X
На главную
Мы в твиттереНРА ВконтактеМы в ФейсбукеМы в ЖЖФорум
Интерактивная карта

Полезные советы



Педагогические условия развития воспитательного потенциала семьи средствами информационного пространства учреждений дополнительного образования детей

Авторы:

Венера Викторовна Коробкова, кандидат педагогических наук, доцент Пермского государственного педагогического университета

Любовь Анатольевна Метлякова, аспирант кафедры социальной педагогики Пермского государственного педагогического университета

В современных психолого-педагогических исследованиях значительное внимание уделено отдельным аспектами развития воспитательных возможностей семьи и воспитательного потенциала семьи в целом. На переоценку воспитательного потенциала семьи в настоящее время значительное влияние оказывает переустройство общественной жизни, ориентированное на повышение социальной активности, самостоятельности и ответственности семьи, успешное ее функционирование как полноправного субъекта собственной жизнедеятельности. В нашей работе, рассматривая сущность воспитательного потенциала семьи с точки зрения синергетического, аксиологического, системного и компетентностного подходов, нами сделана попытка дать авторское понимание содержания и структуры изучаемого феномена. При этом наибольшую ценность для нас имеет позиция М. М. Прокопьевой, рассматривающей семью как саморазвивающуюся систему и определяющей воспитательный потенциал семьи через социально-педагогическую самоорганизацию как деятельность по развитию способности системы семейного воспитания к непрерывному самообновлению посредством преодоления противоречий своего развития усилиями самих членов семьи и ближайшего окружения.

Таким образом, воспитательный потенциал семьи в нашем исследовании представлен совокупностью реальных и потенциальных возможностей социально-педагогической самоорганизации семьи, позволяющих целенаправленно удовлетворять потребности членов семьи в личностном саморазвитии и самореализации.

Опираясь на методологические основания нашей работы и на современные психолого-педагогические исследования, актуализирующие проблему развития воспитательного потенциала современной семьи, нами выделено четыре основных структурных компонента воспитательного потенциала семьи:

1) аксиологический (представлен соблюдением и выполнением членами семьи духовно-нравственных норм и принципов поведения, ценностным отношением родителей к семье, ценностным отношением детей к семье);

2) компетентностный (представлен педагогической компетентностью родителей и социальной компетентностью детей в быту и семейной жизни);

3) эмоционально-коммуникативный (представлен характером внутрисемейных отношений и стилем семейного воспитания);

 4) операционально-деятельностный (представлен уровнем социально-педагогической самоорганизации семьи в быту, в трудовой, игровой, учебно-познавательной, культурно-досуговой деятельности, в общении с социумом).

 

Важно подчеркнуть, что данная структуризация компонентов воспитательного потенциала семьи весьма условна, но, на наш взгляд, она дает возможность теоретически осмыслить данный феномен с точки зрения возможностей развития педагогическими средствами в современной образовательной практике. При этом под развитием воспитательного потенциала семьи мы понимаем усиление, укрепление, качественное изменение социально-педагогической самоорганизации семьи, происходящий в процессе актуализации внутренних резервов семьи (мотивация, знания, опыт, отношение, деятельность, рефлексия и т. п.) и при взаимодействии с внешней социокультурной средой (учреждениями системы образования, культуры, социальной защиты населения, средствами массовой информации и т. п.), происходящее как целенаправленно, так и стихийно.

Концептуальный анализ рассматриваемого феномена дает основание считать, что воспитательный потенциал семьи представляет интегральное образование, требующее обоснования условий, форм и средств его развития в образовательных учреждениях, активно взаимодействующих с семьей. Результаты проведенного нами констатирующего эксперимента, специфика деятельности учреждений дополнительного образования детей (УДОД) как особой социально-педагогической среды способствует эффективному взаимодействию с семьей в контексте рассматриваемой проблемы. В русле задач нашего исследования изучены возможности информационного пространства УДОД как одного из эффективных средств развития воспитательного потенциала семьи.

Под информационным пространством УДОД мы понимаем открытую образовательную систему объединяющую информационные и образовательные ресурсы учреждения, обеспечивающую информационное взаимодействие субъектов (родителей, педагогов, детей) в процессе их образования и самообразования; развитие способности родителей и детей оценивать полезную и значимую информацию, отбирать ее и целенаправленно использовать в контексте семейного воспитания, удовлетворяя личностную потребность в саморазвитии и самореализации.

С целью научно-методического обеспечения процесса развития воспитательного потенциала современной семьи в условиях информационного пространства УДОД возникает необходимость обоснования комплекса педагогических условий эффективности исследуемого процесса. Так, в процессе теоретического анализа и проведения опытно-экспериментальной работы на базе учреждений дополнительного образования, нами выявлены следующие условия:

1) проектирование и организация информационной поддержки родительской компетентности в условиях информационного пространства УДОД с целью развития воспитательного потенциала семьи. Методологическим основанием для выделения данного условия является компетентностный подход к проблеме развития воспитательного потенциала семьи, предполагающий развитие педагогической компетентности родителей как основополагающее условие для эффективной реализации семейного воспитания. Под родительской компетентностью мы понимаем готовность и способность родителей на основе знаний, умений, навыков и опыта в области воспитания ребенка целенаправленно создавать эмоционально-комфортную, развивающую общность с ребенком, обеспечивающую ему субъектную позицию собственной жизнедеятельности. Информационная поддержка родительской компетентности в условиях УДОД предполагает развитие мотивации родителей к позитивным изменениям воспитательного потенциала собственной семьи через активное включение в информационное пространство учреждения. В связи с этим важным является четкое определение совокупности информационных ресурсов, входящих в структуру информационного пространства УДОД и имеющих позитивный потенциал для развития компонентов воспитательного потенциала семьи. Так, для поддержки родительской компетентности нами спроектированы и внедрены в систему работы УДОД следующие информационные ресурсы:

- образовательная web-страничка для родителей "Успешный родитель = Успешная семья" на сайте учреждения;

- информационный стенд "Подсказка для родителей";

- печатное издание для родителей "Родительский вестник";

- серия буклетов "Успешным родителям на заметку";

- медиатека видероликов по семейному воспитанию "Информационный банк педагогических ситуаций", электронных материалов для обсуждения с родителями;

 

2) формирование ценностного отношения детей к семье средствами информационных ресурсов УДОД с целью развития воспитательного потенциала семьи. Обоснованием данного педагогического условия является рассмотрение проблемы развития воспитательного потенциала семьи с точки зрения аксиологического и системного подходов. Анализ литературы показал, что повышение уровня воспитательного потенциала семьи происходит за счет формирования педагогической культуры родителей. Но с точки зрения системного подхода, где дети являются активными субъектами семейной педагогической системы, мы считаем, что на развитие воспитательного потенциала семьи можно влиять, работая с детьми по формированию у них ценностного отношения к семье. Важной задачей внедрения данного условия является актуализация индивидуальной значимости семейных традиций, ответственного отношения детей к родителям, осознание института семьи как ценности и, как результат, повышение мотивации у детей к позитивным изменениям компонентов воспитательного потенциала. Так, в процессе опытно-экспериментальной работы реализация выделенного условия осуществлялась нами через информационные ресурсы:

- образовательную web-страничку для детей "Успешные дети" на сайте учреждения;

- печатное издание "Семейный дворовый вестник", разрабатываемое детьми;

- стенд "Наши семейные достижения";

- медиатеку видероликов, электронных материалов для обсуждения с детьми;

 

3) обеспечение процесса развития воспитательного потенциала семьи в УДОД специалистами, владеющими технологиями информационной поддержки при взаимодействии с семьей. Важной задачей реализации выделенного условия является повышение компетентности педагогов УДОД по проблеме развития воспитательного потенциала семьи и создание методического обеспечения организации информационного пространства учреждения как средства развития воспитательного потенциала семьи. С точки зрения компетентностного подхода, профессиональную компетентность педагогов УДОД в использовании информационно-педагогических средств в контексте семейного воспитания мы рассматриваем как интегративную профессионально-личностную характеристику, проявляющуюся в готовности и способности на основе знаний, умений, навыков и опыта целенаправленно использовать информационные ресурсы в информационно-образовательном пространстве учреждения, творчески его проектируя и обеспечивая информационное взаимодействие субъектов (родителей, педагогов, детей) с целью создания условий для самообразования родителей по вопросам семейного воспитания и саморазвития детей.

 

В качестве основных компетенций для обеспечения процесса развития воспитательного потенциала семьи определены:

- информационно-коммуникативные (информирование и профессиональное консультирование родителей по конкретным проблемам семейного воспитания через публикации в печатном издании учреждения; создание собственной веб-странички и организация сетевого консультирования родителей на сайте учреждения; поиск информации в сети Интернет, на ТВ, в федеральной и региональной прессе и ее критическое осмысление и систематизация для использования в информационном пространстве УДОД и т. п.);

- проектно-управленческие (создание и продвижение проектов развития воспитательного потенциала семьи через информационную среду учреждения).

 

Реализация третьего условия осуществлялась нами в процессе обучения специалистов в рамках спецкурса "Проектирование информационного пространства в учреждениях дополнительного образования детей в процессе взаимодействия с семьей".

Как показал анализ опытно-экспериментальной работы, выделенные условия успешно внедрены в систему деятельности УДОД, что позволило специалистам интенсифицировать процесс информационного взаимодействия с семьей по развитию воспитательного потенциала. При этом информационное пространство учреждения выступает в качестве эффективного средства взаимодействия с семьей с позиции развития ее воспитательного потенциала. Целенаправленное использование информационных ресурсов (печатное издание, сайт, видеотехнологии и т. п.) и содержательное наполнение информационного пространства учреждения способствуют развитию субъектности и активности семьи на основе со-информирования, соучастия в процессе информационного взаимодействия со специалистами учреждения, ориентируя детей и родителей на их саморазвитие и самореализацию.

Таким образом, учитывая востребованность информационных ресурсов в развитии воспитательного потенциала семьи, в современных условиях возникает необходимость в научном обосновании модели информационного пространства как средства развития воспитательного потенциала семьи и технологии ее реализации в рамках учреждения дополнительного образования детей.

© 2014-2019 Национальная Родительская Ассоциация Яндекс.Метрика
0.020