X
На главную
Мы в твиттереНРА ВконтактеМы в ФейсбукеМы в ЖЖФорум
Интерактивная карта

Полезное чтение



Учимся дарить радость и радоваться этому

Часто ли мы обращаемся к детям за помощью? Просим ли, например, убрать посуду со стола, покормить кошку, подержать тяжелую сумку, отнести больной бабушке чай с вареньем? Я говорю сейчас не о трудовом воспитании детей и не об организации посильной помощи взрослым. Речь идет о другом... Умеет ли ваш ребенок заботиться о других людях? Знакомо ли ему такое чувство, как сострадание? Может ли он сочувствовать и сопереживать другому, даже не знакомому ему человеку, может ли быть милосердным?

Научить маленького человечка творить добро, проявлять лучшие душевные качества – благородная задача. Но как это сделать?

Некоторые думают, что дети - дошкольники не способны к ярким эмоциональным переживаниям, и потому не воспитывают эмоциональность в детях, а ждут, когда к 7-8 годам она сама собой появится. Напрасно! Если уже с пеленок убеждать малыша в его исключительной значимости для родителей и говорить ему о том, что каждый человек неповторим и важен для жизни и общества, то ребенок вырастет внимательным к окружающим.

Итак, вывод первый: начинайте воспитывать свое дитя с рождения! Заботьтесь о ребенке, хольте и лелейте, выражайте свою любовь словами и поступками! Ведь человек, не испытавший заботы о себе в детстве, не проявит ее по отношение к другим, став взрослым.

Вы боитесь переусердствовать? Переживаете, что, не дай бог, вырастите эгоиста?

Не волнуйтесь: любовью испортить невозможно! К тому же вы любите не только свое чадо, но и мужа (жену), родителей, дорожите друзьями, ухаживаете за домашними питомцами. Очень важно, чтобы ребенок это все видел. Когда на его глазах родители суетятся возле заболевшей сестренки, помогают старушке-соседке спуститься по ступеням, подкармливают бездомных кошек, он начинает… правильно! подражать взрослым.

Вывод второй: будьте положительным примером для своих детей! Рассказывайте много и часто о добрых поступках других людей. Но если вашему малышу недоступны пока множественные проявления заботы и внимания, лучше не сравнивайте его с приятелями: «Во! Петенька какой молодец! Несет сумку, мамин помощник. Вечно тебя не допросишься...». Возможно, в следующий раз он и возьмет у вас пакет с картошкой, но сделает это неохотно, без особого желания помочь, а просто чтобы: а) получить похвалу, б) не выслушивать опять вашу критику, или в) казаться таким, как «тот Петенька».

 

Неискренняя забота и забота с целью получения выгоды, что может быть хуже? – «Я тебе помогу вымыть посуду, а ты мне дашь конфетку». - слышали такое от детей? А от взрослых: «Придется поухаживать за теткой Аней, может она нам после квартирку-то отпишет». Обидно и больно смотреть, как «от всей души» и «от чистого сердца» превращаются в «ты – мне, я – тебе».

Мы всегда говорим своим детям: «Подумай головой! Соображай, что ты делаешь!». К чему размышлять: достаточно ли стара та бабулька и слишком ли тяжела ее сумка? Просто встаньте да уступите ей место в автобусе или вагоне метропоезда!

Трудно, но возможно развить в детях «рефлекс» свершения добрых дел и поступков! И забудьте про поговорку «Не делай людям добра, не увидишь от них зла». Мне кажется, ее не русский народ придумал, а кто-то коварный со стороны пытается и так и этак внедрить эту мысль в наше сознание. Проявлять заботу и милосердие по отношению к окружающим – вовсе не означает позволять кому-то садиться себе на голову и сидеть там, свесив ножки. Но даже если вам кажется, что вас или вашего ребенка попросту используют, посочувствуйте этим – морально ущербным – людям. И если, даря радость другим, вы радуетесь сами, то – несмотря ни на что – не прекращайте этого делать.

Очень важно чтоб дети понимали и чувствовали: проявление заботы о других людях (или животных) доставляет самому человеку много положительных эмоций, он осознает свою нужность, полезность. И все это имеет гораздо большее значение, чем возможные будущие выгоды от собственного благого поступка.

Просто лишний раз скажите ребенку: «Мне так нравится ухаживать за тобой, дочка! Смотрю, как ты растешь, и радуюсь!» или «Как хорошо, что мы можем помочь тете Вале!». Детям постарше вы можете рассказать такую притчу: «После смерти попал один человек на небо. Пришел он к вратам рая и постучался. Спросили его: «А чем ты заслужил свое пребывание в раю?». «Да я всю жизнь пахал; родителей на своем горбу тащил; детей-внуков поил, кормил, одевал; нищим на паперти червонцы кидал!». А ему в ответ. «А был ли ты счастлив?»... И понял человек, что не был...».

Много выводов можно сделать из этой притчи, но до детей должна быть донесена такая основная мораль: творить добро надо и надо творить добро от чистого сердца, с радостью.

Отдельный разговор о проявлении милосердия детьми школьного возраста, подростками, и особенно мальчиками. Часто мы сталкиваемся либо с полным отсутствием доброго, заботливого отношения ребят к ближним и дальним, либо с тем, что дети проявляют эти качества со стеснением, в скрытой, завуалированной форме. И нередко подростки, особенно мальчики, просто скрывают свои добрые дела и поступки от сверстников, «чтобы не засмеяли излишне «чувствительную натуру».

В детском обществе часто принято считать, что эмоции и чувства – это удел слабаков. Задача взрослых, родителей и учителей, объяснять им обратное. Помочь девушке выйти из автобуса – это проявление галантности и мужской силы, а не уступить старику место в транспорте – значит быть «хилым» и «больным». Не гнушаясь детского «лексикончика», объясните своему «крутому мэну», в чем именно заключается тайный признак «крутизны» и мужественности. А заключается он в том, чтобы «не давить» слабых и маленьких, помогать им и заботиться о них, как это и делают настоящие взрослые мужчины.

 

© 2014-2019 Национальная Родительская Ассоциация Яндекс.Метрика
0.020