нынешние подростки – дети перестройки, от которых взрослые, занятые погоней за успехом или просто за куском хлеба, откупились мобильниками и плеерами, свободой ранней сексуальности? Если мы забудем о них, кто уже через пятнадцать-двадцать лет будет милосерден к нам?

Да, все мы такие разные и по возрасту, и по своему материальному положению люди, нуждаемся в помощи, поддержке и милосердии.

Конечно, мы знаем о том. что в новогодние морозы были собраны подарки детям-сиротам... Где-то даются благотворительные концерты и устраиваются детские праздники. Но это – капля в океане.

И дело не только в бедности, которая влечет за собой непосильный труд, усталость, чувство безнадежности в борьбе за существование, неверие в себя и будущее. Эта безнадежность во сто крат сильнее и потому, что кругом растут как на дрожжах новые состояния, улицы больших городов забиты дорогими «иномарками», спрос на элитное жилье по-прежнему обгоняет предложение, с экранов телевизоров льется свет недоступной роскошной «тусовочной» жизни, полной богатства и процветания. Некоторые наши соотечественники, покупающие особняки с видом на Букингемский дворец и виллы на Канарских островах, провозглашающие себя преемниками дореволюционной русской традиции благотворительности и меценатства, часто глухи и слепы к реальным нуждам своего народа и больны бессердечием. Их милосердие погибает за высоким забором индивидуализма, пойманное приборами видеонаблюдения. Бог им судья.

Милосердие необходимо нам всем, и слабым, и сильным. Оно необходимо нам и как наша собственная способность быть милосердными, и как отношение к нам со стороны окружающих.

Милосердие деятельно и исходит из самых глубин русского характера с его великодушием, человечностью, пониманием трудностей жизни и верой в возможность их преодоления сообща.

Милосердие – это не только копеечка нищему, продукты больной соседке, добрый начальник, отпускающий мать к больному ребенку, единичные сборы средств, продуктов, одежды для пострадавших в техногенных и природных катастрофах. Милосердие – это государственная политика и общественная воля, это образ жизни, это способ воспитания детей, это лекарство от жестокости и цинизма.

Наши дети и внуки умеют быстро решить сложную интеллектуальную задачку, «на ты» с любой новейшей техникой, они организованы и рациональны, когда дело касается их интересов. Но как им порой бывает трудно улыбнуться в ответ на улыбку незнакомца, выразить сочувствие даже близкому человеку, быть открытыми и доброжелательными в ответ на агрессию и хамство. Этому нигде не учат, это можно подглядеть у родителей, знакомых и друзей в минуты большого счастья или несчастья. Этому мы учились по книгам А. Гайдара и А. Макаренко.

Добру, милосердию можно и нужно учиться в любом возрасте, в любую эпоху, это универсальные свойства человека, показатели его нравственного здоровья.

 

Источник: Будьте милосердны! [Текст] / ГБУ «Московская служба психологической помощи населению» // Психология для жизни. – 2006. - № 2.

 

© 2014-2019 Национальная Родительская Ассоциация Яндекс.Метрика
0.020