В ходе реализации проекта «Патриотика: контент +», представляющего собой единую систему последовательных мероприятий, направленных на создание условий для противодействия трансформации традиционных духовно-нравственных ценностей в детско-подростковой среде, был проведен опрос родителей с целью выявления основных предпочтений при семейном изучении патриотического контента в глобальной сети Интернет.
Опрос проходил на сайте Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» https://nra-russia.ru. В опросе приняли участие 1057 респондентов из _____ регионов России.
Большая часть семей (41,7%), участвующих в опросе, имело двоих детей, 26,35% - одного ребенка, 18,3% - троих детей, в 13,7% семей воспитывается более 3 детей.
В целях выявления интереса родителей к нахождению информации, связанной с воспитанием детей, был задан вопрос о том как часто они пользуются сетью Интернет для поиска ответов на свои «родительские вопросы?». Одинаковое количество респондентов (31,7%) ответили «довольно регулярно» и «время от времени». Среди опрошенных родителей только 11,7% ежедневно ищут ответы на свои «родительские» вопросы в сети Интернет, 18,8% респондентов ответили «редко», а 6,1% родителей не пользуются Интернетом по этому вопросу.
В задачи опроса входило также определение качества информационных материалов в сети Интернет, которые могут помочь родителям в воспитании детей, в повышении своих родительских компетенций. Респонденты должны были дать оценку, используя не более 3 ответов, предложенных в анкете.
Большинство родителей (48,3%) считают, что материалы, которые находятся на сайтах в сети Интернет, дают лишь общее представление о тематике. Отрицательное отношение к материалам высказали около 10% респондентов, которые назвали их не профессиональными и легковесными. При этом одинаковое количество респондентов дали оценку качеству информационных материалов в сети Интернет прямо противоположную: «материалы качественны» (30,8%) и «материалы поверхностны» (30,4%). Выбор также одинакового количества родителей говорит о том, что «материалы системны» (22,9%) и «материалы научно обоснованы» (21,7%).
Таким образом, столь противоположное мнение родителей по вопросу оценки качества информационных материалов в сети Интернет можно объединить в следующие два блока: «хорошее качество материалов» (75,4% ответов) и «плохое качество материалов» (99,1% ответов), учитывая, что каждый респондент мог дать 3 ответа по каждому вопросу. Такой результат может говорить и том, насколько респонденты информированы о существовании специализированных образовательных сайтов, об их количестве и об их умении понять и использовать прочитанный материал. Ведь при получении информации из интернета, как правило, задействован только визуальный канал, в меньшей степени — аудиальный, а кинетический и вовсе не используется.
В качестве инструмента для воспитания патриотических чувств у детей большинство респондентов (36,7%) оценивают сеть Интернет на оценку «3». Всего 10,5% родителей поставили оценку «5», считая, что в сети можно найти много информации патриотической направленности, при этом седьмая часть респондентов (14,6%) имеют прямо противоположное мнение и поставили оценку «1». Остальные отметки из пятибальной системы оценивания набрали примерно одинаковое количество голосов респондентов: «2» - 17,9%, «4» - 20%.
Четвертая часть респондентов на вопрос «Насколько часто Ваши дети принимают участие в реализации проектов патриотической направленности, в том числе реализуемых общественными организациями» ответили «довольно регулярно», третья часть поставили галочку в ответе «довольно регулярно» и большая часть (41,7%) ответили «редко». Таким образом, можно сказать, что дети в более чем половины опрошенных семей участвуют в различных мероприятиях, направленных на патриотическое воспитание молодежи.
В целях изучения общественного мнения об Интернет-ресурсах, которыми пользуются родители для организации семейного воспитания, изучения патриотического контента респонденты должны были указать не более 3- х ресурсов. Общее мнение по данному вопросу показало, что только 48% респондентов пользуются определенными Интернет-ресурсами.
Среди перечисленных сайтов семейной направленности наибольшей популярностью пользуются: Национальная родительская Ассоциация https://nra-russia.ru/ и Международный образовательный портал https://www.maam.ru. Другие сайты, которые были упомянуты несколько раз при анкетировании, представлены в таблице № 1.
Таблица № 1.
№ п/п |
Адрес или наименование сайта |
1 |
Activitiedu.ru |
2 |
adme.ru |
3 |
arzamas.academy |
4 |
bykovkin.ru |
5 |
chevostik.ru, |
6 | |
7 |
humans.ru |
8 |
infourok.ru |
9 |
inter-pedagogika.ru |
10 |
mel.fm |
11 |
nashideti.narod.ru |
12 |
nsportal.ru |
13 |
parents.agava.ru Родительский клуб. |
14 |
pedsovet.org |
15 |
semeynoe.com |
16 |
semya-rastet.ru |
17 |
teleg.run/club_roditele |
18 |
virastayka.ru |
19 | |
20 | |
21 |
Детский информационный сервер "Костер". |
22 |
Детский развлекательно-познавательный портал "Солнышко" |
23 |
Интернет-система "Мир семьи" |
24 |
инфоурок.рф |
25 |
педсовет.орг |
26 |
Планета детей |
27 |
Родитель.ру |
28 |
Форум Многодеток.ру |
29 |
сайты РПЦ |
30 |
Форум Матушки.ру |
31 |
Верую в Православие |
Сайты патриотической направленности, которыми пользуются респонденты, представлены в таблице №2. Наиболее часто используются сайты: pamyat-naroda.ru, polkrf.ru
Таблица № 2
№ п/п |
Адрес или наименование сайта |
1 | |
2 | |
3 |
Miramir |
4 | |
5 | |
6 | |
7 |
polkrf.ru |
8 |
rusvesna.su |
9 |
south-rus.org |
10 |
ural-patrius.ru |
11 |
ассамблеянародов.рф |
12 |
Военно-исторический журнал |
13 |
вперёдроссия.рф |
14 |
Вторая мировая война |
15 |
ГТО |
16 |
Добровольцы.ру |
17 |
Общедоступный электронный банк документов «Подвиг народа» |
18 |
общее-дело.рф |
19 |
Патриотическое воспитание обучающихся. Автор Е.А.Болдырева, В.В.Пешкова |
20 |
Патриоты России |
21 |
рдш.рф |
Одинаковое количество голосов (26%) набрали ответы, в которых респонденты с одной стороны говорили, что пользуются различными поисковыми системами Интернета, видеохостингами для просмотров тематических видео, социальными сетями или, с другой стороны, считают, что для воспитания ребенка пользоваться Интернетом не нужно.
Для воспитательной работы с собственными детьми респонденты (57,9%) выбирали сайты, в которых доступность изложения материала для детей была, по их мнению, самой оптимальной. Кроме того, для них важно, чтобы информация на сайте была полной (35,4%), имела ссылки на мнение экспертов - профессионалов по вопросам воспитания (31,3%). Родители считают, что сайты не должны использовать рекламу (27,9%), структурирование материала на сайте должно иметь логический смысл (27,1%), а также должно быть представлено несколько авторских позиций по одному и тому же вопросу (23,1%) и сайт должен иметь удобный интерфейс (18,8%).
В целях проработки вопроса создания мобильного приложения «Семейный контент» респондентам был задан вопрос, касающийся его наполнения. Они должны были поставить оценку от 1 до 5 напротив каждого пункта, где «1»- самый низкий балл, а «5» - самый высокий предложенным вариантам содержания приложения.
Ответы родителей на предложенные варианты наполнения семейного контента не дают конкретного понимания, что же может быть ими наиболее востребовано и полезно при возникновении ситуаций, когда необходима «скорая» помощь в вопросах воспитания детей. Варианты ответов представлены в таблице № 3.
Таблица № 3.
Варианты ответов/ оценка
|
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Ссылки на рекомендованные для семейного изучения интернет - ресурсы |
34% |
21% |
23% |
14% |
8% |
Рекомендации специалистов по воспитанию с учетом возрастных особенностей ребенка |
45% |
13% |
18% |
19% |
5% |
Возможность получать/давать интерактивные советы для родителей по вопросам гражданско-патриотического воспитания детей |
27% |
23% |
23% |
17% |
10% |
Рекомендовать родителям меры по профилактике асоциального отношения ребенка к обществу и государству |
33% |
23% |
18% |
16% |
10% |
Как видно из таблицы все предложенные варианты понравились респондентам и набрали набольшее количество голосов с оценкой «5». Однако наиболее важным респонденты считают наличие в мобильном приложении «Семейный контент» рекомендаций специалистов по воспитанию с учетом возрастных особенностей ребенка. Учитывая, что большой объем информации в силу занятости родителям трудно освоить и выбрать необходимый контент в приложении должны быть ссылки на рекомендованные для семейного изучения интернет - ресурсы и меры по профилактике асоциального отношения ребенка к обществу и государству. К сожалению, мало оцененным вариантом наполнения приложения стали интерактивные советы, которые помогут лучше понять ребенка и применить полученные знания в жизни.
Среди предложенных вариантов мер, которые необходимо, по мнению респондентов, предпринять государству, чтобы укрепить и усилить просветительскую и воспитательную функцию Интернета (предлагалось использовать не более 3-х вариантов ответов) наибольшее количество голосов было отдано за установку жестких фильтров (цензуру) – 58,8%, а также за введение ограничения прав доступа для несовершеннолетних – 50%. Родители считают (42,2%), что качественные навигационные продукты, позволяющие родителю самому выбирать и использовать материалы, должно создавать государство, а также право государства формировать рекомендованный перечень интернет - ресурсов для использования в работе по патриотическому воспитанию детей и молодежи (41,3%). За проведение информационных тренингов для родителей было отдано всего 27,1% ответов.
Итоговым результатом опроса можно считать тот факт, что, безусловно, современным родителям при семейном изучении патриотического контента в глобальной сети Интернет и при получении ответов на свои «родительские вопросы» необходима «скорая помощь». При этом, не всегда «под рукой» оказывается компьютер. Поэтому разработка простого мобильного приложения, созданного на основании профессионального мнения специалистов и утвержденного как учебный материал соответствующим государственным органом, является задачей, которую необходимо решать в скором времени.


Для справки:
Всероссийский проект «Патриотика: контент +» реализуется Общероссийской общественной организацией «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» при поддержке Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи» (Роспатриотцентр) и в сотрудничестве с АНО «Агентство социальных технологий и коммуникаций» (АНО АСТИК).
Мероприятия проекта проводятся в рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы». Проект является победителем конкурса на предоставление субсидий из федерального бюджета.
#Роспатриот #Росмолодежь