X
На главную
Мы в твиттереНРА ВконтактеМы в ФейсбукеМы в ЖЖФорум
Интерактивная карта

Полезное чтение



Зачем исследовать историю семьи?

В преддверии церемонии награждения победителей VI Всероссийского конкурса школьных генеалогических исследований «Моя родословная» - «Страна сильна семьями», реализуемого в рамках Всероссийского проекта «Патриотика: контент +», обратимся к истокам вопроса.

Всероссийский конкурс школьных генеалогических исследований «Моя родос­ловная» проводится с 2014 года в целях содействия духовно-нравственному развитию семьи через составление своей родословной. Задачи конкурса:

  • развитие мотивации обучающихся к формированию ответственного отношения к преемственности поколений;
  • сохранение и развитие семейных и родословных традиций у граждан России;
  • изучение причастности истории семьи и рода к истории России, малой Родины, бережного отношения к достижениям предков;
  • воспитание патриотизма и национального самосознания граждан России на основе причастности истории семьи к истории Российского государства.

Родительское просвещение является одним из наиболее востребованных и активно развивающихся направлений в современном образовании. Это обусловлено как особенностями восприятия информации, способов передачи опыта воспитания в современных условиях, так и требованиями стратегических государственных документов к повышению роли семьи в воспитании и образовании детей. «Родительству стоит учиться!» - это утверждение с каждым днём поддерживает всё больше наших современников. Развиваются различные формы, программы и центры родительского просвещения. Однако, их развитие имеет ряд очевидных «перекосов». Одним из них является недостаточный уровень развития вопросов методики подготовки и написания, посвящённых истории семьи и рода.

Генеалогические исследования – наиболее трудоёмкий вид семейного творчества, требующий внимания, трудозатрат, скрупулёзного и бережного отношения к домашним архивам, широкого исторического кругозора и связей с родственниками.

Сегодня есть несколько сложных моментов, которые не способствуют полноценному развитию исследований истории семьи.

Во-первых, подавляющее большинство имеющихся профессиональных генеалогических исследований посвящено изучению истории конкретных династий и родов, а не разработке рекомендаций для развития «народной генеалогии».

Во-вторых, среди проектов и программ родительского просвещения тема истории семьи представлена незначительно. Актуально проведение анализа имеющихся в открытом доступе справочных, информационно-методических материалов, научно-популярных материалов по истории семьи и рода, адресованных широкой аудитории. Важно включение элементов генеалогии и других вспомогательных исторических дисциплин в учебно-воспитательный процесс.

В-третьих, ещё сильны в памяти народа те попытки сделать нас «Иванами, непомнящими родства», когда при советской власти было стыдно, а зачастую и опасно вспоминать своих предков.

Несмотря на это, актуальность исследований прошлого семьи для воспитания ребёнка, формирования в нём патриотических чувств, любви к малой и большой Родине, семейным ценностям очевидна. Академик Д. С. Лихачёв писал: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре». Фундаментальной основой такой любви является знание истории своей семьи.

Воспитание детей на примерах предков даёт человеку возможность осознать и прочувствовать свою идентичность как гражданина, человека и профессионала. Это понимают и поддерживают в своих традициях абсолютно все народы России.

Интерес общества к изучению прошлого своей семьи растёт год от года. Так, исследование общественного мнения родителей, проведённое в 2017 году Национальной родительской ассоциацией среди 1200 респондентов из 35 регионов России, показало, что интерес к методике написания истории своей семьи занимает второе место после психологических знаний в иерархии тематических потребностей родителей (38 % опрошенных). В опросе 2019 года такую потребность отметили уже 46% родителей.

Другим примером растущего интереса является статистика участников Всероссийского конкурса школьных генеалогических исследований «Моя родословная». В 2014 году в конкурсе приняли участие 285 участников из 36 реги­онов, в 2015 году–334 участника из 49 регионов, в 2016 году– 599 участников из 56 регионов, в 2017 году - 748 участников из 58 регионов, в 2018 году – 786 участников из 62 регионов, в 2019 году – 1007 участников из 68 регионов.

Скоро из печати появится сборник «Моя родословная» за 2018 год. Это будет уже четвёртый ежегодный сборник, выпущенный Национальной родительской ассоциацией. В сборник по традиции будут включены лучшие работы, получившие высокую оценку экспертного сообщества.


Для справки:

Всероссийский проект «Патриотика: контент +» реализуется Общероссийской общественной организацией «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» при поддержке Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи» (Роспатриотцентр) и в сотрудничестве с АНО «Агентство социальных технологий и коммуникаций» (АНО АСТИК).

Мероприятия проекта проводятся в рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы». Проект является победителем конкурса на предоставление субсидий из федерального бюджета.

#Роспатриот #Росмолодежь

 

© 2014-2019 Национальная Родительская Ассоциация Яндекс.Метрика
0.020