X
На главную
Мы в твиттереНРА ВконтактеМы в ФейсбукеМы в ЖЖФорум
Интерактивная карта

Полезное чтение



Городской семейный поход выходного дня «Солдатский костер»

Проект «Городской семейный поход выходного дня» носит социальный характер. Он направлен на создание положительной динамики изменения семейного микроклимата, через активную физкультурно-оздоровительную работу - семейный туристический поход выходного дня.

Поход выходного дня идеально подходит тем, у кого нет опыта длительных перемещений по пересеченной местности наперевес с большим рюкзаком и маленькими детьми. На самом деле такие походы составляют первую ступень туризма. Они подготавливают участников похода к будущим дальним путешествиям, помогают познакомиться и овладеть основными туристскими навыками, обеспечить необходимую закалку.

Походы с детьми – возможность увлечь ребенка здоровым образом жизни, подарить ему впечатления, которые запомнятся надолго. Кроме того семейные походы позволяют сплотиться всем членам семейства. Ведь единая цель – лучшая возможность стать дружнее и отзывчивее, узнать глубже своих близких, их потребности, сильные и слабые стороны.

Путешествие всей семьей в места, притягивающие неизведанностью, первозданностью природы, историей, — способ не просто отдохнуть и удовлетворить любопытство. Семейные походы с детьми — это отличная возможность открыть маленьким туристам многообразие мира, эмоционально сблизиться, сохранить в памяти яркие эмоции от общения в формате путешествия, дать новые знания, привить умения и навыки.

Человек - высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться её сокровищами он должен отвечать по крайней мере одному требованию: быть здоровым. Обычно дети, молодые люди не склонны, всерьёз, задумываться о здоровье даже когда они вдруг заболевают. Да в детстве и в молодости всякие неприятности, в их числе и болезни воспринимаются «вдруг» - как нечто внезапное и не заслуженное. Но в том то, к сожалению и дело, что большинство болезней именно заслужены. А первые шаги делаются нередко в самом цветущем возрасте. Когда перестают дружить со спортом и физкультурой, приобщаются к дурным привычкам. А здоровье-то, как и честь, нужно беречь смолоду.

На сегодняшний день главной отдушиной в жизни ребенка, жаждущего общения, нередко становится экранный мир. Многочасовое сидение у экранов телевизоров, работа с компьютером приводит к росту заболевания глаз, нарушениям опорно-двигательного аппарата. Результатом гиподинамии являются многочисленные невротические, сердечнососудистые заболевания. Острой и требующей срочного решения является проблема низкой физической подготовки детей.

Об этом должны обязательно помнить родители, помнить и приложить все усилия для того, чтобы обеспечить «здоровую жизнь» своим детям, приучить их беречь и развивать своё физическое здоровье, бережно относиться к окружающему миру – это одна из основных составляющих процесса развития и воспитания детей родителями.

Главным примером для ребенка служит взрослый, семья, семейные традиции, привычки, условия, в которых он живёт и развивается.

Постановка проблемы:

Современное общество с его условиями диктует такие правила, что родители в силу сложившихся экономических причин имеют большую занятость на работе. Поэтому важность организации и проведения семейного отдыха в выходные дни возрастает.

Родиться здоровым недостаточно, нужно ещё овладеть знаниями и умениями. Как сохранить и укрепить ресурсы своего организма

Обоснование проблемы:

  • незаинтересованность родителей в организации двигательной деятельности детей;
  • неосведомленность родителей о важности совместной двигательной деятельности с детьми;
  • недостаточность знаний родителей о физических навыках и умениях детей данного возраста; -- невнимание родителей к здоровому образу жизни в семье.

Цель проекта:

Пропаганда здорового образа жизни средствами активного туризма, активизация воспитательного потенциала института семьи посредством туристско-краеведческой деятельности.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Популяризация массового туризма как вида спорта и активного отдыха среди детей, молодежи и жителей города Ялуторовска.
  • Формировать интерес к туризму, как средству активного семейного отдыха.

Оздоровительные:

  • Выявление и поддержка инновационной образовательной практики в области семейного воспитания по становлению ценностей здорового образа жизни
  • Расширить педагогические знания родителей по вопросам важности физической активности детей и родителей, здорового образа жизни (ЗОЖ), туризма.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение выполнять физические упражнения, направленные на преодоление трудностей физического характера терпения, выносливости.
  • Воспитывать бережное отношение детей к растительному и животному миру.

Наиболее ценной для общения и укрепления здоровья является активная физкультурно-оздоровительная работа - семейный туристический поход выходного дня.

Активный туризм – это спорт на чистом воздухе, это возможность дать детям интересное, объединяющее дело, закалить тело и дух, обрести друзей и  уверенность в собственных силах. Все виды активного туризма вырабатывают чувство товарищества, понимания необходимости заботиться  не только о своем здоровье,  но и о тех, кто рядом.

Туристические походы – одна из наиболее активных форм совместного отдыха. Это – общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность. Походы сближают родителей и детей, дают возможность создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

Для организации и проведения семейного похода выходного дня необходима подготовка всех участников проекта.

Непосредственно перед походом проводится предварительная подготовка детей. Педагоги обсуждают с детьми значение туристического похода, правила его проведения, содержание похода, обсуждают необходимое снаряжение и соответствующую одежду. В совместной деятельности педагоги проводят наблюдение за природными объектами, рассматривают иллюстрационный материал, читают природоведческую литературу, проходят соответствующую физическую подготовку.

Перед походом важно провести беседу с родителями, особенно если дети и родители идут в поход первый раз. Родители принимают самое непосредственное участие в организации туристического похода. Они беседуют дома с детьми, настраивают их, делятся собственным опытом, готовят сухой паёк, выбирают одежду и обувь, поддерживают интерес к живой природе, желание больше знать и уметь самому. Поэтому педагоги проводят необходимые консультации, индивидуальные беседы, и рассказывают родителям о том, как пройдёт поход, чем будут заниматься, что необходимо взять с собой. Подробная информация о походе заранее размещается на сайте учреждения и на информационных стендах. Вся проводимая предварительная работа направлена на взаимодоверие, взаимопонимание и взаимодействие учреждения дополнительного образования и семьи в вопросах воспитания здорового ребёнка.

В день похода, родители и дети, педагоги, собираются на территории МАУДО «ЦТДТ» в заранее установленное время. Весь необходимый спортивный инвентарь, оборудование подбирается в зависимости от времени года, оговаривается и готовится с участниками похода накануне. Дети и взрослые с рюкзаками и спортивным инвентарём отправляются по маршруту движения. Общая продолжительность похода составляет 3 – 4 часа. Педагоги подготавливают весь необходимый спортивный инвентарь, туристское снаряжение для оборудования этапов по ходу маршрута,  оборудование для проведения подвижных и спортивных игр.

Родители и дети делятся на семейные команды и отправляются в путь. Протяженность маршрута – 3 км. По ходу движения команды выполняют различные задания на этапах. Проводятся совместные эстафеты между командами. По окончании совместных эстафет дети и родители приступают к приёму пищи. Далее самостоятельная деятельность детей и взрослых. Кто-то играет, кто-то собирает природный материал для поделок. Подводятся итоги совместного туристического похода, проводится награждение всех участников данного мероприятия. Дети и родители получат массу положительных эмоций, заряд бодрости, сил на последующую рабочую неделю, а главное огромное желание проводить совместный активный отдых как можно чаще.

 Таким образом, семейные туристические походы не только приобщают к здоровому образу жизни, развивают физические качества и навыки, но и экологически развивают детей. Взрослые и дети лучше узнают друг друга: особенности характера, мечты и способности. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности человека, забота о каждом, доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и педагогами, т.е. обеспечивается взаимосвязь физической, психической и социальной составляющих здоровья.

Ожидаемый результат:

  1. Родители на собственном опыте убедятся, что совместная спортивная деятельность полезна и необходима не только ребёнку, но и взрослому.
  2. Повысится  активность родителей в проведении различных спортивных мероприятий. Увеличится количество желающих родителей участвовать во всех формах организации физкультурно-оздоровительной работы совместно с детьми.
  3. Огромную пользу от проекта получат не только взрослые, но и дети. Физические качества детей будут эффективно развиваться, повысится скорость формирования важных двигательных навыков детей, а здоровье будет сохраняться и укрепляться. Отметится положительная динамика темпов прироста физической подготовленности детей.
  4. Сформируется устойчивый интерес к занятиям по спортивному туризму.
  5. Улучшится внутрисемейная атмосфера.

Критерии оценки эффективности проекта:

  • Повышение уровня активности участия родителей в совместных физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
  • Обогащение педагогического просвещения взрослых в вопросах оздоровления и воспитания детей.
  • Формирование у детей и взрослых культуры здоровья.

Приложение 1

Анкета для родителей

«Как мы отдыхаем с семьёй»

  1. Проводите ли Вы все свои выходные на природе?
  2. Проводите ли Вы своё свободное время вместе с детьми?
  3. Много ли времени проводит Ваш ребенок перед телевизором?
  4. Есть ли дома компьютер? Умеет ли ребенок им пользоваться?
  5. Умеет ли ребенок играть самостоятельно?
  6. Вовлекает ли Вас в игру?
  7. Организовываете ли Вы совместный отдых?
  8. Выезжаете ли Вы за город?
  9. Часто ли Вы гуляете с ребенком?
  10. Интересно ли вам проводить свободное время всей семьёй?
  11. Посещаете ли вы вместе с детьми народные гуляния?
  12. Считаете ли Вы необходимым возрождение народных традиций через семейное воспитание?

Приложение 2

Сценарий проведения семейного похода выходного дня

Ход мероприятия

Ведущий. Дорогие друзья! Никто не откажется пойти в поход по лесным тропам, любуясь чудесами природы, узнавая каждый раз что-то новое и интересное. Что может быть лучше встречи с природой? Пространство полей, чащи лесов, голубизна озёр, наблюдение за жизнью зверей, птичьи концерты по утрам и вечерам!

Ежегодно мы проводим городской семейный поход «Солдатский костер». Почему же у нашего похода такое название? Совсем скоро наша страна будет праздновать большой праздник – День Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Мы будем отважно идти вперёд, преодолевая различные препятствия, оставляя все трудности позади, как настоящие солдаты, стремясь к победе, к нашему костру. Все знания, полученные вами во время занятий, сегодня вам пригодятся, и вы продемонстрируете, готовы ли вы быть туристами, а может быть и достойными защитниками Родины. Желаем вам успехов!

Все семейные команды отправляются в путь по маршруту, через 700 м  первый этап.

1-й этап «Шифровальщики»

Каждой семейной команде выдают «шифровку» - сообщение, зашифрованное в ребусах. Команде необходимо расшифровать и прочесть данное сообщение, после чего можно двигаться дальше.

После выполнения задания команды отправляются дальше по маршруту. Второй этап находится через 500 м.









2-й этап «Топознайка, ориентирование»

  1. Как определить азимут на предмет?
  2. Как ориентироваться в лесу без компаса?
  3. Как ориентироваться по солнцу?
  4. Как помогают ориентироваться на местности  часы?
  5. Как ориентируются в походе по деревьям?

 

Перед участниками расставлены карточки с топографическими знаками. Каждому предлагают назвать 3-4 знака.

Все команды играют в игру «Флюгер» (заранее определив по компасу стороны горизонта, команды, изображая флюгер, показывают направление ветра, который называет ведущий)

Третий этап находится через 800 м.

3- й этап «Преодоление естественных препятствий»

1. Маятник

К толстым ветвям деревьев на высоте 4-6 м привязана верёвка, свободный конец которой не достаёт до земли 15-20 см.
Двумя линиями обозначают препятствие, которое участники походы  должны преодолеть.
2. Навесная перепра

Основную верёвку натягивают между двумя деревьями. Для переправы участника прикрепляют двумя карабинами к верёвке головой вперёд. Он должен перетягивать себя с помощью рук на противоположную сторону

3. Переправа по бревну

Бревно длиной 6 м и диаметром 15-20 см устанавливают через канаву. Капроновую верёвку натягивают между двумя деревьями параллельно бревну.

Участники по очереди переправляются на противоположную сторону (грудная обвязка — карабин).

4. Переправа по жердям

Лёгкие жерди длиной 2,5-3 м установлены на деревьях.
Участники по жердям переправляются на противоположный берег условной реки.
5. Кочки

В произвольном порядке расположено 10-12 «кочек». Участник, перепрыгивая с «кочки» на «кочку», должен преодолеть препятствие, не наступив на землю.

На каждом этапе находятся инструктора по туризму, помогающие детям и родителям, следящие за техникой безопасности. Для туристской полосы препятствий желательно выбрать место, на котором руководитель мог бы контролировать все этапы.

Четвертый этап находится через 500 м.

4-й этап «Установка палатки»

Каждая семейная команда устанавливает себе палатку.

Пятый этап находится еще через 500 м, уже на конечной точке маршрута у большого костра.

5-й этап «Солдатский костер»

Все команды собираются у костра и исполнят песни времен Великой Отечественной войны 1941-1945 годов («Синий платочек», «Одинокая гармонь», «Катюша», «Журавли», «Смуглянка», «Три танкиста», «В землянке», «Дорога на Берлин»)

Ведущий. Сегодня вы преодолели много испытаний, были внимательны друг к другу, помогали всем участникам похода, как настоящая большая семья. Сейчас вас всех ждет настоящий туристский обед, приготовленный  на костре. Он будет самым вкусным и обязательно запомнится вам вместе. Приятного аппетита!

(После обеда ученики отдыхают 30-35 мин, делятся впечатлениями, старшие рассказывают весёлые истории из прошлых походов.) После отдыха праздник продолжается.

Вниманию участников похода предлагается викторина. За каждый правильный ответ семейная команда получает конфету к чаю. После завершения викторины, участникам предлагается поделиться конфетами со всеми, чтобы можно было вместе, дружно попить чайку.

  • Без чего не может обойтись никакой турист? (Без ложки)
  • Два ремня висят на мне,   

Есть карманы на спине.

А в поход пойдёшь со мной

Я повисну за спиной.(Рюкзак)

  • До каких пор можно идти в лес? (Пока не дойдёшь до середины леса)
  • Какое морское животное, приобретая одну букву, становится насекомым? (Омар — комар)
  • И от ветра, и от зноя,

 От дождя тебя укроет.

А как спать в ней сладко!

Что это?.. (палатка)

  • Какая нить самая тонкая? (Паутина)
  • Качается стрелка туда и сюда,  Укажет нам север и юг без труда. (Компас)
  • Растёт ли дерево зимой? (Нет)

 Эстафета « Кто быстрее перенесёт рюкзак»

Участников объединяют в две команды. В каждой команде участников объединяют в пары «турист-рюкзак». Побеждает команда, чьи «туристы» с «рюкзаками» первыми завершат эстафету.

 Подвижная игра «Бой петухов»

На земле начерчен круг диаметром 2-3 метров. Участников объединяют в две команды. По одному участнику из каждой команды становятся в круг. Каждый из них поднимает одну ногу, руки кладёт за спину. По сигналу «петухи» начинают выталкивать плечом друг друга из круга, стараясь не потерять равновесие. Побеждает команда, у которой окажется больше победителей.

 Подвижная игра «удочка»

Участники игры становятся вокруг ведущего. Он крутит верёвку, к которой привязан мешочек с песком («удочка»). Участники следят, чтобы мешочек, двигающийся возле земли, не коснулся их ног и подпрыгивают. Кого удочка зацепила, тот выбывает из игры. Побеждает участник, оставшийся последним.

Подведение итогов

Ведущий. Завершается туристский день, завершается наш поход. Вы успешно справились с заданиями, овладели первичными навыками туристов. Помните, что настоящий турист — это друг и защитник природы, который заботу о ней считает своей святой обязанностью. Он не будет рубить живое дерево ради жердей и кольев для палатки, а воспользуется сухостоем. Он не будет загрязнять реки мусором и объедками, не забудет старательно погасить костёр и не превратит своё пребывание в гостях у природы в стихийное бедствие для её жителей — зверей, птиц и растений. Берегите и охраняйте природу! Тогда встречи с ней станут для вас настоящим праздником!

Приложение 3


Диаграмма количественного состава участников городского семейного похода (человек).

Количество проведенных семейных походов.

© 2014-2019 Национальная Родительская Ассоциация Яндекс.Метрика
0.020