X
На главную
Мы в твиттереНРА ВконтактеМы в ФейсбукеМы в ЖЖФорум
Интерактивная карта

Полезное чтение



Журнал «Психология для жизни», Выпуск № 2 (8), 2006 г.

Часто ли мы обращаемся к детям за помощью? Просим ли. например, убрать посуду со стола, покормить кошку, подержать тяжелую сумку, отнести больной бабушке чай с вареньем - Я говорю сейчас не о трудовом воспитании детей и не об организации посильной помощи взрослым. Речь идет о другом... Умеет ли ваш ребенок заботиться о других людях? Знакомо ли ему такое чувство, как сострадание? Может ли он сочувствовать и сопереживать другому даже не знакомому ему человеку, может ли быть милосердным?

Научить маленького человечка творить добро, проявлять лучшие душевные качества - благородная задача. Но как это сделать?

Некоторые думают, что дети дошкольники не способны к ярким эмоциональным переживаниям, и потому не воспитывают эмоциональность в детях, а ждут, когда к 7-8 годам она сама собой появится. Напрасно! Если уже с пеленок убеждать малыша в его исключительной значимости для родителей и говорить ему о том что каждый человек неповторим и важен для жизни и общества, то ребенок вырастет внимательным к окружающим.

Итак, вывод первый: начинайте воспитывать свое дитя с рождения! Заботьтесь о ребенке. хольте и лелейте, выражайте свою любовь словами и поступками! Ведь человек, не испытавший заботы о себе в детстве, не проявит ее по отношение к другим, став взрослым.

 

Екатерина Ильина Подагог-психолог

Вы боитесь переусердствовать? Переживаете, что не дай бог вырастите эгоиста?

Не волнуйтесь: любовью испортить невозможно! К тому же вы любите не только свое чадо, но и мужа (жену), родителей, дорожите друзьями, ухаживаете за домашними питомцами. Очень важно, чтобы ребенок это все видел. Когда на его глазах родители суетятся возле заболевшей сестренки помогают, старушке-соседке спуститься по ступеням, подкармливают бездомных кошек, он начинает... правильно! подражать взрослым.

Вывод второй: будьте положительным примером для своих детей! Рассказывайте много и часто о добрых поступках других людей. Но если вашему малышу недоступны пока множественные проявления заботы и внимания. лучше не сравнивайте его с приятелями: -Во! Петенька какой

 молодец! Несет сумку, мамин помощник. Вечно тебя не допросишься...-. - Возможно, в следующий раз он и возьмет у вас пакет с картошкой, но сделает это неохотно. без особого желания полночь, а просто чтобы: а) получить похвалу, б) не выслушивать опять вашу критику, или в) казаться таким, как «тот Петенька-.

Неискренняя забота и забота с целью получения выгоды. что монет быть хуже? - -Я тебе помогу вымыть посуду, а ты мне дашь конфетку». - слышали такое от детей? А от взрослых: - Придется поухаживать за теткой Аней. может она нам после квартирку то отпишет.... Обидно и больно смотреть, как «от всей души- и -от чистого сердца» превращаются в -ты - мне. я - тебе».

Мы всегда говорим своим детям: -Подумай головой! Соображай, что ты делаешь!-. Но есть ситуации, когда включать разум, задумываться наверное, не стой?. К чему размышлять: достаточно ли стара та бабулька и слишком ли тяжела ее сумка? Просто встаньте да уступите ей место в автобусе или вагоне метро!

Трудно, но возможно развить в детях рефлекс свершения добрых дел и поступков! И забудьте про поговорку «Не делай людям добра не увидишь от них зла -. Мне кажется ее не русский народ придумал, а кто-то коварный со стороны пытается и так и этак внедрить эту мысль в наше сознание. Проявлять заботу и милосердие по отношению к окружающим - вовсе не означает позволять кому то садиться себе на голову и сидеть том. свесив ножки Но даже если вам кажется, что вас или вашего ребенка попросту используют, посочувствуйте этим - морально ущербным - людям. И если, даря радость другим, вы радуетесь сами, то - не смотря ни на что - не прекращайте этого делать.

Очень важно чтоб дети понимали и чувствовали: проявление заботы о других людях (или животных) доставляет самому человеку много положительных эмоций, он осознает свою нужность, полезность. И все это имеет гораздо боль шее значение, чем возможные будущие выгоды от собственного благого поступка.

 

СсмьЯ. Домашнее задание

Просто лишний раз скажите ребенку: - Мне так нравится ухаживать за тобой, дочка! Смотрю, как ты растешь, и радуюсь!- или  Как хорошо, что мы можем помочь тете Воля!-. Детям постарше вы можете рассказать такую притчу: -После смерти попал один человек на небо. Пришел он к вратам рая и постучался. Спросили его; -А чем ты заслужил свое пребывание а раю?-. -Да я всю жизнь пахал; родителей на своем горбу тащил; детей-внуков поил, кормил, одевал; нищим на паперти червонцы кидал!-. А ему в ответ. -А был ли ты счастлив?»... И понял человек, что не был...-.

Много выводов можно сделать из этой притчи, но до детей должна быть донесена такая основная мораль: творить добро надо и надо творить добро от чистого сердца, с радостью.

Отдельный разговор о проявлении милосердия детьми школьного возраста, подростками и особенно мальчиками. Час то мы сталкиваемся либо с полным отсутствием доброго, заботливого отношения ребят к ближним и дальним, либо с тем. что дети проявляют эти качества со стеснением, в скрытой, завуалированной форме. И нередко подростки, особенно мальчики. просто скрывают свои добрые дела и поступки от сверстников, «чтобы не засмеяли излишне чувствительную натуру».

В детском обществе часто принято считать. что эмоции и чувства - это удел слабаков. Задача взрослых, родителей и учителей. объяснять им обратное. - только слабые никчемные люди отворачиваются от товарища, попавшего в беду. Помочь девушке выйти из автобуса - это проявление галантности и мужской силы, а не уступить старику место в транспорте - значит быть «хилым и больным. Не гнушаясь детского лексикончика, объясните своему -крутому мэну в чем именно заключаемся тайный признак крутизны и мужественности. А заключается он в том, чтобы не давить слабых и маленьких, помогать им и заботиться о них, как это и делают настоящие взрослые мужчины.

Остается сожалеть, что в наше время, кроме зарубежного Гарри Поттера нет книжных идеалов для детей. Про Тимура с его командой и Робина Гуда современные ребятишки ничего не знают (наверное. к сожалению). А мне кажется, что давно пришло время создать нашего, российского героя.

Скачать статью

© 2014-2019 Национальная Родительская Ассоциация Яндекс.Метрика
0.020