X
На главную
Мы в твиттереНРА ВконтактеМы в ФейсбукеМы в ЖЖФорум
Интерактивная карта

Полезное чтение



Гордость и ответственность

Предлагаем вашему вниманию интервью с Ульяной Сергеевной Афанасьевой, председателем комитета по образованию г. Улан-Удэ.

– Ульяна Сергеевна, Вы красивая женщина, грамотный руководитель, прошедший все стадии эволюции формирования личности руководителя – учитель географии средней школы № 47, заместитель директора по учебно-воспитательной работе гимназии № 14, директор гимназии № 14, председатель Комитета по образованию г. Улан-Удэ. Какие трудности в образовании видятся Вам сегодня в условиях кризиса?

– Спасибо за вопрос. Я позволю себе немного перефразировать его: «А возможна ли эволюция образования вопреки кризису?» Да, возможна! И в доказательство этого в Улан-Удэ, несмотря на кризис, возводятся новые школы и детсады. В 2017 году состоялось долгожданное открытие школы № 2 после реконструкции (на 370 мест) в здании по улице Пушкина, 40. А 3 февраля 2018 года было открытие пристройки на 350 мест к школе № 63. К сожалению, на сегодняшний день четыре школы города продолжают работать в три смены (№№ 25, 8, 44, 54), но мы не стоим на месте, и я глубоко уверена, что работа будет продолжена.

Какие ещё учреждения стоят в приоритете?

– Прорабатывается вопрос по строительству школы на 1275 мест в левобережной части города, которая позволит разгрузить школы данного микрорайона. Также определён участок под строительство детского сада на смежной с МАОУ СОШ № 8 территории.

С каждым годом укрепляется материально-техническая база учреждений дополнительного образования за счет средств бюджета города и внебюджетных источников. В августе 2017 года администрацией г. Улан-Удэ совместно с руководством Национального банка принято решение о передаче в ведение муниципалитета здания по ул. Ленина, 28 для открытия технических кружков.

На сегодня шеть городских учреждений образования размещены на ул. Ленина, 28. В помещении представлены учебные и методические кабинеты, а также гаражи и площадка для проведения массовых мероприятий Станции юных техников, Центра «Малая академия наук», Центра детско-юношеского туризма, ДЮЦ «Безопасное детство», Центра диагностики и консультирования, Центра мониторинга и развития образования, что позволит охватить до 800 детей и подростков. В 2018 году на данном объекте производится косметический ремонт. В настоящее время приобретена мебель, компьютеры, оргтехника, технологическое оборудование, необходимые для осуществления образовательного процесса. После завершения ремонтных работ будет проведена экспертиза помещений на предмет осуществления образовательной деятельности.    

Мы рассматриваем разные варианты строительства. Хочу напомнить, что более половины средств бюджета Улан-Удэ направляется на отрасль образования. Это говорит о внимании, которое уделяется образованию муниципальными властями.

Таким образом, в нашем ведении 120 учреждений, в том числе 48 детсадов и 55 школ, 17 учреждений дополнительного образования. Огромное и проблемное хозяйство.

Давайте начнем с дошкольного образования. Сколько детей стоят в городе на очереди в детсад?

– С учетом миграции и роста рождаемости очередь в муниципальные детсады растет. На начало 2018 года в ней стоят 4 500 детей в возрасте от трёх до семи лет.

В 2017 году в детских садах укомплектовано 7181 мест. Доступность мест в муниципальных детских садах является проблемой, в то время как в частных детских садах города есть свободные места.

Важно отметить, что для снижения родительской платы разработан нормативно-правовой акт, по которому республика и муниципалитет путем софинансирования субсидируют частные детские сады. Для получения субсидии нужно собрать пакет документов. Получает субсидию на ребёнка частное дошкольное образовательное учреждение, у которого в обязательном порядке должна быть лицензия на осуществление образовательной деятельности либо соглашение (договор) с муниципальной или частной дошкольной образовательной организацией, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования.

К слову, мы планируем строительство новых современных садов, а также использование площадей первых этажей в многоквартирных домах.

Насколько эффективны другие формы охвата дошкольным образованием, кроме муниципальных детских садов?

– Негосударственные учреждения, семейные, воскресные группы, группы кратковременного пребывания играют свою роль. С их участием общий охват детей от трёх до семи лет составляет 97%. Здесь важно не путать дошкольное образование и обеспечение местом в детском саду – это разные вещи. К сожалению, потенциал альтернативных форм, которые помогают в решении проблемы очередности, используется далеко не на сто процентов.

Правильно ли я поняла, что частные ресурсы загружены не полностью?

– Будущее образования – это не просто доступность любого образовательного учреждения, но и возможность выбора учреждения, программы, педагога. Поддержка некоммерческих организаций позволит уменьшить проблему доступности, а для нас это 30% от желающих получить место в детсаду. Для получения господдержки учреждения вынуждены будут конкурировать. Повысится качество услуг. Наша работа по правовой поддержке частного сектора помогла облегчить проблему очередности. Но мы видим, что из 2500 мест, имеющихся в частном секторе Улан-Удэ, используются только 1800.

Опираясь на частные, иначе – общественные структуры, нельзя забывать о важном аспекте гражданского общества – детских общественных объединениях.

– Да, Вы абсолютно правы. И в этой связи в феврале 2017 года было создано местное отделение Всероссийского военно-патриотического движения «Юнармия», а в октябре 2017 года на базе Домов творчества были учреждены муниципальные отделения «Российского движения школьников» (РДШ), вместе с «Юнармией» насчитывающего в своих рядах на конец 2017 года 4930 детей в возрасте от восьми лет. Перспективы развития РДШ и «Юнармии» в Улан-Удэ носят характер совершенствования деятельности и увеличения численности членов. По состоянию на декабрь 2017 года в «Российское движение школьников» вступили 3930 школьников из Улан-Удэ (из 55 муниципальных школ города). В движение «Юнармия» входят 1000 членов. 

В целом, цель нашего стратегического планирования до 2035 года – формирование многофункциональной, мобильной, постоянно развивающейся сети различных по организационно-правовой форме учреждений.

Кроме дошкольного образования, в столице немало проблем и в среднем. Впрочем, есть и достижения. Чем запомнились итоги прошлого учебного года?

– Хочу поделиться успехами наших выпускников и учителей: в 2017 году 232 выпускника школ получили медаль «За особые успехи в учении» (в 2016 году – 201). Портфолио половины выпускников школ наполнены успехами в научно-исследовательской деятельности, спортивными достижениями. «Стобалльников» в 2017 году было 17, в 2016 году – 12.

В республиканском конкурсе «Учитель года - 2017» учитель начальных классов школы № 25 Елена Анатольевна Бурдукова стала обладателем Гран-при.

Четыре учителя стали победителями конкурса среди лучших учителей России и получили из федерального бюджета поощрение в размере 200 тысяч рублей каждый. Это Руслана Викторовна Цыренова, учитель химии физико-математической школы № 56, Константин Анатольевич Стрижков, учитель технологии школы № 32, Ирина Константиновна Анганова, учитель бурятского языка школы № 35, Ирина Павловна Цыренова, учитель русского языка и литературы школы № 49. Пять учителей получили поощрение по 50 тысяч рублей из республиканского бюджета.

В 2017 году МАОУ «Лингвистическая гимназия № 3» попала в топ-рейтинг 500 лучших школ России.

Улан-Удэ гордится победителями грантовых конкурсов и проектов среди учреждений образования. Так, например, лучшим учреждением дополнительного образования России 2017 года стал МАУДО «Городской Дворец детского (юношеского) творчества», также городским Дворцом выигран всероссийский грант на сумму 600 тысяч рублей на развитие техносферы.

Лучшим профилактическим проектом на 10-м международном смотре-конкурсе городских практик городов СНГ и ЕАЭС «Город, где хочется жить-2017» был признан проект «Школьная медиация» Центра диагностики и консультирования.

Ежегодно город входит в тройку призёров республиканского конкурса старшеклассников «Ученик Года Бурятии»: в 2016 году отличился Никита Студенников, СОШ № 49; в 2017 году – Михаил Сунграпов, СОШ № 49; а недавно, в 2018 году, – Мария Дарбашкеева, СОШ № 32.

В Улан-Удэ с сентября 2016 года работает городской образовательный округ «Техносфера» на базе Малой академии науки с включением одиннадцати школ, четырёх домов творчества, восьми детских садов. У воспитанников техноцентра уже немало побед: в XIII Балтийском научно-инженерном конкурсе в г. Санкт-Петербург в феврале 2017 года учащиеся заняли I место в секции «Робототехника», во всероссийском интернет-конкурсе «ЦМИТ ONLINE» в апреле 2017 года получили диплом I степени в направлении «Радиотехническое конструирование», на всероссийской конференции «Юность. Наука. Культура – Сибирь» в г. Новосибирск нашими детьми завоевано десять дипломов.

Наши школьники побеждают на республиканском этапе всероссийских олимпиад по разным предметам, а в финале Всероссийской олимпиады школьников ученица лингвистической гимназии № 3 Ольга Тумурова завоевала серебряную медаль и получила диплом II степени. И для нас, педагогов, это большая гордость и ответственность за будущее наших детей.

В половине школ Улан-Удэ зарплата учителей не дотягивает до установленного уровня. Где решение проблемы?

– К таким решениям можно отнести, например, реформирование системы оплаты труда. Комитетом проработано увеличение размеров должностных окладов по профессиональным квалификационным группам, определение предельного уровня соотношения средней зарплаты руководителей и средней зарплаты работников учреждений в кратности от 1 до 4. Проработано установление предельной доли оплаты труда работников административно-управленческого, вспомогательного персонала в фонде оплаты труда – не более 40%. Но уже становится понятно – без федерального значения финансового норматива не обойтись, а оптимальная система оплаты труда учителей – это окладная система (с базовым окладом, установленным РФ).

Сегодня многие говорят о дефиците педагогических кадров. Идут ли молодые учителя в школы Улан-Удэ?

– Сегодня в образовательных учреждениях города работают более четырех тысяч педагогов. Количество классов-комплектов увеличивается, и открываются новые вакансии, особенно среди учителей начальных классов, русского языка, математики. Если честно, дефицит кадров «закрывается» на 70%, как правило, за счет ежегодной миграции учителей из сельских районов. Доля молодых специалистов со стажем до двух лет незначительно растет. Но процент закрепляющихся в профессии учителей со стажем до пяти лет стабильно уменьшается. Причины – в невысокой заработной плате. Механизмов увеличения зарплаты для молодых практически нет, поэтому они не могут, например, приобрести жилье. Отрицательно влияет на талантливых молодых педагогов и гигантский объем отчетности и надзора. Министерством в этом году была проведена ревизия документов, требуемых для отчетности, анализа и так далее, но… ситуация не изменилась.

Вопрос, который часто интересует родителей: за нехватку учителей отвечает директор или любое другое должностное лицо?

– Законом ответственность за кадровое обеспечение полностью возложена на директора школы. Так же, как и ответственность за обеспечение получения образования. Ежегодный прирост учащихся в школах Улан-Удэ составляет не менее трёх тысяч.

Судебные тяжбы из-за переуплотнения в школах, влекущего некачественное предоставление услуг, заканчиваются штрафами, которые накладывают на руководителей. Вины директоров, конечно, в данной ситуации нет. Постоянно не хватает также учебников. По мере сил стараемся решать вопросы.

Сегодня во всех регионах активно идет процесс выработки системы оценки условий и качества образования в рамках ФГОС с участием общественных экспертов и прежде всего родителей. Как обстоят дела в школах Улан-Удэ?

– Да, бесспорно, этот вопрос сегодня очень актуален для всех участников образовательного процесса, и мы тоже не стоим в стороне. Пользуясь случаем, я хочу уточнить для читателей, что система управления качеством необходима современной школе прежде всего для:

  • повышения эффективности образовательного процесса в достижении требований, предъявляемых федеральными государственными образовательными стандартами;
  • развития творческой и деятельной атмосферы в учреждении, активизации профессиональной деятельности работников;
  • улучшения в целом системы управления в школе;
  • оптимизации финансового, ресурсного и кадрового обеспечения образовательного процесса;
  • повышения конкурентоспособности школы;
  • создания современных безопасных условий образовательной деятельности;
  • обеспечения широкого участия общественности в управлении школой.

Кроме того, это позволит изменить управление образовательной организацией с целью личностного роста ребёнка, повышения профессиональной компетентности педагогических работников и выполнения образовательного заказа родителей, общественности.

Теперь о механизмах государственно-общественного управлении в образовательных организациях города Улан-Удэ. В нашем регионе за последние годы созданы и успешно действуют общественно-профессиональные сообщества: Советы руководителей образовательных организаций, Общественный совет, Совет отцов, Управляющие советы и другие формы государственно-общественного партнерства.

Очевидно, что путь дальнейшего развития образования – это обязательное включение общества в его развитие. Сегодня общество всё больше начинает понимать свои собственные интересы в образовании. И эти интересы становятся всё более значимым фактором развития образования.

Для нас важным является не допустить ситуации с превращением независимой оценки качества образовательной деятельности в ещё одну форму бесполезного ведомственного отчетного продукта. Подчеркну, это инструмент для принятия эффективных управленческих решений, государственно-общественного диалога в вопросах управления качеством и достижения новых образовательных результатов.

Проблема организации взаимодействия семьи, школы и других социальных институтов чрезвычайно важная, актуальная. В настоящее время в регионе сложился позитивный опыт государственно-общественного характера управления образованием, охватывающий не только образовательные организации, но и муниципалитеты в целом.

В 100% образовательных организаций города созданы родительские комитеты и различные родительские сообщества. Родители должны чувствовать, что изменения в образовании возможны при их активном участии. И мы, безусловно, эту работу будем продолжать.

Какая работа проводится в вопросах семейного образования на территории города Улан-Удэ?

– Планируется организация консультационных центров для получения дошкольного образования в форме семейного образования и открытия воскресных групп на базе муниципальных детских садов и школ. Эти новые формы будут оказывать всестороннюю помощь родителям детей, не посещающих детский сад, и обеспечивать равные стартовые возможности при поступлении их в школу.

 

© 2014-2019 Национальная Родительская Ассоциация Яндекс.Метрика
0.020