X
На главную
Мы в твиттереНРА ВконтактеМы в ФейсбукеМы в ЖЖФорум
Интерактивная карта

Полезное чтение



Эмоциональный интеллект – что это и зачем?

Эмоциональный интеллект – что это и зачем?

Этой статьей я хочу открыть цикл, посвященный эмоциональному интеллекту. Из нее вы сможете узнать, что такое эмоциональный интеллект, из каких навыков он состоит, зачем его развивать. Для наглядности начну статью с небольшой зарисовки из жизни. Наверняка многие из вас видели подобное, а может выступали в роли участника.

История из жизни:

Мальчик, лет 4-х лихо едет на беговеле. Мама бежит где-то вдалеке. Мальчуган в азарте, довольный набранной скоростью, гордый собой, беспечно смотрит по сторонам. Видно, что он себя ощущает рыцарем, мчащимся на резвом коне или смелым гонщиком на мощном мотоцикле. И тут, из-за поворота вылетает на велосипеде «наездник» чуть постарше. Велосипедист замечает малыша, резко тормозит, но аварии уже не избежать. Старший ребенок ловко спрыгнул, а вот малыш упал и явно весьма сильно ударился.  Естественно, тут же душераздирающий раздался плач. На счастье, мама уже добежала до своего шаловливого малыша.

Я с облегчением вздохнула, поняв, что серьезной травмы удалось избежать, а мама сейчас успокоит ребеночка. Но, все пошло НЕ так, как выстроило мое воображение.

На мое удивление, мама ребенка стала кричать, соревнуясь в децибелах со своим ребенком. Она ругала его за то, что он убежал. Говорила, что предупреждала его ни раз. Утверждала, что так ему и надо, будет знать теперь, как носится сломя голову и так далее в том же духе. Душа моя рвалась спасать ребенка, но мозг велел остановится, так как ему все равно нужна именно материнская помощь, а не тети чужой.

Не получив помощи от мамы, как и следовало ожидать: малыш обиделся и разозлился. И сквозь рыдания послышались слова: «Ты плохая, я тебя не люблю». Мальчик ревет все сильнее и отказывается идти домой. На что мама: «Ну, и оставайся тогда один здесь, а я пошла». Стоит ли говорить, что сын от этого начал биться в истерике. Мама схватила, рвущегося ребенка в охапку, и с беговелом на перевес агрессивной походкой направилась к дому. Еще долго я слышала удаляющиеся рев ребенка и окрики матери.

Неприятная ситуация. Возникает желание сразу обрушиться с критикой на такую бессердечную маму, однако, не будем спешить. Я уверена, что мама эта очень любит своего ребенка, а он безусловно обожает ту, что родила и заботилась о нем все эти годы. Проблема мне здесь видится не в области любви, а в эмоциональном интеллекте (EQ).

Что такое эмоциональный интеллект.

Все мы много слышали про IQ, а вот про EQ стали говорить совсем недавно. Точнее после бесцеллера Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект: Почему он значит больше, чем IQ». 

Человек может быть очень интеллектуально развитым, но полным профаном в области эмоций. Но к счастью эмоциональный интеллект поддается развитию, и чем раньше начать им заниматься, тем лучше.

Давайте разберемся, что это за зверь такой – эмоциональный интеллект и зачем он нужен.

Эмоциональный интеллект – это способность человека:

  • понять свои эмоции,
  • понять эмоции других людей,
  • сказать о своих эмоциях, ощущениях, чувствах,
  • управлять своими эмоциями,
  • адекватно реагировать на эмоции окружающих.

 

Зачем нам нужны навыки эмоционального интеллекта?

Понимание своих эмоций позволяет быть в контакте с собой со своими желаниями и потребностями. Это самый первый шаг в развитии эмоционального интеллекта. Эмоции могут быть адекватными ситуации или нет, могут быть слишком сильными или слабыми, они могут по-разному выражаться. Но пока не осознаешь, что же ты чувствуешь в той или иной ситуации дальше идти к осознанности бессмысленно.

Как только ты понимаешь, сейчас я злюсь, то возникает вопрос: а почему? И действительно ли злость здесь уместна? И что я могу сделать, чтобы иначе реагировать в похожих ситуациях? И все это возможно только после осознания или понимания своих эмоций. И этот первый шаг позволит улучшить очень многое.

Быть может это прозвучит невероятно, но именно осознанность эмоций помогает беречь психологическое и физическое здоровье. Не верится? Почитайте психосоматические причины заболеваний? Каждая вторая связана именно с неосознанными эмоциями. (Об этом мы поговорим отдельно в статье «Понимание эмоций и здоровье»)

В описанной выше истории вряд ли мама осознала чувство страха, испытанное за ребенка, чувство жалости, и потом обиды на его слова. Неосознанные эмоции слились в один комок и трансформировались в агрессию. Почему они слились, потому что она их вовремя не отследила не сумела правильно использовать. И их было так много, что они захлестнули ее, она уже не могла контролировать свои слова, более того, скорей всего только часть была высказана ребенку, а другая осела внутри.

Вспомните свои ощущения от невысказанной злости, когда внутри словно комок сжатой боли. И потом еще долго этот «комок» будет давать о себе знать напряжением мышц, головной болью или каким-то заболеванием.

Осознанные эмоции гораздо спокойнее себя ведут и больше помогают, чем доставляют неприятностей.

(Статьи по теме: «Как научиться слышать свои эмоции». «Как научить ребенка понимать свои чувства»)

Понимание эмоций открывает дверь к осознанию себя. Бережет здоровье: физическое и психологическое. Отсутствие понимания эмоций – грозит постоянными эмоциональными срывами, неконтролируемыми выплесками эмоций и проблемами со здоровьем.

Понимание эмоций других людей

Понимание эмоций других людей дает неисчерпаемые возможности в общении. Иначе его называют эмпатией. Вы начинаете чувствовать то, что чувствует собеседник. Эмпатией можно управлять, включать и выключать при необходимости. Без нее невозможно глубокое общение. Вы начинаете реагировать не только на слова, сказанные человеком, а на интонацию, мимику и жесты. Язык эмоций дает разы больше информации о человеке, а его истинных мотивах. Неосознанно мы всегда реагируем на эмоциональные посылы от собеседника, но делаем это рефлекторно. Но пропуская через сознание – эффективность коммуникации повышается на порядок.

(Статьи по теме: «Развитие эмпатии у взрослого», «Развитие эмпатии у ребенка»)

В нашей истории ни мама, ни ребенок не понимали истинных чувств другого они утонули в волне своих переживаний от чего еще больше накаляли ситуацию, снова и снова захлебываясь в эмоциях.

Хорошее понимание эмоций собеседника улучшает общение с людьми и отношения в целом. Отсутствие понимания приводит к большому количеству нелепых и серьезных конфликтов, бесконечным обидам, неожиданному разрыву отношений и другим последствиям недопонимания между людьми.

Умения сказать о своих эмоция, чувствах, ощущениях

Умения сказать о своих эмоция, чувствах, ощущениях крайне редкий в нашей стране навык. Мы привыкли говорить: я думаю, а не я чувствую. Даже когда я спрашиваю напрямую: «а что ты чувствуешь, когда, он на тебя кричит?» То человек автоматически начинает говорить: «Ну я думаю, что он это делает потому что». Очень часто в стрессовой ситуации чувства вообще упускают и сразу делаются выводы, высказываются претензии или дают оценки.  

В нашей истории мама так и поступила. Она сразу перешла к обвинениям того, кто заставил переживать. А как она могла сказать? Например, милый, я так испугалась за тебя и даже разозлилась на то, что ты подверг себя риску. Малыш конечно тоже не научился говорить адекватно о своих чувствах. И вместо слов: мама мне больно и обидно от твоих слов, я злюсь на то, что ты не пожалела меня. Он так же переходит к оценкам и обвинениям: «ты плохая, я тебя не люблю». Может вы скажете, что от ребенка 4-х лет слов, обозначающих эмоции невозможно ожидать, но поспорю. Если ребенок растет в семье, где говорят о своих чувствах, то даже при срыве эмоциональном у мамы – дети могут легко снять конфликт. Пример: «мам, ты сейчас злишься, но я же знаю, что ты ведь все равно меня любишь» или «Ты замечательная мама, все будет хорошо!» - это цитаты знакомой мне четырехлетней девочки в момент конфликта.

Говорить о чувствах у нас не принято. Сложно многим сказать о позитивном отношении друг к другу: а вдруг отвергнут мою симпатию. И в итоге люди не знают о чувствах друг друга, даже находясь совсем рядом. Ведь как часто даже мужья и жены стесняются или просто не умеют говорить о своих чувствах, лишая себя важной составляющей отношений.

Еще сложнее сказать о негативном отношении к чему бы то ни было, о злости, отвращении, страхе. Гораздо проще оказывается перейти сразу к активным действиям – начать кричать, бить посуду, бежать. А ведь просто назвав эмоцию мы решаем сразу несколько проблем: снимаем накал эмоции, обозначаем проблему для себя и собеседника, что согласитесь в разы повышает вероятность культурного решения проблемы.

Открыто говоря о своих чувствах: мы еще лучше осознаем себя. Даем возможность лучше нас понять и почувствовать, что делает отношения глубже и полнее. Мы обучаем детей лучше понимать эмоции себя и других людей. Мы активизируем эмпатию у собеседника. И это далеко не полный перечень.

(Статьи по теме: «Как и зачем говорить о своих чувствах».  «Как научить ребенка говорить о своих чувствах»)

Управление своими эмоциями – следующий уровень развития эмоционального интеллекта. Это когда мы не просто понимаем, что чувствуем, но и осознаем, что за этим чувством стоит и как можно воспользоваться энергией этой эмоции для достижения позитивного результата. Например, ты не просто злишься и осознаешь свою злость, и даже проговариваешь, я злюсь, но и понимаешь, что за потребность стоит за этой злостью. Например, потребность в любви и заботе. И тогда ты уже можешь возникшую злость использовать не на разрушение, не на агрессию, а на то, чтобы получить действительно желанное.

(Статья по теме: «Как эффективно использовать энергию эмоций». «Как научить ребенка управлять своими эмоциями»)

Все в той же истории: малыш нуждался в заботе, и он мог сказать: «Мама мне больно от падения и еще больнее от твоих слов, но я очень нуждаюсь в тебе, обними и пожалей меня, пожалуйста». Даже самое черствое сердце растает от такого. И мир восторжествует.

Управление своими эмоциями открывает широкий спектр возможностей. Эмоции перестают владеть, командовать вашими действиями даже в стрессе. Вы научаетесь использовать их для своих целей, исходя из своих ценностей, убеждений. Вы научаетесь использовать любые эмоции на созидание, а не на разрушение. Если человек плохо управляет эмоциями – то он постоянно оказывается в конфликтных ситуациях, его часто одолевает чувство вины из-за сказанного в порыве эмоций, он делает много спонтанных необдуманных шагов, о которых потом жалеет.

Адекватно реагировать на эмоции других

Адекватно реагировать на эмоции других сложный навык и многоуровневый. Он состоит из всех предыдущих вместе взятых, плюс еще требует навыка говорить о чувствах другого, управлять не только своими эмоциями, но и снижать негативные проявления у собеседника.

(Как корректно высказать несогласие с собеседником». «Как научить ребенка реагировать в спорных ситуациях»)

В нашей истории мама могла помочь малышу справится с его эмоциями обиды и страха, испытанного сыном. Как? Вариантов много: кому-то помогло просто обнять и поцеловать. Сказать, что боль проходит, коленка скоро заживет. Кому-то сказать, что ему, конечно, очень обидно было так прервать прекрасную поездку, но такое бывает иногда. «Иногда мы падаем, но главное научится вставать и ехать дальше. Есть действенные способы избежать таких неприятных обстоятельств». Слова зависит от малыша и того, что действительно ему нужно. Но это можно понять, если понимаешь чувства своего ребенка.

Адекватная реакция на эмоции другого человека позволяет умело строить отношения практически с любым человеком. Это неоценимый навык для руководителя или любого человека, работающего с людьми. Да и в жизни с ним намного легче и радостнее живется.

 

Выводы

Развитый EQ дает нам:

  • сохранение физического и психологического здоровья,
  • хороший контакт с людьми,
  • высокий уровень отношений,
  • снижает уровень и частоту конфликтов.
  • улучшает отношения с самим собой, с семьей, с коллегами,
  • поднимает качество жизни на совершенно иной уровень во всех сферах жизни.

 

То, как развивать эти навыки читайте в следующих статьях цикла «Эмоциональный интеллект»

Необходимость развития эмоционального интеллекта настолько очевидна, что вряд ли найдутся те, кто поспорят с ней.  Мы часто слышим данную тему в контексте профессионального развития, однако это важный навык для жизни в целом. Это то, чему нужно учится самим и обязательно учить детей. Так что развивая эффективность в интеллектуальной сфере, давайте помнить и об эмоциональной. Уделять ей достаточно внимания, чтобы жить в мире собой и окружающими. Особенно важным периодом для развития эмоциональной сферы у детей является дошкольный возраст. С детьми помогут и игры, разговоры об эмоциях, рисунки и специальные занятия. Однако можно начать заниматься EQ в любом возрасте.

Эмоции – та энергия которой мы может пользоваться во благо себя и окружающих или во вред. И зависит это именно от развития навыков эмоционального интеллекта.

Если у вас возникли вопросы по данной теме и по любым другим вопросам психологии и психотерапии – смело обращайтесь. Постараюсь ответить на все волнующие вас темы.

© 2014-2019 Национальная Родительская Ассоциация Яндекс.Метрика
0.020