X
На главную
Мы в твиттереНРА ВконтактеМы в ФейсбукеМы в ЖЖФорум
Интерактивная карта

Ноябрь



Этнокультурное образовательное пространство Магаданской области: опыт и перспективы преподавания родных языков

Каранова Виктория Владимировна, проректор по научно-методической работе МОГАУ ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации педагогических кадров», канд. психол. наук, доцент, ответственный секретарь Магаданского отделения Национальной родительской ассоциации.

Гусев Алексей Владимирович, кандидат исторических наук, ответственный секретарь Координационного совета Национальной родительской ассоциации, член Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации.

В 2020 году в рамках проекта Минпросвещения России «Проведение серии мероприятий «Языки народов России в системе общего образования Российской Федерации» общероссийская общественная организация «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» провела 18 семинаров-совещаний в Дальневосточном, Сибирском и Уральском федеральных округах. Первый семинар-совещание состоялся 8 сентября 2020 года в г. Магадане.

В Магаданской области проводится этно-ориентированная политика, направленная на укрепление роли образования как созидательного культурного механизма.В 2016 г. принят Закон Магаданской области "О родных языках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Магаданской области". Закон направлен на создание условий для сохранения, равноправного и самобытного развития родных языков коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Магаданской области.

Остро стоит проблема подготовки и повышения квалификации педагогов, способных не только преподавать язык, но и быть «проводниками» культуры коренных малочисленных народов Севера на протяжении всего периода обучения ребенка в образовательной организации. В единственном вузе региона, Северо-Восточном государственном университете, с 2009 года не осуществляется приём абитуриентов по направлению подготовки «Учитель родного языка и литературы».

Организована работа постоянно действующего научно-методического семинара «Сохранение и популяризация культурного наследия коренных народов и этнических групп Севера в учреждениях образования Магаданской области», посвященный Всемирному дню родного языка. Регулярно действует педагогическая мастерская «Фольклор коренных малочисленных народов Севера как одно из средств воспитания духовной личности в условиях поликультурной среды в образовательных учреждениях Магаданской области».

Особый интерес вызывают презентации актуального опыта педагогов, активно использующих фольклор коренных малочисленных народов Севера в образовательном процессе. Проходят мастер-классы педагогов по работе с кожей и мехом, по хореографии коренных народов Севера, по проведению игр северных народов. В рамках педагогической мастерской проводится выставка-ярмарка декоративно-прикладного искусства коренных народов Севера, на которой представлены искусно сделанные всевозможные изделия из бисера, национальные разнообразные куклы, выполненные воспитанниками образовательных учреждений Магаданской области.

Самобытность педагогической мастерской придают выступления студенческого ансамбля Центра народов Севера Северо-Восточного государственного университета «ЯрарТор», в их исполнении звучит горловое пение, а также идёт показ национальных танцев коренных малочисленных народов Севера.

Организовано конкурсное движение «Лучший преподаватель родного языка» с целью популяризации этнокультурной составляющей содержания образования.

В национальном Северо-Эвенском городском округе действует региональная инновационная площадка «Сохранение и популяризация культуры коренных народов Севера». Воспитанники образовательных организаций принимают участие в творческом детском конкурсе «Волшебные сказки детства», проводимом Географическим обществом ДВФО. Рассказанные ими сказки на корякском и эвенском языках помещаются в иллюстрированный сборник, издаваемый на языках малочисленных народов России.

Одним из приоритетных направлений нашей деятельности является учебно-методическое обеспечение этнокультурной составляющей содержания образования. Уже изданы учебные пособия и программы по эвенскому языку, учебники по литературе народов Северо-Востока России, по истории родного края, биологии. Для детей дошкольного возраста издана рабочая тетрадь с региональным содержанием «Здесь начало земли, здесь России начало…». Осуществлен выпуск мультимедийного пособия «Народно-декоративное искусство Северо-Востока России».

Недавно изжана «Северная азбука» это книга в стихах, предназначенная для детей и родителей, учителей, воспитателей детских садов и их воспитанников. Предисловие к «Северной азбуке» написал известный писатель Андрей Усачев: «…в этой книжке есть все: и лирическое настроение, и юмор, и игра, и полезные сведения, и замечательные иллюстрации и даже наклейки. И что немаловажно, в ней есть настоящая любовь к родному краю, к северной природе». Помимо игровой составляющей, органично использован и научный подход, включив сюда краткую энциклопедию. К азбуке также прилагаются наклейки с изображениями животных и растений. Содержание настолько органично, что даже твердому знаку авторы нашли соответствие – крепкий мороз; мягкому знаку – мягкую почти бесплотную пушицу; жимолости посвящен акростих… Идея в том, чтобы в азбуке присутствовали именно северные компоненты, переданные через рисунки и стихи о животных, птицах и растениях, обитающих на территории Магаданской области.

В ближайших планах разработка электронных образовательных ресурсов по литературе, истории родного края, культуре коренных малочисленных народов Севера для их использования в образовательном процессе.

Таким образом, в Магаданской области накоплен опыт по изучению родных языков, литературы и культуры в условиях единого образовательного пространства; формированию гражданской, региональной и этнокультурной идентичности личности в непрерывном этнокультурном образовании. Важнейшим направлением работы в перспективе должно стать системное проведение межрегиональных мониторинговых исследований состояния системы этнокультурного образования для анализа выявленных проблем и определения приоритетов развития системы общего и дополнительного образования. Хорошим подспорьем для регионов может стать постоянно действующая федеральная методическая площадка «Региональные практики управления этнокультурным образованием» для обсуждения научно-практических механизмов повышения качества этнокультурного образования в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов образования.

 

© 2014-2021 Национальная Родительская Ассоциация Яндекс.Метрика
0.020