X
На главную
Мы в твиттереНРА ВконтактеМы в ФейсбукеМы в ЖЖФорум
Интерактивная карта

Полезное чтение



Права детей в области образования

Одним из основных принципов государственной политики в сфере образования является обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

  1. дошкольное образование;
  2. начальное общее образование;
  3. основное общее образование;
  4. среднее общее образование.

Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 18 лет.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование - бакалавриат; 3) высшее образование - специалитет, магистратура; 4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Дети могут получить дошкольное образование: в дошкольных образовательных организациях; в общеобразовательных организациях; в организациях дополнительного образования; в семейных (домашних условиях).

Если родители дают ребенку дошкольное образование в семье, то они имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры.

Дошкольная образовательная организация обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев.

Режим времени пребывания детей в дошкольном учреждении может быть:

  • кратковременного пребывания (до 5 часов в день);
  • сокращенного дня (8-10-часов);
  • полного дня (10-12 часов);
  • продленного дня (13-14-часов);
  • круглосуточного пребывания.

Рабочая неделя может быть 5-дневной и 6-дневной. По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп в выходные и праздничные дни.

Питание детей организует дошкольное образовательное учреждение.

За охрану здоровья обучающихся (кроме оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в образовательных организациях отвечают сами эти организации.

Взимание платы за содержание детей производится в соответствии с законодательством. Присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования осуществляется на безвозмездной основе.

По общему правилу дошкольное образование дается на русском языке.

В соответствии со своим уставом образовательная организация может оказывать дополнительные платные образовательные услуги на основе договора с родителями.

В государственные и муниципальные общеобразовательные организации должен быть обеспечен прием всех детей, проживающих на закрепленной территории и имеющих право на получение образования соответствующего уровня. Вступительные испытания для этих детей не допускаются. Отказать им могут только по причине отсутствия свободных мест.

Допускается организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные школы для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения.

Кроме того, возможно проведение оценки способностей при отборе учеников в организации, реализующие образовательные программы, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта и в области искусств

Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

По согласию родителей, комиссии по делам несовершеннолетних и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся, достигший возраста 15 лет, может оставить общеобразовательную организацию до получения основного общего образования. Комиссия по делам несовершеннолетних совместно с родителями и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок принимает меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству.

Общее образование может быть получено:

  • в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
  • в форме семейного образования.

Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования.

В целях учета мнения родителей по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы детей, по инициативе родителей создаются советы родителей.

Общеобразовательные программы в общеобразовательной организации осваиваются в очной, очно-заочной (вечерней), заочной формах.

Родители имеют право:

  • выбирать общеобразовательную организацию, форму получения образования (с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии при их наличии);
  • выбирать язык, языки образования;
  • выбирать факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого образовательной организацией;
  • получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) детей, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
  • присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

Предельно допустимая наполняемость классов 25 человек.

Обязательными для изучения в начальной школе предметными областями являются: филология, математика и информатика, обществознание и естествознание (окружающий мир), основы религиозных культур и светской этики, искусство, технология и физическая культура.

Занятия первоклассников проводятся только в первую смену. Продолжительность учебной недели для них - 5 дней. Объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

  • для обучающихся 1-х классов - не более 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
  • для обучающихся 2-4-х классов - не более 5 уроков, и один раз в неделю - 6 уроков за счет урока физической культуры при 6 дневной учебной неделе.

Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводиться на 2-м уроке; 2-4-х классов - 2-3-м уроках. В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.

Объем домашних (по всем предметам) для других классов должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3 классах - 1,5 ч.; в 4 классе - 2 ч.

В первый класс школы принимают детей, которым к моменту начала обучения исполнилось 6,5 лет, если они не имеют противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения детьми возраста 8 лет. По заявлению родителей школа может разрешить прием детей в более раннем или более позднем возрасте.

К учреждениям начального профессионального образования относятся: профессиональное училище и профессиональный лицей.

Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования или на первом уровне образовательных учреждений высшего профессионального образования. Виды специальных учебных заведений: техникум (училище) и колледж.

Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджета является общедоступным, за исключением следующих случаев:

  • при приеме на обучение по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, проводятся вступительные испытания;
  • если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетов, учитываются результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании.

Гражданам Российской Федерации гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных, муниципальных высших учебных заведениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Лица, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.

© 2014-2019 Национальная Родительская Ассоциация Яндекс.Метрика
0.020