X
На главную
Мы в твиттереНРА ВконтактеМы в ФейсбукеМы в ЖЖФорум
Интерактивная карта

Полезное чтение



«Вкусное чтение» или как организовать интерактивное чтение для детей и их родителей

Проблема не читающего поколения в настоящее время приобретает масштабы настоящего государственного бедствия. Если еще несколько лет назад мы были одной из самых читающих наций в мире, то сегодня большинство детей и подростков не проявляют к книге никакого интереса, заменяя чтение просмотром фильмов, просиживанием в социальных сетях и в компьютерных играх. Пройдет совсем немного времени, и человек Читающий превратится в пережиток прошлого.

Проблема отношения к книге и чтению уже несколько раз поднималась на государственном уровне. Так, в 2006 году на федеральном уровне была принята «Национальная программа поддержки и развития чтения». Осенью 2011 г., выступая на съезде Российского книжного союза, Владимир Путин назвал возрождение потребности людей в книге «без преувеличения общенациональной задачей». «Мы долгое время были одной из самых читающих стран мира. Есть опасность, что этот статус мы можем утратить. У нас растет число людей, которые вообще не читают книг. Это очень тревожный факт», – заявил глава государства. – «Интеллектуальный потенциал и культура нации зависят не только от того, сколько мы читаем, но и какие нравственные, духовные ценности, морально-этические ориентиры формируют книги, заставляют ли они думать, размышлять, анализировать».

«Национальная программа поддержки и развития чтения» опирается на результаты проведенных исследований: если в 1991 году 79% жителей нашей страны читали хотя бы одну книгу в год, то в 2005 году эта цифра составила 63%, доля систематически читающей молодежи снизилась с 48% до 28% в аналогичных периодах, а результаты исследования семейного чтения говорят о том, что если в 1970-е годы регулярно читали детям в 80% семей, то сегодня - только в 7%.

Проект центра семейного досуга «Вместе» «Вкусное чтение» направлен на формирование читательской активности у детей посредством возрождения традиций и культуры семейного чтения. Ведь именно семья является тем социальным институтом, который способен подхватить любую достойную инициативу, поддержать ее и ввести в постоянную практику, обеспечив выполнение общегосударственных задач.

Почему семейное чтение практически исчезло как форма проведения семейного досуга? Что послужило причиной дистанцирования семьи от книги?

Во-первых, технологический процесс вытеснил книгу: игры, интернет, социальные сети и телевидение стали основной из причин развития у детей и молодежи так называемого «клипового мышления». Такое мышление самопроизвольно отбрасывает чтение книги как медленный и сложный способ получения информации, эмоций и впечатлений.

Во-вторых, отношение детей и родителей к чтению как к чему-то обязательному, на подсознательном уровне формирует негативное восприятие этого процесса.

В-третьих, у родителей отсутствует мотивация к чтению. Это обусловлено несколькими причинами:

  • родители не осознают значимости чтения ребенку вслух, не понимают, каким образом отсутствие этой семейной практики влияет на формирование читательской активности ребенка, не понимают разницы между чтением «Взрослый - ребенку» и «Самостоятельным чтением ребенка»;
  • родителям не интересен сам процесс чтения вслух ребенку, даже если родители сами активно читают книги. Эта процедура кажется им скучной;
  • родители видят более важные задачи для своего ребенка: успехи в школе, в спорте, посещение различных объединений дополнительного образования, направленных на формирование у детей полезных компетенций;
  • родители не видят быстрых результатов в практике семейного чтения, начинают считать этот способ приобщения ребенка к книге неэффективным;
  • ребенок проявляет негативное отношение к семейному чтению, потому что ему не интересна книга, которую родитель предлагает к чтению, или сам процесс чтения неинтересен, потому что родитель плохо, по мнению ребенка, читает (неэмоционально, не показывает картинки, читает тихо и т.д.).

В-четвертых, в семье могут отсутствовать детские издания, которые могут быть применимы в практике семейного чтения.

В рамках данной практики центр семейного досуга «Вместе» провел несколько подобных мероприятий. Целевая аудитория, на которую были проведены мероприятия - это родители и дети. При этом, каждое мероприятие было ориентировано на детей определенного возраста. Это было обусловлено особенностями развития детей разного возраста: малышам понятно и интересно одно, как в произведениях, так и в играх, а более старшим ребятам должно быть предложено другое, более сложное. Так, был опыт работы с группами:

  • дети в возрасте от 2 до 4 лет;
  • дети в возрасте от 5 до 7 лет;
  • дети в возрасте от 8 до 13 лет.

Теоретические предпосылки, которые лежат в основе данной практики.

Одной из теоретических предпосылок того, что проект «Вкусное чтение» может помочь в решении выявленных проблем, является то, что чтение книги в контексте данной практики преподносится как игра. Существует несколько теорий игровой деятельности ребенка, но все они сходятся в одном - игра, рождаясь иногда спонтанно, подталкивается исключительно внутренним желанием ребенка, стремлением к игровой деятельности, являясь естественной потребностью каждого ребенка. Именно поэтому автор этой практики предположил, что если книгу не просто читать, а сопровождать чтение интересной для ребенка игрой, то само чтение, по своей сути, превратится в эту игру, став ее неотделимым компонентом. Таким образом, у ребенка поменяется отношение к чтению как к чему-то обязательному и вызывающему неприятные эмоции.

Второй предпосылкой стала теория привязанности Гордона Ньюфелда. Привязанность к своим родителям и близким по этой теории является одной из основных потребностей каждого человека. Так, например, стремление быть похожим на родителя, которое относится к этой потребности, позволяет ребенку заинтересоваться чтением книги лишь только потому, что взрослый читает эту книгу. Как говорится, как ни воспитывай детей - они  все равно будут похожи на нас. А стремление к эмоциональной близости ребенка помогает предположить, что ребенок априори будет получать удовлетворение от нахождения рядом со своим родителем, тем более, если внимание родителя будет направлено на своего ребенка.

И, наконец, в практике был использован педагогический опыт взаимодействия автора со своими детьми. Так, например, было замечено, что выразительность и эмоциональность чтения влияет на восприимчивость и внимание ребенка. Кроме этого, чтобы в какой-то момент  собрать растерявшееся во время чтения внимание ребенка, помогают различные интерактивные «штучки» - выключить неожиданно свет, постучать по стене, хлопнуть дверью и т.д. Как правило, такие интерактивные моменты рождались спонтанно, но всегда срабатывали на 100%. Помимо этого оказалось, что для разного возраста детей должна быть разная длительность чтения - 4 летний ребенок устанет гораздо быстрее от слушания книги, нежели 8-летний. Именно поэтому автор каждый вечер читала две разные книги - одну своей маленькой дочке, а вторую - старшему сыну.

Описание сущности, замысла, идеи педагогической практики, отличие опыта от уже существующего, степень новизны.

Суть интерактивного чтения заключается в том, что участники буквально пробуют Слово на вкус, а само чтение очень выразительно, эмоционально окрашено и насыщено интерактивными находками – то есть по-настоящему вкусно.

Во-первых, составные части программы задействуют все каналы восприятия информации: звуковой, визуальный, кинестетический (тактильные ощущения), обонятельный и вкусовой. Таким образом, учитываются и удовлетворяются индивидуальные особенности каждого слушателя. Один лучше воспринимает информацию на слух, другой нуждается в зрительных образах, третьему для лучшего восприятия необходимо касаться предметов, ощупывать их. Задействуя все способы подачи информации, программа предоставляет каждому ребенку необходимую именно ему опору. Чтение всегда сопровождается музыкальными фонограммами, шумовыми эффектами, слайдами или печатными материалами, играми и творческими мастер-классами, связанными с сюжетом читаемого произведения.

Во-вторых, во время мероприятия происходит чередование пассивной и активной деятельности, причем, чем ребенок младше, тем чаще происходит чередование. Это позволяет избежать быстрого утомления и потери внимания.

В-третьих, как мы уже упоминали, само чтение чрезвычайно эмоционально. Ведущий (профессиональный чтец) читает на разные голоса, с различной громкостью и темпом, буквально вживаясь в текст и передавая свои эмоции и эмоции героев читаемого произведения  слушателям.

Кроме этого, интерактивное чтение направлено не только на ребенка, который «погружается» в читаемое произведение, но и на родителя. То есть родитель, наблюдая за поведением своего ребенка, видит какие педагогические и игровые приемы могут быть использованы в семейном чтении, какое воздействие они оказывают на ребенка. Таким образом, находясь по ту сторону «чтения» родитель имеет наглядное представление этой практики, чтобы впоследствии использовать этот опыт в домашнем семейном чтении.

Новизна этой практики состоит как раз в сути этого проекта: то есть в превращении чтения в интересную и увлекательную игру, с обилием интерактивных запоминающихся элементов, а также в присутствии родителя, который обучается посредством наблюдения этой интерактивной технологией.

Описание содержания и основных этапов реализации практики.

Реализация мероприятия была осуществлена в несколько последовательных этапов.

1 этап - определение целевой аудитории.

На основании результатов этого шага будут реализованы и все последующие шаги и этапы. Конечно, целевая аудитория - дети и родители, однако возраст детей может быть самый разный. И для того, чтобы старшим детям было интересно, а малышам понятно, авторы за время реализации проекта сделали вывод, что наиболее удобное деление по возрастам следующее:

  • дети в возрасте от 2 до 4 лет;
  • дети в возрасте от 5 до 7 лет;
  • дети в возрасте от 8 до 13 лет.

Такое деление обеспечивает возможность для каждой группы выбирать свою книгу и свое произведение, подбирать понятный возрасту детей интерактивный компонент, определять длительность чтения и порядок чередования активной и пассивной деятельности.

Для наглядного примера, приведем практику проведения интерактивного чтения для родителей с детьми в возрасте от 2 до 4 лет.

2 этап - определение технических характеристик мероприятия.

Этот шаг также обусловлен возрастом участвующих детей. К техническим характеристикам мероприятия относится:

  • максимальное количество детей;
  • максимальная длительность чтения с интерактивными компонентами;
  • максимальная длительность каждого отрезка чистого чтения;
  • оптимальное соотношение длительности чистого чтения и интерактивных компонентов.

По самым первым мероприятиям эти характеристики определялись исходя из личного педагогического опыта автора проекта, интуиции, опыта уже прошедших мероприятий. Окончательная формализация этой процедуры была произведена через 2 года после начала реализации проекта. Ниже приведены значения технических характеристик в зависимости от возрастной группы детей:

  • дети в возрасте от 2 до 4 лет;
  • дети в возрасте от 5 до 7 лет;
  • дети в возрасте от 8 до 13 лет.

Возраст детей

Максимальное количество детей в группе

Максимальная длительность чтения с интерактивными компонентами, мин

Максимальная длительность каждого отрезка чтения, мин

Оптимальное соотношение длительности чистого чтения и интерактивных компонентов

2 - 4 года

20

30

5

1 : 1

5 - 7 лет

20

40

10

1 : 2

8 - 13 лет

30

60

20

Зависит от произведения

 

3 этап - выбор книги.

Это самый первый шаг в подготовке чтения и, пожалуй, один из самых важных. Необходимо понимать, что книга и произведение - не тождественно равные вещи. Книга - это сочетание нескольких важных аспектов:

  • непосредственно само произведение, его художественная ценность и социальная проблематика, насыщенность содержания интересными и смысловыми событиями, соответствие возрасту ребенка. Здесь значимость приобретает также вариант перевода, если произведение - иностранное;
  • качество переплета и полиграфии, потому что эти элементы также влияют на восприятие книги ребенком. Здесь значение имеет каждая мелочь: материал и фактура обложки, плотность, запах и фактура бумаги, наличие и цветопередача иллюстраций, наличие интерактивных элементов (клапанов, конвертиков, окошечек). Качественно произведенную книгу держать в руках гораздо приятнее и взрослому и ребенку;
  • художественная ценность имеющихся иллюстраций. Дети очень любят во время чтения рассматривать иллюстрации к книге, поэтому воспитание эстетического вкуса у детей требует, чтобы иллюстрации соответствовали художественному стилю произведения.

В качестве примера приведем одно из мероприятий для детей 2-4 лет, на котором была выбрана книга «Зайчик Короткие Уши» китайского автора Да Вэньси издательства «Поляндрия», перевод - Н.Н. Власовой. Данная книга соответствует всем критериям выбора:

  • произведение имеет оптимальную длительность, соотношение монологической и диалогической речи, оно насыщено яркими событиями, главный герой близок детям, а его эмоции понятны и способны вызвать эмпатию. Интересна и сама проблематика произведения - "Я - не такой, как все. Моя внешность отличается от внешности других детей. Хорошо это или плохо?" События и финал истории помогают предвосхитить многие проблемы формирования самосознания ребенка.
  • книга имеет удобный для детей небольшой формат, интересную квадратную форму. Обложка красочная, твердая, приятная на ощупь. Бумага - плотная, не бликующая, с приятным запахом. В книге большое количество полноцветных иллюстраций различного размера, имеются интерактивные странички.
  • иллюстрации выполнены китайским художникм Тан-тан. Стиль их одновременно необычен и близок детям. Герои эстетичны, узнаваемы и при этом выполнены в веселой, легкой манере. Соотношение "текст-картинки" оптимально для раннего возраста.

4 этап - разработка сценария чтения.

За несколько лет работы в этом проекте центром семейного досуга «Вместе» был выработан достаточно четкий алгоритм разработки сценария:

1) Проработка интерактивных компонентов. Как ни странно, этот пункт алгоритма стоит на первом месте, поскольку главной задачей этой практики является приобщение детей к книге через игру. Выбор интерактивных компонентов может быть практически безграничен. Как правило, любое действие и яркие события достаточно легко поддаются интерактивной интерпретации. То есть, сначала разработчик сценария читает произведение и определяет действия и события, которые хотелось бы обыграть в произведении, а потом придумывает к ним различные интерактивы. Например, в интерактивном чтении «Зайчик Короткие Уши» были предусмотрены следующие интерактивные элементы:

 

Фрагмент текста, действие или событие

Привнесенный интерактивный компонент

Зайка ежедневно заставлял себя съедать целые горы морковки и капусты

Дети собирают по помещению разложенные бутафорские морковки и капусту

Зайчик пробует удлинить уши, подвесив их на бельевую веревку за прищепки

Дети развешивают платочки на бельевую веревку с прищепками

Он нашел самое высокое дерево, нарисовал на нем шкалу и стал каждый день отмечать, как растут его ушки

Дети измеряют свой рост с помощью ростометра и игрушечных заячьих ушей

Зайцы убегают от орла

Дети убегают и прячутся от орла в «домик»

Основными принципами подбора интерактивного компонента являются:

  • понятность и посильность для выбранного возраста детей;
  • возможность использования безопасного и антивандального игрового реквизита;
  • возможность участия всех детей одновременно;
  • соответствие смыслу текстового фрагмента;
  • соответствие характеру текстового фрагмента (активный или спокойный, громкий или тихий и т.д.);
  • наличие логического и понятного завершения.

2) Разработка экспликации произведения.

 

Элемент экспликации

Краткое содержание части

Содержание экспликации на примере книга «Зайчик Короткие Уши»

Разработка структуры произведения

Определение завязки, развития действия, кульминации и развязки в тексте

Завязка - осознание зайчиком, что у него не растут ушки;

Развитие действия - попытки зайчика повлиять на рост ушек;

Кульминация - орел хватает зайчика;

Развязка - короткие ушки спасают зайчика от орла.

Социальная проблематика произведения

Зачем автор написал произведение

Я - не такой, как все. Моя внешность отличается от внешности других детей. Хорошо это или плохо?

Какие эмоции и мысли призвано родить произведение

Что хотим получить от ребенка при чтении

Относиться к людям, у которых есть особенности, по-доброму.

Этот шаг предназначен для осмысления произведения, для определения главных событий и фрагментов текста. Правильное прохождение этого шага подготовки сценария позволит выделить текстовые фрагменты, на которые чтецу необходимо будет сделать наибольший эмоциональный упор, а также определить характер этих эмоций. В завершении подготовки экспликации произведения рекомендуется прочитать произведение вслух, чтобы проверить правильность составления экспликации.

3) Подбор музыкального и шумового сопровождения. Музыкальное и шумовое сопровождение должно хорошо вписываться в сюжет и соответствовать настроению героев текста, создавать атмосферу произведения. Стоит придерживаться «золотой середины», т.к. слишком большое количество звуковых эффектов мешает восприятию, а их недостаток порой не позволяет детям прочувствовать текст и получить эмоцию. Также необходимо помнить, что треки должны создавать единую гармонию - быть в единой стилистике, работать как одно целое для погружения участников в читаемое произведение. Интересной находкой может стать использование живых звуков: стука в дверь, звука льющейся воды не в записи, крика, смеха, живой музыки, звука колокольчика и т.д.

4) Подбор визуальной опоры. Визуальная опора - это дополнительный способ воздействовать на визуальный канал восприятия информации ребенком. В качестве визуальной опоры можно использовать:

  • иллюстрации из соответствующей книги (книг);
  • фотографии и рисунки, связанные с сюжетом произведения;
  • видеоролики, фильмы, мультфильмы или их отрывки, связанные с сюжетом произведения;
  • декорации, костюмы, реквизит, «появившийся» из сюжета книги в соответствующий момент.

5) Выбор мастер-класса. Мастер-класс - это элемент прикладного творчества, который является последним интерактивным элементом и предназначен для закрепления читаемого произведения в памяти детей. Кроме этого, поделка, которую дети смогут унести домой, позволит детям использовать ее в свободной игровой деятельности, не раз обращаясь к сюжету книги. Мастер-класс также должен соответствовать определенным критериям:

  • понятность и посильность для выбранного возраста детей;
  • возможность использования простых и недорогих материалов;
  • возможность участия всех детей одновременно;
  • соответствие смыслу или сюжету произведения;
  • получение готового изделия, которое ребенок сможет донести до дома;

Как правило, в младшей возрастной группе родители помогают детям в мастер-классе. Это обусловлено особенностями умений и навыков маленьких детей.

6) Подбор или разработка игры на включение в чтение. Цель этой игры - настроить ребенка на чтение, собрать его внимание и создать необходимую атмосферу. Можно использовать типовые игры, а можно разработать индивидуально под программу. Требования к игре аналогичны требованиям к интерактивным компонентам.

Среди игр могут быть следующие типовые варианты игр:

  • игра в мяч. Ведущий кидает мягкий мяч попеременно каждому ребенку. Ребенок, поймавший мяч, называет свое имя и кидает мяч следующему. После того, как все имена названы, дети кидают мяч друг другу, называя имя того, кому они его кидают. Данная игра может быть использована для детей в возрасте 5 - 7 лет и 8 - 13 лет;
  • кнопка фантазии. Ведущий рассаживает детей на подушки и рассказывает им, что у каждого из нас есть волшебная кнопка, нажав которую, можно включить фантазию. Только кнопку эту нужно найти – у кого-то она за ушком, у кого-то под мышкой и т.д. Ведущий «ищет» кнопку у желающего и нажимает ее. Данная игра может быть использована для детей в возрасте 5 - 7 лет и 8 - 13 лет;
  • рисуем фантазиями. Ведущий предлагает детям закрыть глаза и представить то, о чем он рассказывает. По ходу рассказа ведущий помогает фантазии действиями и задает детям вопросы. Например: «Перед нами – большой зеленый луг. Светит солнышко, дует легкий ветерок (ведущий дует на детей). Посреди луга стоит дом. (Какой он? Маленький или большой?) Мы подходим к дому и вдруг слышим стук (ведущий стучит). Дверь открывается и оттуда появляется… (Кто?)». Данная игра может быть использована для детей в возрасте 2-4 года, 5 - 7 лет и 8 - 13 лет;
  • найди и покажи. Для этой игры берутся книги-искалки (виммельбухи). Ведущий раскрывает какой-либо разворот и предлагает детям найти какой-либо предмет как можно быстрее. Данная игра может быть использована для детей в возрасте 2-4 года, 5 - 7 лет и 8 - 13 лет.

7) Заполнение сценарной формы. Все блоки программы ведущий сводит воедино, используя сценарную форму. Она и станет сценарием мероприятия. Пример заполнения сценарной формы приведен ниже.

 

Книга

Зайчик Короткие Уши

Игра на включение

Книга - искалка «Найди и покажи. Лес»

Фрагмент текста

Шумовое оформление

Заглушить (плавно, резко)

Визуальная основа

Интерактивный компонент после фрагмента

Трек 1

плавно

книжные иллюстрации к фрагменту

-

Трек 2

плавно

-

Дети собирают по помещению разложенные бутафорские морковки и капусту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание мастер-класса

Дети получают картонные заготовки в виде зайчиков, разукрашивают им ушки пластилином и украшают ушки пуговицами

 

5 этап - репетиция интерактивного чтения.

Интерактивное чтение обязательно должно быть отрепетировано. Цель репетиции - отработка каждой части программы с учетом игрового реквизита. Поскольку ведущий читает не по сценарию, а по книге, он должен наизусть помнить, в какие моменты ему ожидать включения музыки, а когда начинать интерактив.

В мероприятии также участвует помощник ведущего - он включает музыку, подает реквизит, помогает в интерактивных частях. Этот сотрудник работает по сценарной форме, ему репетиция не требуется.

6 этап - интерактивное чтение.

Само интерактивное чтение проходит в соответствии с разработанным сценарием. Непосредственно после игры на включение детей в чтение ведущий показывает детям книгу, которую он собирается читать. Кроме этого, каждому ребенку дается возможность подержать эту книгу до чтения, погладить обложку. Такое действие настраивает ребенка на бережное отношение не только к книге, как к предмету, но и как к произведению литературного творчества.

Нужно сказать, что желательно отойти от стандартного размещения детей во время мероприятия, чтобы само мероприятие не ассоциировалось у детей со школой или детским садом. Возможны различные варианты размещения:

  • сидя по кругу на стульях или креслах;
  • сидя на полу на пуфах или подушках;
  • лежа на пледах или ковриках.

Типовая структура интерактивного чтения состоит из нескольких частей, выстроенных логически в строгой последовательности:

  1. Игра на включение в чтение. Длительность от 5 до 10 минут;
  2. Интерактивное чтение. Длительность зависит от произведения и возрастной группы детей;
  3. Мастер-класс по окончании чтения. Длительность от 10 до 20 минут в зависимости от возрастной группы. Чем меньше возраст участников, тем меньше длительность мастер-класса.

7 этап - чаепитие и обсуждение.

Важным этапом в реализации практики является обсуждение мероприятия с родителями. Обсуждение ведется непринужденно за чаепитием. Во время того, как дети пьют чай, родители могут задать ведущему любые вопросы касаемо прошедшего мероприятия, обсудить друг с другом собственные находки в семейном чтении, попробовать найти ответы на такие вопросы как:

  • как подобрать книгу ребенку?
  • как научиться читать выразительно?
  • что делать, если ребенок портит книгу?
  • как самому провести интерактивное чтение?
  • как подобрать интерактивы к книге?
  • и т.д.

Достаточно часто родители задают вопросы более широкого спектра, выходящие за пределы интерактивного чтения, но относящиеся к книжной теме. Здесь уже возможность предоставления ответов зависит от квалификации ведущего, его опыта и компетенций именно в этих вопросах.

В случаях, если мероприятие проходит без участия родителей (а такое может происходить в детских дошкольных учреждениях или в школах), то работа с родителями может вестись на отдельном мероприятии. В данном случае положительным опытом наблюдения может быть видеозапись с мероприятия. У родителей появляется практически такие же возможности, что и у тех взрослых, кто на мероприятии присутствует. И в таком случае также появляется предметность обсуждения темы детского и семейного чтения с родителями.

8 этап - рефлективный этап.

Существует несколько целей этого этапа.

Во-первых, необходимо оценить качество проведения самого мероприятия. Методом оценки в данном случае выступает простое анкетирование родителей, в котором они проставляют свою субъективную оценку от 0 до 10, а также указывают, что понравилось, а что хотелось бы изменить. Как правило, опытный ведущий интуитивно чувствует, когда мероприятие проведено на «ура», а когда «не очень» и это всегда находит подтверждение в результатах анкетирования родителей.

В центре семейного досуга «Вместе» помимо анкетирования родителей ведущий производит анализ мероприятия, а в качестве помогающего материала использует видеозапись материала. Таким образом, помимо оценки, ведущий прорабатывает отдельные моменты мероприятие на будущее, оттачивая свое мастерство.

Во-вторых, важной целью является оценка результатов влияния мероприятия на детей и на родителей. Результативность присутствия родителей на мероприятии можно оценить как минимум по количеству и тематике вопросов, задаваемых после интерактивного чтения, максимум, по отзывам родителей о применении опыта интерактивного чтения в семейной практике. Результативность присутствия детей на мероприятии зависит не только от самого мероприятия, но и от того, насколько родители начинают использовать эту практику дома.

Описание условий, в которых реализован, использован опыт практики.

Практика и описываемая технология интерактивного чтения может быть использована в следующих условиях.

Организационные. Наличие помещения, в котором будет проведено интерактивное чтение. В зависимости от формы расположения детей, могут потребоваться: стулья, пледы, коврики, подушки, пуфы, кресла. Также по периметру располагаются стулья или скамейки для присутствующих родителей. Для чаепития необходим стол. В центре семейного досуга «Вместе» используется низенький стол, за которым сидят на напольных подушках. Наиболее удачное время проведения мероприятия для малышей - утро, для старших детей - вечер.

Кадровые. Для проведения мероприятия требуются сотрудники, способные выполнить ряд трудовых функций.

Разработчик сценария. Это человек должен обладать хорошими знаниями в сфере детской книжной литературы, быть знаком с разными издательствами, отслеживать книжные новинки. Также он должен уметь составлять экспликацию произведения, уметь определять главную идею произведения. Обладание хорошим литературным вкусом повышает квалификацию такого сотрудника.

Ведущий мероприятия. Этот сотрудник должен обладать навыками работы с детьми, знанием основ детской психологии и педагогики, хорошей речью, богатым словарным запасом, хорошо поставленным голосом. Также он должен знать процесс подготовки сценария мероприятия, его принципы, методы и приемы.

Помощник ведущего мероприятия. Это сотрудник не обязательно должен обладать какими-либо выдающимися компетенциями. Достаточным является исполнительность.

Материально-технические.

Дл подготовки и реализации проекта требуется:

  • компьютер или ноутбук с принтером, на котором будет разрабатываться сценарий;
  • сама книга, которая будет выбрана в качестве читаемого материала;
  • программа по работе со звуковыми файлами (на практике требуется на каждом мероприятии);
  • 2 активные колонки по 40 ватт каждая для звукового сопровождения мероприятия;
  • игровой реквизит. Если говорить про книгу «Зайчик Короткие Ушки», то для ее реализации требовался следующий реквизит: ростомер в виде дерева, веревка длиной 3 метра, прищепки и платочки - 20 штук, тазик, вырезанные из картона морковка и капуста, в общем количество 40 штук, реквизит для мастер класса - заготовки в форме зайчика - 20 штук, пластилин и пуговицы в количестве 40 штук), бутафорские заячьи уши в количестве 20 штук), книга-искалка «Найди и покажи. Лес» в количестве 3 штук. Естественно, для каждой программы составляется свой список реквизита;
  • скатерть, чашки, ложечки, угощение и чай для чаепития.

Методические. Для подготовки мероприятия необходима только книга, в том числе желательно в электронном виде, чтобы фрагменты текста легко было вставить в сценарную форму.

Для проведения мероприятия требуется заполненная сценарная форма, а также спецификация к мероприятию. В спецификации указывается наименование и количество материалов, реквизита, декораций и костюмов, а также их расположение и кто и в какой момент их подает.

Также требуется видеокамера со штативом для записи мероприятия, а также экран или большой монитор для просмотра видеозаписи родителями и ведущим.

Описание ожидаемого (полученного) результата, средств контроля полученного результата и критериев его оценки.

Ожидаемым результатом родительского обучения будет:

  • введение практики семейного чтения дома;
  • повышение интереса родителей к детским книгам;
  • понимание родителями значимости чтения в формате «Взрослый читает ребенку»;
  • овладение навыками интерактивного чтения детям;
  • знакомство с критериями выбора книг и произведений для детей.

Оценку этих результатов возможно провести двумя разными способами:

  1. анкетированием родителей через две недели после мероприятия;
  2. оценкой активности родителей непосредственно после интерактивного чтения.

Ожидаемым результатом мероприятия для детей может быть:

  • проявление желания ребенка сходить на мероприятие еще раз;
  • самостоятельная игра ребенка по сюжету или теме читаемой книги;
  • просьба ребенка, чтобы родитель ему почитал;
  • желание ребенка трогать, листать, рассматривать книги;
  • самостоятельное чтение ребенка;
  • появление любимой книги;
  • желание пойти в книжный магазин или библиотеку;
  • и т.д.

Оценка этих результатов определяется исходя из повторных посещений данных мероприятий, активности детей во время мероприятий, а также посредством анкетирования родителей через две недели после мероприятия.

Оценка возможностей применения предлагаемого опыта в массовой педагогической практике.

За время существования проекта было проведено более 60 интерактивный чтений, в том числе, в дошкольных образовательных учреждениях - 11 мероприятий. Все 11 мероприятий в дошкольных образовательных учреждениях были проведены в 2016 году в рамках реализации субсидии (гранта) из федерального бюджета ГАУ ДПО Ярославской области «Институт развития образования», реализующему пилотный проект по приоритетным направлениям мероприятия 3.1. «Обновление содержания и технологий дополнительного образования и воспитания детей» по теме «Региональная сетевая инновационная площадка по обновлению содержания и технологий дополнительного образования детей на основе принципов неформального и информального образования».

Если говорить о практике проведения данной практики в дошкольных образовательных учреждениях, то можно выделить следующее:

  • воспитатели и заведующие этих учреждений очень осторожно относятся к проведению каких-либо мероприятий на своей территории. Так, из 45 детских садов, которым было сделано предложение о проведении интерактивного чтения, согласились на организацию лишь 11;
  • некоторые воспитатели категорически против чтения детям произведений иностранных авторов, считая, что развивать и воспитывать детей нужно исключительно на отечественной литературе;
  • помимо этого,  отдельные сотрудники этих учреждений высказывали свое мнение о недопустимости чтения детям произведений с заявленной социальной проблематикой. Например, книга «Зайчик Короткие Ушки» и поднимаемая ею идея об уважении тех, кто на нас не похож, не нашла отклик у этих специалистов. Специалистами было озвучено, что не нужно акцентировать внимание детей на проблеме их внешности: «У них и так проблемы с внешностью, а еще и вы со своей этой книгой».

На основании вышеизложенного можно дать определенные рекомендации при реализации данной практики:

  • необходимо найти понимание у сотрудников дошкольных образовательных учреждений. Возможно, для этого потребуется более сильная аргументация в виде представленных теоретических предпосылок;
  • необходима пропаганда семейного чтения не только в детско-родительской среде, но и в учреждениях образования.

Считаем, что данная практика и представленная в ней технология интерактивного чтения может быть применена в любой образовательной организации, в любом учреждении культуры (в том числе в библиотеках), а также в семье.

© 2014-2019 Национальная Родительская Ассоциация Яндекс.Метрика
0.020