X
На главную
Мы в твиттереНРА ВконтактеМы в ФейсбукеМы в ЖЖФорум
Интерактивная карта

Полезное чтение



Родительское просвещение и современное общество: размышления о смыслах

Как часто человек, вступая в новый этап жизни, задаётся вопросом: «Что наша жизнь?...» Вопрос этот становится во много крат значимее, когда у нас появляются дети, когда мы начинаем нести свой «родительский крест», исполнять родительский долг, ощущаем особую ответственность за жизнь и здоровье маленького живого человека, в жилах которого течёт наша кровь. Попытка ответить на этот вопрос, да и ещё универсально, чтобы всем понравилось, – дело неблагодарное. Но некоторыми размышлениями об отдельных чертах нашей современной жизни, которые оказывают значительное влияние на нас как родителей, хотелось бы поделиться с Вами, уважаемый читатель!

Для современного этапа характерен важный триединый процесс, признаками которого являются десакрализация знания, девальвация результатов образования, сочетающиеся с ощущением и реализацией объективной необходимости непрерывного образования. Другой немаловажный аспект современности – много информации, но мало знаний. Знания в традиционном, классическом понимании этого слова как бы растворяются в неудержимо растущем объёме информации. При таких глубинных особенностях современной жизни особо значимым становится навигатор, ориентир в поиске качественной и объективной информации, знаний, позволяющий каждому человеку в любом возрасте совершенствовать себя как родителя. Родительское просвещение в контексте современной жизни призвано быть таким навигатором.

А ещё современная жизнь наполнена большим количеством педагогических заблуждений и стереотипов. Зачастую они труднообъяснимы, а главное, очень часто мешают нам и нашим детям. Примеры таких заблуждений:

  • ребёнок обязательно должен ходить на курсы подготовки к школе;
  • ребёнок должен уметь читать до школы;
  • уверенность в том, что написанное в интернете проверено другими, а главное – полезно в применении к моей жизни;
  • безоглядная вера в истинность и объективность информации в Сети;
  • признание позитивным всего нового, априори отказ от традиций, в том числе положительных (например, книга теперь не является «лучшим подарком»);
  • вера во всемогущество методик раннего развития ребёнка и других самых разнообразных теорий и методик.

Содержательное значение родительского просвещения – в преодолении стереотипов и предубеждений. Говоря о родительских стереотипах, необходимо вспомнить, что очень многие родители пытаются вырастить некоего «одарённого лидера». При этом мало кто может ответить на простые человеческие вопросы: «А зачем?», «Что мы понимаем под одарённостью?», «Лидерство – это индивидуальная успешность или умение работать в коллективе и вести за собой?», «Кем будет востребован наш «одарённый лидер»? Государством? Обществом? Близкими?» Ведь часто получается, что мы в итоге формируем молодого человека с неоправданными жизненными амбициями, который становится в стройные ряды «офисного планктона»… На лицо – жёсткий жизненный диссонанс. Другой «крайний» сценарий – это когда наши «одарённые», прикоснувшись к возможности самореализации, теряют на этом фоне последние нити, связующие с Родиной, ждут и не дождутся, когда и как покинуть её пределы.

По мнению яркого теоретика постмодернизма З. Баумана, современность, подобно жидкости, стирает пространственно-временные границы, постоянно трансформируясь, не в силах остановиться, то растворяя и обтекая препятствия, то просачиваясь сквозь них. Современное общество характеризуется не только плюрализмом культур и идеологий, постоянными изменениями, «эпидемией» потребления и растущих неутолимых потребностей, но и экстерриториальной властью СМИ, электронного пространства и виртуальной реальности.

«Текучая» современность, кажется, стремится пренебречь долгосрочными и наполненными глубоким, тяжелым смыслом явлениями: брак на всю жизнь уступает место порой более прочным и «продуктивным» партнерствам или почти беспрепятственному разводу и одиночеству; расширенная семья и крепкие межпоколенные связи сменяются стремлением к нуклеарности и отделению; родительство и родство приобретают свойство номинальности и факультативности.

Статус родителя нередко распадается, оспаривается или «перетекает» в другое состояние, связанное с воскресным посещением ребёнка (нерезидентное родительство); отчуждением и отказом от родительства (внебрачные материнские семьи и «безотцовщина»); воспитанием чужих детей (усыновители, отчимы); ответственностью за адюльтер в конкубинатных отношениях, в которых есть ребёнок. Желание потреблять как материальное (еда, одежда, автомобили, жилье), так и нематериальное (знания, компетенции, путешествия, развлечения) требует от молодых людей выбора – планировать детей и вписывать их в разработанный жизненный и семейный сценарии (откладывание родительства, пока не «встанут на ноги») или принять решение о бездетности (идеология childfree). При этом СМИ часто подменяют счастье, семью, детей образами счастья, семьи и детей, виртуально насыщая потребности и мечты. В то же время рекламные, игровые и кинематографические образы порой, напротив, помогают конструировать положительные образы, например, разделяющих с мамами уход за детьми пап-«фрутонянь», «все могущих» пап и т.п. Кроме того, родители и, в частности, отцы, не имеющие доступа к родительским объединениям (отсутствие сообществ в городе, низкая информационная доступность), могут обсудить волнующие их вопросы в специализированных группах в социальных сетях, на тематических форумах. Онлайн-помощь – активно развивающийся и довольно востребованный сегмент социального сервиса.

Согласно теории макдональдизации общества Дж. Ритцера, современные социальные практики воспроизводятся по аналогии с принципами работы ресторанов быстрого питания: эффективность, калькулируемость, предсказуемость и контроль.

Для нашего времени характерно обилие психологических, педагогических, религиозных, эзотерических, религиозных практик и теорий. Человек с их помощью продолжает активно искать ключи к мудрости, объяснение законов жизни, в том числе секретов воспитания. Вот только это многообразие не помогает решать вопросы воспитания, скорее наоборот…

Как же разобраться в этом многообразии? Ведь даже сам факт беглого ознакомления, уж не говоря про погружение с целью практического применения, может занять целую жизнь! Просто будет не до детей, и они, по крайней мере, вырастут быстрее, чем мы освоим предлагаемые механизмы воспитания и осознанно выберем необходимый и пригодный только для нас вариант. Конечно, помочь в выборе могут интуиция, личный опыт. Некоторые родители волей-неволей решаются на экспериментальный подход (иногда не помня, что эксперимент этот ставится на собственных живых детях...). Но всё-таки наиболее эффективным является взвешенное, объективное оценивание ситуации на основе традиций и выбор индивидуально важного и значимого инструментария. Родительское просвещение призвано помочь каждому из нас сформировать собственный (индивидуальный) сценарий семейного воспитания, опираясь на проверенные опытом и оцененные экспертами сведения по самому широкому кругу вопросов родительской компетентности.

Интересным образом значение родительского просвещения представлено в контексте социально-культурной теории родительского труда, под которым понимается «уход за детьми, процессы их социализации и воспитания, являющиеся особым видом трудовой деятельности, результатом которой выступает человеческий капитал личности».

Если подходить к родительскому просвещению с позиции теории «родительского труда», то среди основных условий родительского труда на первом месте стоит «готовность родителей к трудовой деятельности по формированию ребёнка как субъекта социокультурной деятельности», которая в свою очередь включает в себя «знания, необходимые для понимания общих процессов биопсихосоциального развития ребёнка; целенаправленную деятельность по выяснению его индивидуальной готовности к принятию тех или иных культурных норм».

Анализ культурно-исторической динамики развития феномена родительства позволяет выделить следующие противоречия. В современном мире формирование человеческого ресурса, способного к воспроизводству культурных ценностей и научно-техническому творчеству, становится приоритетной задачей государства, определяющей его будущее. Формирование данного типа ресурса происходит в первую очередь в семье и во многом определено целенаправленными родительскими усилиями по приобщению ребёнка к культуре и развитию его способностей. Общество, предъявляя высокие требования к результатам родительства, должным образом не влияет на сам его процесс. Поэтому каждый родитель реализует родительский труд в соответствии с теми целями и той трактовкой культуры, которые считает нужной. Таким образом, необходимость разведения понятий «родительство» и «родительский труд» обусловлена, с одной стороны, высокими требованиями общества к «результату» родительства, а с другой – по сути трудовым содержанием родительской деятельности и теми разнообразными затратами, которые несут в процессе этой деятельности её субъекты».

«Позиционирование образа родительства как источника само собой разумеющегося счастья и удовольствия является разочаровывающим по своей сути, т.к. при столкновении с реальными трудностями «цена» такого удовольствия оказывается слишком высокой. Легкомысленное отношение к родительству порождает явление «некомпетентного родительства» и поиска помощи среди себе подобных в социальных сетях. Анализ контента социальных сетей показал, что распространенные проблемы, с которыми сталкиваются современные родители, возникают из-за недостаточной подготовки к нему (с точки зрения наличия знаний о родительстве) и компенсации своей неграмотности в реализации родительских практик с помощью неконтролируемых интернет-источников».

По мнению Э. Гидденса, в современном мире, благодаря снижению «материальной нагрузки на человека», происходящему в результате технического прогресса, межличностные связи освобождаются от зависимости внешних факторов (традиции, родство, материальный достаток и положение) и обретают форму «чистых отношений», ценность которой заключается в её внутреннем содержании: любовь, взаимные интересы, доверие, преданность». Однако парадокс заключается в том, что множество удобств современной жизни влечёт за собой неудобства в духовном развитии человека, нематериальных проявлениях, в том числе и воспитании детей. Множественность повседневных забот, ежедневная, иногда надуманная «текучка» кардинально отвлекает нас от главного. Казалось бы, результаты технического прогресса освободили человека от изнурительной и бесконечной борьбы за жизнь. Казалось бы, вот и наступило время самосовершенствования и духовного развития. Однако это не так, вернее, не везде так… не у всех так. Очень многое зависит от внутренних мотивов, устремлений человека, от его ценностей, приоритетов.

Думаю, что миссия родительского просвещения как раз и заключается в том, чтобы помочь людям найти правильные приоритеты. Чтобы растить личность самодостаточную, сильную, самобытную, уважающую свою свободу, жизнь коллектива и внутренний мир других людей!!! Индивидуальные. Личные. Каждому из нас.

А как Вы думаете, уважаемый читатель?

 

© 2014-2019 Национальная Родительская Ассоциация Яндекс.Метрика
0.020