X
На главную
Мы в твиттереНРА ВконтактеМы в ФейсбукеМы в ЖЖФорум
Интерактивная карта

Полезное чтение



Семья – ценностная основа социальной адаптации

Зайцева И.А., аспирант Академии социального управления, Москва

Вступая в общественную жизнь, ребенок становится членом множества самых различных малых объединений (формальных и неформальных) и коллективов. Это означает, что он должен усвоить характерные для них нормы, требования, правила, так как любому организованному сообществу присущи соответствующие поведение, интересы, цели и задачи. Кроме того, формальные и неформальные группы имеют определенную структуру, разделение труда, различные системы, роли, взаимные права и обязанности, авторитеты (власть), ожидания, поощрения и наказания. Все это ребенок должен освоить и приспособиться к совместной деятельности, научиться взаимодействовать с окружающими.

 Понятие социализация связано с такими понятиями, как воспитание, обучение, образование, развитие личности. Данный процесс осуществляется посредством целенаправленного воспитания, обучения, случайных социальных воздействий в деятельности и общении. Социализация протекает как стихийный или специально организованный процесс. В первом случае речь идет о социальной ситуации развития, во втором — о педагогической. В каждой ситуации по-своему определены качества деятельности субъектов, характер их взаимодействия в детском и взрослом сообществе, основные культурные и личностные приобретения человека. Сегодня все больше дошкольных и школьных организаций стремятся работать как учреждения открытого типа, как социально-педагогические центры, интегрирующие семейный фактор и воспитательную среду образовательного учреждения. Социально-педагогический аспект их деятельности ориентирован на гармонизацию единого образовательного пространства жизни детей, педагогически целесообразное влияние на семейную среду каждого ребенка и ценностные ориентации детей и взрослых. Такая интеграция способна обеспечивать полноценность социального становления как ребенка дошкольника, так и ученика начальной школы.

Семья — это первый институт взаимодействия человека с обществом. Она с раннего детства направляет его сознание, волю и чувства. От того, каковы традиции семьи, какое место занимает в ней ребенок и как складывается будущий школьник, какова по отношению к нему воспитательная линия, зависит многое. Под руководством и влиянием родителей ребенок приобретает первый жизненный опыт, элементарные знания и представления об окружающем мире, умения и навыки проживания и взаимодействия с обществом. Поэтому важно, чтобы семья положительно влияла на его социальное развитие, а родители понимали важность правильного воспитания в семье.

Исходя из этого, главная задача семейной социализации и семейного воспитания состоит в том, чтобы развить у ребенка способности к совместной, коллективной деятельности, так как в будущем вся его жизнь будет протекать в различных группах и коллективах. В этом плане социализация рассматривается как все усложняющийся и расширяющийся процесс социально-психологической адаптации к различным группам и коллективам. Социально-психологическая адаптация начинается буквально со дня рождения: малыш приспосабливается сначала к матери, затем к отцу. Сфера его адаптации постоянно расширяется в зависимости от интенсивности и частоты общения с ним старших братьев и сестер, бабушек, дедушек и других членов семьи. По мере роста и развития дети социально адаптируются к супружеским и семейным взаимоотношениям. В старшем дошкольном возрасте они начинают понимать принципы разделения труда в семье (сначала бессознательно), семейные нормы, правила, права и обязанности членов семьи, систему власти и подчинения, наказаний и поощрений. Семья — естественная социально-психологическая малая группа, соединяющая в себе формальные и неформальные черты. В ней осуществляются различные виды совместной деятельности, направленной на организацию домашней жизни, отдыха, досуга, удовлетворения разнообразных материальных и духовных потребностей.

Для ребенка семья является первичной естественной школой группового поведения, совместного повседневного труда. Адаптируясь в семье к совместной деятельности, дошкольник и младший школьник вырабатывает у себя навыки и способности кооперативного поведения, без которого он не сможет приспособиться ни к детскому саду, ни к школе. Более того, в семье он приобретает навыки и способности социально-педагогической адаптации к характеру и темпераменту других людей (в данном случае — членов семьи). Нельзя забывать и то, что ребенок должен адаптироваться к системе семейных и родственных отношений, которые бывают сложными. Процесс семейной социально-психологической адаптации является основополагающим первым жизненным опытом, фундаментальным по своему смыслу, содержанию и значению.

После того как ребенок пойдет в детский сад, школу, он попадет в среду, которая выступает как условие его изменения и развития. Здесь фактором формирования личности и развития ее психологической структуры выступает система общественных отношений, но приобретение своего опыта в семье (пусть и маленького), переживаний по поводу поведения близких людей и его собственные действия в ответ на него — один из путей формирования качеств, необходимых ребенку в дальнейшем для успешного общения с людьми. Именно родители, семья в целом (часто того не замечая) вырабатывают у детей комплекс базовых социальных ценностей, ориентаций, потребностей, интересов и привычек. Эти первые уроки жизни в семейном укладе создают основу, исходя из которой ребенок избирательно воспринимает, перерабатывает, усваивает или отбрасывает социальную информацию в качестве руководства к действию. Семейное воздействие уникально по интенсивности и результативности. Ведь оно охватывает все стороны формирующейся личности, непрерывно продолжается многие годы и основано на эмоциональных отношениях детей и родителей между собой. Отношение и атмосфера в семье представляются в глазах детей не только как надежное убежище от невзгод, но и как модель будущего социального поведения. Жизнь предоставляет нам множество примеров прочности убеждений, мотивов, стереотипов поведения, которые люди воспринимают в детские годы от родителей и других старших членов семьи. Но, к сожалению, не всегда такие примеры положительны.

При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует. В родительском труде, как и во всяком другом, возможны ошибки, сомнения, временные неудачи, поражения, которые сменяются победами.

Главное в воспитании маленького человека — достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ним. Родителям не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставляя повзрослевшего ребенка наедине с самим собой.

Важную роль в воспитании ребенка играют диалог с ним и принятие его как полноценной, полноправной личности. Главное в установлении диалога — это совместное устремление к общим целям, одинаковое видение ситуаций, согласованность в направлении действий. Наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого. Помимо диалога для внушения ребенку ощущения родительской любви необходимо выполнять еще одно чрезвычайно важное правило. На психологическом языке эта сторона общения между детьми и родителями называется принятием ребенка. Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе на родителей. Принятие дает возможность проникнуть в мир личностных переживаний детей. Печаль, а не гнев, сочувствие, а не мстительность — таковы эмоции истинно любящих своего ребенка, принимающих родителей. И конечно, успешность семейного воспитания зависит от воспитательного потенциала семьи.

Современные реалии в работе с родителями требуют не только изменения подхода к семье, но и создания новых форм работы образовательного учреждения (детского сада, школы) с семьей. Именно поэтому и появилась в дошкольном образовании новая философия взаимодействия образовательного учреждения с семьей.

В ее основе лежит идея, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. Политика превращения семейного воспитания в общественное уходит в прошлое. Высказывание М. Монтеня «Крепка семья — крепка держава» говорит о том, что семья как ценность имеет приоритетное значение как для государства, так и для его могущества, особенно в свете того, что сегодня происходит переоценка подходов к семье и семейной политике. В законодательных актах и правительственных решениях отчетливо прослеживается положение, что семья суверенна и ответственна перед собой в принятии решений, а ее роль в воспитании подрастающего поколения (будущего нашей страны) по своей силе не сравнима ни с каким другим социальным институтом.

Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье, новых форм работы с семьями со стороны образовательного учреждения. Новизна таких отношений определяется понятиями сотрудничество и взаимодействие. Речь идет об общении на равных, где ни у кого нет привилегии указывать, контролировать, оценивать, об организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании и с помощью полно$ ценного общения участников образовательного процесса.

Необходимо стремиться к поддерживающему взаимодействию педагогов с родителями, которое обеспечивает решение задач воспитания и социализации ребенка в обновляющемся обществе, а также к конструктивному взаимодействию, позволяющему снизить уровень его негативных проявлений.

Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений. Главный момент в контексте «семья — образовательное учреждение» (ОУ) — личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов возможно только в рамках открытости ОУ, сделав процесс более свободным и дифференцированным, основанным на гуманизации отношений между детьми, педагогами и родителями. Перечислим условия достижения открытости ОУ.

  1. Личностная готовность педагога открыть самого себя в какой-то деятельности, рассказать о своих радостях, тревогах, неудачах, при этом соблюдая такт и избегая панибратства.
  2. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада и школы. Это могут быть и систематические, и эпизодические мероприятия, важно, чтобы дети готовились к ним вместе с родителями.

Детский сад и школа должны быть открыты влиянию микросоциума и оказывать влияние на воспитательные процессы в семье, предлагать родителям следующую помощь в тех или иных педагогических затруднениях:

  • знакомство родителей с содержанием и методикой образовательного процесса в ОУ;
  • психолого-педагогическое просвещение родителей по всем вопросам обучения, воспитания и развития ребенка (например, открытие консультативных пунктов);
  • вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми (в ходе проведения разнообразных творческих мероприятий, праздников);
  • взаимодействие с общественными организациями родителей. Выделим основные принципы организации работы с семьями в рамках новой философии;
  • открытость ОУ для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
  • сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
  • создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
  • диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

Источник: электронный Журнал "Начальная школа" №1/2014

http://n-shkola.ru/archive/view/240

© 2014-2019 Национальная Родительская Ассоциация Яндекс.Метрика
0.020