X
На главную
Мы в твиттереНРА ВконтактеМы в ФейсбукеМы в ЖЖФорум
Интерактивная карта

Ноябрь



О ключевых моментах государственной языковой политики преподавания русского языка на территории Свердловской области

Одна из задач проекта Минпросвещения России и общероссийской общественной организация «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» «Проведение серии мероприятий «Языки народов России в системе общего образования Российской Федерации» - выявление лучших практик с целью их поддержки и тиражирования. В 2020 году состоялось 18 семинаров-совещаний в Дальневосточном, Сибирском и Уральском федеральных округах. Предлагаем вашему вниманию статью о системе работы в сфере языковой политики в образовании в крупнейшем регионе Урала, Свердловской области.

Развитие условий для полноценного функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации, как родного языка является важным направлением государственной языковой политики и одним из условий обеспечения максимальной социальной интеграции.

Принятые в Российской Федерации Законы «О языках народов Российской Федерации», «О государственном языке Российской Федерации» являются правовой основой нашей деятельности по обеспечению государственных гарантий поддержки и защиты государственного языка в различных сферах жизни общества, содействию и сохранению самобытности, богатства и чистоты русского языка как нашего общего культурного достояния.

В 2016 году утверждена Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, в которой закреплено важнейшее положение о том, что «Русский язык как государственный язык Российской Федерации является стержнем, вокруг которого формируется российская идентичность, гражданское, культурное, образовательное пространство страны, а также фактором личной свободы гражданина, обеспечивающим возможность его самореализации в условиях многонационального и поликультурного государства».

Системная работа в Свердловской области основана на стратегических и правовых основаниях государственной языковой политики. В регионе третий год успешно реализуется План мероприятий по реализации Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации. В соответствии с ним ведется совместная работа органов управления образованием, руководителями и коллективами образовательных организаций и общественных профессиональных объединений педагогов. Система мероприятий включает работу по развитию содержания общего образования через взаимодействие с созданным областным методическим объединением учителей - филологов, научно-методическое сопровождение деятельности педагогов, мониторинг качества освоения учебных предметов «Русский язык» и «Литература». Педагогами обновляются образовательные программы и программы школьного и регионального этапов Всероссийской Олимпиады школьников в соответствии с актуальными требованиями. Для популяризации русского языка и литературы в рамках проекта «Р.О.С.Т. (Развитие. Образование. Социализация. Творчество.) обновляется содержание общеразвивающих общеобразовательных программ с включением в них дополнительных модулей и блоков.

В системе ежегодных мероприятий  успешно реализуется областной проект «ЧИТАЙмер», включающий  региональный этап Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика», областной конкурс детского литературного творчества «Вдохновение»,  областной конкурс художественного чтения для начальной школы «Читалочка» и другие мероприятия.

В реализации Плана мероприятий по реализации Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации участвуют все образовательные организации системы образования области. – школы,  организации дополнительного образования, ГАНОУ СО «Дворец молодёжи», Институт развития образования,  педагогические колледжи и вузы. В реализацию мероприятий вовлечены родители детей, социальные партнеры.

Одной из ключевых установок  системы работы в регионе является содействие созданию условий для развития и полноценного функционирования естественной русской языковой среды во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе, сфере досуга. В Свердловской области третий год успешно функционирует комплексная Программа поддержки и развития чтения в Свердловской области на 2018–2021 годы. Программа реализуется с использованием механизмов государственно-общественного характера деятельности, межведомственного взаимодействия, партнерского взаимодействия. Мероприятия программы реализуют совместно учреждения сферы культуры (библиотеки, центры) и учреждения образования. Событийность мероприятий позволяет объединить усилия и участие всех партнеров - читателей, образовательных организаций, педагогов-библиотекарей, педагогов дополнительного образования, учителей – словесников и даже специалистов комплексных центров социального обслуживания, библиотек и общественных организаций.

Важной идеей работы в Свердловской области является опора на обучающий и воспитательный потенциал русской языковой среды. Известно, что система образования обладает мощнейшим ресурсом для реализации векторов государственной языковой политики в развитии условий изучения русского языка, языковой среды, гражданственности и патриотизма граждан. В регионе уделяется внимание управлению процессами развития комплекса условий для изучения русского языка, в том числе,  развитию кадрового потенциала по вопросам изучения русского языка.

В Свердловской области 3443 учителей русского языка и литературы, 4 самостоятельные кафедры русского языка и русской литературы в системе вузовского образования. Ежегодно порядка двух тысяч педагогов повышают свою квалификацию в Институте развития образования Свердловской области. В 2020 году Свердловская область является стажировочной площадкой реализации мероприятия «Развитие кадрового потенциала педагогов по вопросам изучения русского языка»  подпрограммы 3 «Педагогические кадры XXI века» государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования и реализации молодежной политики Свердловской области до 2025 года», реализуемых при поддержке субсидии из федерального бюджета в рамках мероприятия,  направленного на развитие кадрового потенциала педагогов по вопросам изучения русского языка в образовательных организациях Российской Федерации, а также по вопросам использования русского языка как государственного языка Российской Федерации. В 2020 году в рамках мероприятий организовано обучение более 10 тысяч педагогов Российской Федерации по программам повышения квалификации. В числе совершенствуемых  компетенций учителей-филологов, педагогов системы дошкольного образования, учителей начальных классов и учителей различных учебных предметов – компетенции обучения русскому языку и родным языкам Российской Федерации в рамках реализуемых ими образовательных программ в соответствии  с требованиями ФГОС, направлениями государственной языковой политики, направленных на достижение современного качества образования.

Работу по развитию кадрового потенциала по вопросам изучения русского языка мы выстраиваем как комплексную, максимально интегрируя непосредственное повышение квалификации в систему сопровождения, в которой важны адресность, последовательность и согласованность, использование современных средств профессиональной коммуникации и цифровизации. С этой целью организована поддержка деятельности педагогов сетевой методической службы на портале Педсовет66.ру.

 

© 2014-2021 Национальная Родительская Ассоциация Яндекс.Метрика
0.020