X
На главную
Мы в твиттереНРА ВконтактеМы в ФейсбукеМы в ЖЖФорум
Интерактивная карта

Полезное чтение



Старшие и младшие: под знаком любви

Как радуются родители, когда их старшие и младшие дети ладят между собой, потому что нет ничего важнее мира в семье! Но напрасно взрослые полагают, будто это происходит само собой. Мамам и папам надо немало потрудиться, чтобы общение братьев или сестер проходило под знаком любви друг к другу.

- Мама, ты представляешь, Аринушкин хотел избить Родиона, но я ему так наподдавал! - негодует мой одиннадцатилетний старший сын. Младший с довольным видом слушает его рассказ. Но уже через минуту - возня на полу, крики, поцарапанные щеки, слезы младшего, ворчание старшего. А ведь им всего-то одновременно понадобилось одно и то же колесо из «Лего». Через минуту - трогательная сцена примирения, а через пятнадцать - снова драка...

Не правда ли, типичная ситуация для семьи, в которой двое детей?

Поначалу все родители проводят со своими чадами нравоучительные беседы, что, мол, «нехорошо обижать слабых», что родители и старшие дети для младших самые родные люди на свете, единственная опора в этом жестоком и неуютном мире.

Увидев полное взаимопонимание в ясных глазах старших отпрысков, взрослые, радуясь своим педагогическим успехам, блаженно расслабляются. Минут на пять... Уже на шестой минуте из детской несутся душераздирающие крики, грохот падающих стульев, вопли о помощи. И вот здесь уже требуются родительское терпение и изобретательность.

В одной знакомой семье мучились-мучились с этими проблемами, а потом все вместе сели за стол и написали «Кодекс безопасности», который регулировал отношения между двумя сорванцами младшего школьного возраста.

В соответствии с этим «документом» виновник «эксцесса» за любой проступок, будь то драка, грубые слова или поломка не принадлежащей ему вещи, расплачивался карманными деньгами. Суммы были, конечно, смехотворными, да дело не в этом.

Интересна была реакция детей. Они, может быть, впервые задумались над тем, что человеческое общение подчиняется каким-то правилам и даже законам. Родители рассказали сыновьям о том, что в мире взрослых такая обычная для ребят драка или оскорбление другого человека влечет за собой суровое наказание.

Поначалу мальчишки были очень задумчивы, предупредительны друг к другу. Из детской вместо обычных визгов слышалось: «Ты оскорбил меня действием!.. За «дурака» ты заплатишь штраф!». Со временем интерес к этой игре угас, но и вели себя ребята по отношению друг к другу более уважительно, чем прежде.

Но не все родители так изобретательны... И тогда кажущимся выходом из положения становятся репрессии: стояния в углу, окрики, шлепки, порой даже побои, а в результате - расписка в своей полной педагогической несостоятельности...

Причем анархия, захватывающая детей и превращающая их в «маленькую обезьянью стаю», пытается затащить в свой круговорот и нас, взрослых. Вместо того чтобы общаться со своими детьми цивилизованно, родители принимают правила игры своих чад. Такую ситуацию хорошо описал А.А. Фет в книге «Ранние годы моей жизни»: «Сестренку свою я любил с какою-то необузданностью, и когда набрасывался целовать ее пухленькие ручки и ножки, это кончалось тем» что я жестоко кусал девочку, и та поднимала душераздирающий вопль. Однажды, услыхав крик девочки, мать совершенно потеряла голову, и, схватив меня за руку, сильно ее укусила».

Что же произошло? Мать приняла правила игры своего ребенка, и сразу упал психологический уровень общения, налицо - регрессия поведения родителя. Ведь насилие над слабым, крики, рукоприкладство и есть проявление законов «обезьяньей стаи», которое нам так не нравится в поведении наших детей. Действуя подобным образом, мы, взрослые, даем «добро» нашим детям вести себя так же везде и всегда, что они и делают, сами став родителями.

В семьях, где воспитание зиждется и на разуме, и на любви, конфликты между братьями и сестрами, конечно, тоже возникают. Но они не так часты, не носят разрушительного характера, обиды быстро проходят. Дети постоянно чувствуют доброжелательное к себе отношение и стараются заслужить похвалу родителей.

Старший брат отводит младшего в школу, присматривает за ним, когда они остаются дома одни. Повезло? Да нет, просто родители потрудились на ниве воспитания своих детей. Они не забывали давать старшему сыну подержать малыша во время купания, покормить его с ложечки. А сколько радости было, когда малыш впервые пошел, держась за руку брата! Невозможно обидеть свою младшую сестренку, если вместе с родителями волновался за ее жизнь, когда она болела воспалением легких, а потом завалил детскую кроватку всеми своими любимыми игрушками, когда праздновал ее выздоровление. Такая практика проявления любви необходима для создания в семье нормальных отношений между детьми. Именно поэтому так вредно бывает разлучать братьев и сестер. Ведь часто как бывает: родился малыш, и старшего ребенка тут же отправляют «в ссылку» к бабушке или срочно устраивают на пятидневку в детский сад. Тогда обида на младшего брата или сестру остается на всю жизнь. «Без вины виноватые» дети обречены своими родителями на плохое отношение со стороны старших братьев и сестер надолго, иногда на всю жизнь.

Общаясь с крошечным ребенком, старшие дети, кроме всего прочего, учатся рассчитывать свои силы. Помню, как со страхом наблюдала попытки моего 11-летнего сына заняться борьбой с 7-летним братом, а потом терпеливо объясняла ему: «Представь, что на тебя напал стокилограммовый детина, каково бы тебе было?» Такие слова хоть и производят сильное впечатление, но действуют недолго. И только общение старших с младшими со дня их рождения позволит им в дальнейшем рассчитывать свои силы в ежедневных домашних потасовках.

Другая причина подобных конфликтов кроется в том, что детская психика не выносит пустоты, и самое неприятное наказание для ребенка - вынужденное безделье. Отсюда и та неуемная любознательность, и непоседливость, так раздражающая взрослых. Там, где взрослому достаточно спокойной прогулки, ребенку необходима куда большая нагрузка. Мальчишка почувствует себя удовлетворенным, лишь до упада наигравшись в футбол. И вряд ли ему после этого захочется задирать младшего брата.

Дети часто не могут самостоятельно найти себе занятие. Разрешите им участвовать во взрослой жизни семьи. Предложите им выполнять домашние дела вместо обычной возни с игрушками. Конечно, это испытание не для слабых родительских нервов. Не у каждой матери хватит терпения наблюдать, как две ее дочери - 9-ти и 12-ти лет - готовят обед: это происходит слишком медленно, девочки подвергаются опасности (горячая плита, острые ножи и т.п.), да и вообще все будет сделано не так. Но как благодарны дети родителям, проявившим терпение, впустившим их в свою, такую интересную взрослую жизнь. И, может быть, очень скоро дочери встретят вас, уставших после тяжелого рабочего дня, не потасовкой из-за куклы, а вкусным обедом.

Грустно видеть семьи, где дети враждуют между собой. Стычки часты и жестоки, обиды хранятся ревностно и долго, общение приобретает уродливый, асимметричный характер: явно прорисовываются роль «жертвы» и роль «агрессора». Усвоив эти роли в стенах дома, дети несут их дальше по жизни, ломая свои и чужие судьбы.

Когда семья больна, она, как всякий больной, требует лечения. Не тяните с обращением к детскому или семейному психологу. Ведь известно, что лучшее средство от болезни - это ее профилактика. Детям постоянно требуется наша любовь, терпение и понимание. Помните об этом всегда, дорогие родители!

 

© 2014-2019 Национальная Родительская Ассоциация Яндекс.Метрика
0.020