X
На главную
Мы в твиттереНРА ВконтактеМы в ФейсбукеМы в ЖЖФорум
Интерактивная карта

Полезное чтение



Игры с детьми

Статья о важности игр с детьми дошкольного возраста.

Ребенок – это вселенная, которая развивается по определенным законам. Природа так «задумала» человека, что он обладает удивительной способностью – активностью. Дети дошкольного возраста большую часть времени проводят за играми. Порой взрослым кажется, что играя, дети тратят время на бесполезные занятия, ведь игра воспринимается как праздное времяпрепровождение и баловство. На самом деле игра является ведущей деятельностью для дошкольников. Это означает, что именно игра необходима для развития детей этого возраста.

Развивающее воздействие игры на ребёнка невозможно без участия взрослого. Чем младше ребёнок, тем большее включение в процесс игры требуется от родителей. Когда малыш только начинает играть, мама и папа являются его любимыми партнёрами по играм. Родители могут инициировать игры сами или поддерживать инициативу ребёнка. В более старшем возрасте родители могут выступать в качестве сторонних наблюдателей, помощников и консультантов. В любом случае взрослый человек выступает в качестве проводника в мир игры. Через игру взрослые передают ребенку совокупность знаний, умений и навыков, систему исторических и общечеловеческих ценностей.

В процессе игры ребёнок развивается физически, психически и личностно. Рассмотрим подробнее, как игры влияют на развитие ребёнка.

  • Развитие познавательной сферы. В процессе игры ребёнок активно познаёт окружающий мир, знакомится со свойствами предметов, их назначением. Этот аспект влияния игры на развитие проявляется в самом раннем возрасте, когда ребёнок ещё не играет, а только манипулирует предметами: ставит кубики один на другой, складывает мячи в корзину, пробует игрушки «на зуб». Вместе с усвоением новых знаний об окружающем мире, в процессе игры происходит развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления. Сформированные ещё в раннем возрасте навыки концентрировать внимание, анализировать, запоминать информацию очень пригодятся ребёнку для обучения в школе;
  • Физическое развитие. В процессе игры ребёнок осваивает разные движения, совершенствует свои двигательные навыки. Подвижные игры любят все дети: они с удовольствием бегают, прыгают, кувыркаются, пинают мяч. В таких играх ребёнок учится мастерски владеть своим телом, обретает ловкость и хороший мышечный тонус, что очень важно для растущего организма;
  • Развитие образного мышления и воображения. В процессе игры ребёнок наделяет предметы новыми свойствами, моделирует собственное воображаемое пространство. Сам ребёнок в этот момент понимает, что всё происходит понарошку, но играя, действительно видит в листиках – деньги, в камешках – картошку для супа, а в сыром песке – тесто для ароматных пирожков. Развитие воображения и образного мышления – важнейший аспект влияния игры, ведь ребёнку приходится принимать нестандартные решения, чтобы реализовать сюжет своей игры. Правда, в последнее время это свойство игры истребляется производителями детских игрушек, создающих самые разнообразные игровые наборы на все случаи жизни. Максимально реалистичные детские кухни, прачечные, наборы для игры в магазин лишают детскую игру элемента фантазии;
  • Развитие речи и коммуникативных навыков. В процессе сюжетно-ролевой игры ребёнку постоянно приходится проговаривать свои действия, разыгрывать диалоги между героями игры. Игры в компании других детей способствуют не только развитию речи, но и развитию коммуникативных навыков: детям нужно распределить роли, договорится о правилах игры, поддерживать контакт непосредственно в процессе игры. Ребёнок учится не только договариваться, но и соблюдать принятые правила;
  • Развитие мотивационной сферы. Сюжетно-ролевые игры основаны на том, что ребёнок подражает взрослому человеку. В ходе игры ребёнок как бы примеряет на себя роль взрослого, на игровом уровне пробует выполнять его функции. Такая игра формирует у ребёнка мотивацию стать по-настоящему взрослым, то есть получить профессию, зарабатывать деньги, создать семью. Конечно, для того, чтобы в ходе игры формировалась «правильная» мотивация, ребёнок должен иметь положительный пример взрослых перед глазами;
  • Развитие нравственных качеств. Хотя сюжеты детских игр и являются выдуманными, те выводы, которые делает ребёнок из игровых ситуаций – самые настоящие. Игра является своего рода полигоном, на котором ребёнок учится быть честным, смелым, решительным, доброжелательным. Разумеется, для формирования нравственных качеств нужна не только детская игра, но и взрослый человек рядом, который поможет глубже увидеть игровую ситуацию и сделать правильные выводы;
  • Развитие и коррекция эмоциональной сферы. В процессе игры ребёнок учится сочувствовать, поддерживать, жалеть, выражать симпатию. Иногда бывает, что сквозь игры «прорываются» эмоциональные проблемы ребёнка: страх, тревога, агрессия. В игровой форме можно дать выход этим эмоциям и прожить вместе с ребёнком сложные для него ситуации.

К сожалению, в последнее время настоящая спонтанная детская игра вытесняется обучением в игровой форме, компьютерными играми или временем, проведенным у телевизора. Нужно понимать, что ни та, ни другая деятельность не является, в сущности, той игрой, которая так много даёт для развития ребёнка. Конечно, настоящие и «качественные» детские игры не всегда удобны для взрослых, ведь это шалаши из подушек и одеял, конструкторные города по всей квартире и беспорядок. Однако ограничивать ребёнка в его фантазии и играх не стоит, ведь правильно говорят, что всему своё время, а детство – это время игры. Ребёнок, которому дали вволю наиграться, будет лучше готов к переходу на новую ступеньку своего развития. И не надо предаваться иллюзиям, что способности ребенка разовьются сами по себе, без помощи взрослых. Играйте вместе – это оздоравливает отношения.

Ниже описаны различные игры для детей дошкольного возраста.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Пальчиковые игры-упражнения для дошкольников, или пальчиковая гимнастика преследуют следующие цели:

  • развитие речи;
  • формирование правильного звукопроизношения;
  • умение быстро и чисто говорить;
  • развитие мелкой моторики, координации движений;
  • развитие памяти, внимания; умение согласовывать движения и речь.

Все упражнения повторяются несколько раз.

1. Раз, два, три, четыре, жили мыши на квартире

Все вы знаете считалочку: «Раз, два, три, четыре, жили мыши на квартире. Чай пили, чашки били, по-турецки говорили: «Чаби-чиляби, чиляби-чаби-чаби».

А пальчики-мальчики умеют обыгрывать эту считалочку. Хотите научиться? Повторяйте за мной.

  • Раз (хлопок в ладоши).
  • Два (левая рука — перед лицом, ладонь смотрит вправо;  правая рука зажата в кулак, упирающийся в ла­донь левой руки; локоть правой руки на уровне плеча).
  • Три (хлопок в ладоши).
  • Четыре (правая   рука   —   перед лицом,  ладонь  смотрит влево; левая рука зажата в кулак, упирающийся в ладонь   правой   руки;   локоть   левой руки на уровне плеча).
  • Жили (хлопок в ладоши).
  • Мыши (кулачок правой руки упирается в ладонь левой).
  • На (хлопок в ладоши).
  • Квартире (кулачок   левой   руки упирается в ладонь правой).
  • Чай пили (кисти обеих рук соединены боковыми  сторонами,  со­браны в чашечку).
  • Чашки били (ладони резко расхо­дятся в разные стороны, лицевая сторона смотрит вниз).
  • По-турецки говорили (руки скрещиваются до локтя плавными, волнообразными движениями кистей).
  • Чаби (соприкасаются подушечки больших и указательных пальцев обеих рук один раз).
  • Чиляби (встречаются подушечки больших и средних пальцев один раз).
  • Челяби (встречаются подушечки больших и безымянных пальцев один раз).
  • Чаби-чаби (встречаются подушечки больших пальцев и мизинцев обеих кистей рук два раза).

Примечание. Движения руками выполнять в достаточном напряжении. Во время соединения подушечек пальцев четко проговаривать слова «чаби-чиляби, чиляби-чаби-чаби».

2. Доброе утро, здравствуй, Иван

Пальцы сомкнуты, чуть растопыре­ны, ладони соединены.

  • Доброе утро, здравствуй, Иван (перекрещивают справа налево боль­шие пальцы).
  • Доброе утро, здравствуй, Степан (пе­рекрещивают указательные пальцы).
  • Доброе  утро, здравствуй, Сергей (перекрещивают   средние   пальцы)   и т. д. (все пальцы).

3. Прятки

Покажите правую руку, левую руку.

(Выполняют.)

А теперь попробуйте выполнить такое задание.

В правом кулачке спрячется левый Степан.

В левом кулачке спрячется правый Никитушка.

И т. д.

4. Цветок

У каждого из вас кисти рук превратились в цветок. Лепестки закрыты, плотно сомкнуты.

  • Утром рано он закрыт (кисти рук находятся в исходном положении).
  • Но к полудню ближе (ладони отходят друг от друга, подушечки больших пальцев прижаты к концам указательных, кисти рук напоминают полураскрытый бутон).
  • Раскрывает лепестки,  красоту их вижу (кисти рук у запястья соединены, а пальцы плавно  расходятся  в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок).
  • К вечеру цветок опять закрывает венчик (пальцы сомкнуть — нераскрывшийся цветок).
  • И теперь он будет спать (кисти рук в исходном положении).
  • До утра, как птенчик (кисти рук положить под щеку — имитация сна).

5. Щупальца осьминога

Пальцы сжаты в кулачки и развер­нуты к себе. Слова произносим четко!

  • Много ног у осьминога (поочеред­но, начиная с большого, выпрямляют все пальцы — 1-я позиция).
  • Все они ему нужны (пальцы   в обратном   порядке   сгибаются   в   ку­лак — 2-я позиция).
  • Заменяют ему руки (1-я позиция).
  • Очень ловкие (2-я  позиция)  они (кулачки повернуть на себя и одно­временно их раскрыть).

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«Охота на льва»

«Сейчас приглашаю всех на охоту. Это охота особенная, но как и на любой охоте, нам потребуется внимание и быстрота реакции. Охотиться будем на льва.
Я ваш проводник. Все охотники в целях безопасности должны повторять за мной слова и движения:

Мы охотимся на льва, не боимся мы его (маршируют),
У нас огр-о-мное ружье (заряжаем ружье)
И каленый меч (рассекают воздух наискось).
Ой, что это?

Болото!!!
Его не обойти,
Под ним не проползти,
Над ним не пролететь -
Дорога напрямик (идут по болоту: шамкают губами, изображая звук болота).

Мы охотимся на льва, не боимся мы его (маршируют),
У нас огр-о-мное ружье (заряжаем ружье)
И каленый меч (рассекают воздух наискось).
Ой, что это?

Пустыня!!!
Ее не обойти,
Под ней не проползти,
Над ней не пролететь -
Дорога напрямик ( тут ладони одна о другую, изображая шелест песка).

Мы охотимся на льва, не боимся мы его (маршируют),
У нас огр-о-мное ружье (заряжаем ружье)
И каленый меч (рассекают воздух наискось).
Ой, что это?

Камыши!!! (раздвигают руками камыши, издают звук "щух, щух").

Мы охотимся на льва, не боимся мы его (маршируют),
У нас огр-о-мное ружье (заряжаем ружье)
И каленый меч (рассекают воздух наискось).
Ой, что это?

Такое мягкое, такое большое,
А какие у него ушки, а какие у него усы, 
ОЙ!!!
ЭТО ЖЕ ЛЕВ!!!
А-А-А!!! (орут все. Все изображают, что бегут назад. Стучат ладонями по коленям - "бегут") щух, щух. (бегут через камыши. Стучат ладонями по коленям - "бегут", трут ладонями одна об другую, изображая шелест песка - "бегут через пустыню" . Стучат ладонями по коленям - "бегут", шамкают губами, изображая звук болота. Стучат по коленям - "бегут").

Прибежали!
Мы охотились на льва,
Не боялись мы его,
У нас огромное ружье и каленый меч (вытирают пот со лба).
Молодцы!!»

«Разведчики»

В любом порядке расставлены стулья. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья. Другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести других детей (отряд) тем же путем. Новый «разведик» прокладывает новый путь, а «командир» ведет по этому пути весь отряд и т.д.

«Крокодильчики»

Материалы: Листы бумаги формата А4 по числу на один меньше чем участников, две погремушки.

Инструкция: «представим себе, что мы с вами находимся на болоте, в котором живут лягушки и крокодилы. Мы, ведущие - крокодилы. Пока мы спим, мы гремим погремушками. Вы - лягушки. Пока крокодилы спят, вы свободно передвигаетесь между листьями кувшинок (листы бумаги на полу). Как только крокодилы проснуться, погремушки стихнут. Лягушки должны запрыгнуть на листья кувшинок. Кто не успел, того крокодилы съедят, и он выйдет из игры. Игра продолжается пока лягушек не останется. Начали!».

Игра заканчивается, когда последняя лягушка поймана.

«Пчелы и змеи»

Перед началом игры необходимо разделиться на две примерно равные группы. Одни будут «пчелами», другие – «змеями». Каждая группа выбирает себе «короля»: «короля пчел» и «короля змей» соответственно. Оба «короля» выходят за дверь. В это время ведущий прячет два предмета: один из них должен найти «король пчел» - это «мед», другой «король змей» - это «змеиное яйцо». «Пчелы» и «змеи» помогают своим «королям» - «пчелы» жужжат: «ж-ж-ж-ж-ж», «змеи» шипят – «ш-ш-ш-ш-ш». Чем ближе «король» подходит к заветному предмету, тем громче ему сообщает об этом группа. Побеждает та группа, чей «король» быстрее нашел предмет. Разговаривать во время игры запрещается!

ИГРЫ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ

«Дождик»

Взрослый рисует мелом на асфальте два круга-домика для себя и ребенка. Если взрослый говорит «Солнышко», то они с ребенком бегают, играют. Веселятся вокруг домиков. При слове «Дождик» надо быстро забежать в домик, присесть на корточки.

«Лисонька, где ты?»

Дети стоят в кругу, повернувшись спиной к центру круга и закрыв глаза. Ведущий ходит в центре круга и незаметно для ребят, установленным заранее прикосновением, назначает кого-то «лисой». Остальные – «зайцы». По сигналу все открываю глаза,  но никто не знает, где «лиса». Ведущий зовет 2 раза: «Лисонька, где ты?». Только в 3-й раз «лиса» отвечает: «Я здесь»  - и бросается ловить «зайцев». «Зайца», присевшего на корточки, ловить нельзя. Пойманные «зайцы» выходят из игры.

«Море волнуется»

Ведущий произносит: «Море волнуется раз! Море волнуется два! Море волнуется три! Морская фигура на месте замри!». Пока ведущий говорит эти слова, игроки двигаются, изображая руками волны. Как только ведущий замолкает, игроки замирают, изображая различные фигуры. Проигрывает тот, фигуру которого не отгадали. Кто проигрывает, становится ведущим. Что развивает эта игра? Воображение, спонтанность, артистичность.

«Классики»

Рисуем клеточки на асфальте. Вам понадобится бита (камушек, круглая коробочка от обувного крема и т.д.). Пишем цифры от 1 до 10. Прыгаем на одной или двух ногах, подталкивая биту в определенный квадратик. Возвращаемся обратно тем же способом. Что развивает эта игра? Меткость, точность, координацию.

«Съедобное - несъедобное»

Игроки встают в круг. Ведущий встает в центре и кидает мяч любому участнику, произнося слово. Если это «съедобное», то участник должен поймать мяч. Если «несъедобное», отбить ведущему. Постепенно наращиваем темп. Если кто-то ошибается, встает в центр вместо ведущего. Что развивает эта игра? Внимательность, чувство юмора.

«Кошка и мышка»

Играющие, взявшись за руки, составляют круг, кроме двоих, из которых один – мышь – становится в центре, а другой - кошка – за кругом.

Все быстро кружатся, сцепившись руками и подняв их вверх. «Кошка», мяуча,  прыгает возле круга, стараясь найти проход; но когда она подходит, руки с этой стороны опускаются. Не теряя времени, «кошка» старается застать кружащихся врасплох и найти место, где защита слабее. Но даже если она вскочит в круг, «мышке» дают проход с другой стороны; «кошку» же стараются теперь удержать в кругу. При этом круг должен постоянно вертеться, и «кошка» скоро находит проход. Она бежит за мышью, а та спасается , ныряя в круг.

Проворная «кошка» всегда поймает «мышь»; тогда обе присоединяются к играющим, а вместо них назначают другую пару.

«Бояре»

Участники делятся на две команды. Строятся лицом друг к другу в две шеренги, крепко держась за руки на расстоянии 10м. Одна команда начинает: «Бояре, отворяйте ворота. Отдавайте нам невесту навсегда!». Тот, кого выбирают «невестой» с разбега пытается прорвать цепь противника. Если ему удалось, возвращается в свою команду. Если нет, присоединяется к команде противника. Дальше продолжает проигравшая команда. Выигрывает та команда, в которой будет больше участников. Что развивает эта игра? Умение играть в команде, умение сражаться одному «против всех».

А еще мы в детстве играли в «Прятки», «Вышибалы», «Казаки-разбойники», «Колечко», «Ручеек».

 

© 2014-2019 Национальная Родительская Ассоциация Яндекс.Метрика
0.020