X
На главную
Мы в твиттереНРА ВконтактеМы в ФейсбукеМы в ЖЖФорум
Интерактивная карта

Январь



Чему учить родителей?

Публикуем итоги опроса, проведенного НРА в 2019 году, по оценке потребностей родителей в информационной и консультационной поддержке по вопросам формирования и развития родительских компетенций.

Важнейшим аспектом современной жизни становится родительское просвещение. Появляется множество самых разнообразных курсов, тренингов, он-лайн консультаций и сайтов, которые имеют своей целью помочь в становлении и развитии родительских компетенций.

С целью всестороннего определения реальных потребностей в приобретении «родительских» знаний, ожидания от их тематического наполнения и приоритетах по формам просвещения родителей проводилось анкетирование.

Были разработаны две анкеты, адресованные представителям родительского сообщества, а также педагогическим работникам. В каждой из анкет были предложены ответы на вопросы, которые позволяли оценить актуальность, востребованность, особенности состояния родительского просвещения, перспектив его развития, а также запрос родителей по тематикам, связанным с формированием и развитием родительских компетенций. В анкетах содержались рекомендации для респондентов по их заполнению, с описанием целей и задач проводимого опроса, примеры заполнения анкеты с разными типами вопросов.

Для родителей предлагалась анкета с 16 вопросами - «Мониторинг общественного мнения на участие родителей в программах родительского просвещения. Родительству стоит учиться?».

Выборка составляла 3101 родитель по 68 регионам Российской Федерации. Были исследованы результаты анкетирования и подготовлен анализ информационного запроса родителей по тематикам, связанным с формированием и развитием родительских компетенций.

Первые 4 вопроса анкеты составляли вопросы, касающиеся пола, возраста, семейного положения и количества детей.

Среди респондентов 94,2% составляли женщины, 5,8% мужчины. Были анкетированы родители различных возрастов от «до 20 лет» (0,16%) и до «старше 56 лет» (2,74%). Основная масса респондентов находилась в возрастном промежутке «от 31-40 лет» (51,50%), на втором месте «от 41-55 лет» (34,92%) и на третьем «от 21 -30 лет» (10,67%).

Большая часть (80,46%) родителей состояли в браке, в разделе «холост/ не замужем» поставили галочки 9,90 % родителей, примерно столько же (9,64%) составили разведенные пары.

По количеству детей респонденты распределились следующим образом: 48,66% - двое детей, 23,8% - один ребенок, 21,93% - трое детей, 5,61% - четверо и более детей.

Далее следовал ряд вопросов, касающихся знаний респондентов в области воспитания детей.

На вопрос № 5 «Оцените уровень своих знаний в сфере воспитания детей» большинство (65,43%) поставили себе оценку «хорошо», 21,19% - «удовлетворительно», 12,77% - «отлично» и 0,61% родителей решили, что они плохо разбираются в вопросах воспитания детей и поставили оценку «неудовлетворительно».

Большинство родителей (80,33%) согласились с утверждением вопроса № 6, что «родительству нужно целенаправленно учиться, как и другим жизненно важным знаниям», остальные 19,67% выбрали другое утверждение – «специального получения знаний по родительству не нужно».

На вопрос № 7 о необходимости повышения уровня своих знаний и компетенций в сфере воспитания детей респонденты должны были ответить, используя пятибальную шкалу оценки, где 1 = «совсем не ощущаю» (3,71%), а 5= «ощущаю значительно» (21,67%). Большая часть респондентов (35,47%) оценила свою потребность в знаниях на 3 балла, 4 балла поставили 29,76% респондентов и 2 балла - 9,38% респондентов.

Вопросом № 8 анкеты был исследован опыт повышения своей родительской компетентности родителями. Ответы были получены от 3098 респондентов и распределились следующим образом:

  • читаю время от времени отдельные книги и статьи - 59,26%;
  • постоянно изучаю специальные материалы для родителей - 16,24%;
  • посещаю специально организованные мероприятия, в том числе и он-лайн  - 4,65%;
  • нет, пока не доводилось - 19,85%.

Вопрос № 9 анкеты состоял из 12 подпунктов от «а» до «м» и был посвящен исследованию значимости для респондентов тематик курсов, которые оценивалась по пятибальной шкале, где 1 = «совсем не интересно», 5 = «очень интересно».

Таблица 3.

Результаты исследования значимости для респондентов тематик курсов

Тематика

Кол-во респон-дентов

5

баллов

4

балла

3

балла

2

балла

1

балл

%

А. семейный бюджет и финансовая грамотность

3051

35,20

27,93

24,16

7,34

5,38

Б. методика написания истории семьи/рода

3042

32,91

25,02

26,73

9,63

5,72

В. психология детско-родительских отношений

3060

56,01

25,75

14,31

2,45

1,47

Г. психология супружеских отношений

3032

40,67

27,08

21,27

5,51

5,47

Д. основы педагогики

3039

32,44

28,13

26,72

7,14

5,56

Е. основы семейного права

3037

33,68

28,91

25,32

7,11

4,97

Ж. культура семейных традиций и их история

3043

36,97

28,69

23,07

6,87

4,40

З. возрастная физиология детей

3036

46,97

28,82

17,49

4,45

2,27

И. участие родителей в управлении школой

3041

26,24

26,34

31,63

9,93

5,85

К. профессиональная ориентация ребёнка

3047

56,8

25,99

12,90

2,66

1,64

Л. информационная безопасность семьи

3036

46,64

28,62

18,45

3,49

2,80

М. правила оказания первой помощи ребёнку

3051

65,06

19,63

11,50

2,16

1,64

Как видно из таблицы большая часть респондентов понимают, что учиться надо (70%) и оценивают тематики курсов на «5» баллов. Всего 4% родителей считаю перечисленные тематики неинтересными, 26% родителей оценили тематики на «3 и 2» балла.

Результаты анкетирования по вопросу № 10 показали, что большинство респондентов (69,01%) готовы уделить 1-2 часа в неделю для повышения своих знаний в области воспитания детей, 19,38% смогут учиться по 3-6 часов в неделю, практически одинаковые показатели у тех, кто не готов уделять время для учебы (5,64%) и кто готов учиться более 6 часов в неделю (5,97%).

Вопрос № 11 предлагал выбрать наиболее подходящие 3 ответа из предложенных способов совершенствования себя как родителя. Наиболее популярным способом самосовершенствования (46,18%) оказалось чтение материала из Интернета. 35,67% родителей предпочитают в воспитании детей исходить только из собственного жизненного опыта. Чтением специальных научных и/или научно-популярных произведений воспользуются 34,96% родителей, 31,98% - готовы посещать специальные курсы/тренинги, 25,07% - готовы к очно-заочной форме (установочные лекции, консультации, он-лайн обучение). Не смогли оценить способ совершенствования себя как родителя 8,26%. Всего 39 человек (1,26%) остановились на ответе – «мне это вообще не нужно».

Таким образом, более 90% родителей готовы учиться и совершенствовать свои родительские компетенции.

Ответы на вопрос № 12 о наиболее оптимальных форматах получения знаний по родительству разделились примерно на 4 равные группы: сайты - (25,99%), специализированные пособия (книги, журналы) – (25,67%), видеоуроки (онлайн-школа) – (22,67%), а также оффлайн школы (центры) родительского просвещения (17,32%) и подписка в мессенджерах (8,77%).

На вопрос № 13 о готовности платить за повышение своих родительских компетенций 72,78% родителей ответили – «нет», а 27,22% готовы обучаться за счет собственных средств, при этом сумма платы за курс (законченный тематический блок) повышения своих родительских компетенций (вопрос № 14) должна составлять от 1000 до 5000 руб. (27,18%). Не готовы вообще платить 68,3% родителей. Остальные ответы разделились следующим образом: до 500 руб. – 0,13%, 500 руб. - 0,45%, до 1000 руб. – 1,13%, от 5000-10000 руб. – 1,03%, от 10000-15000 руб. – 0,42%.

Вопрос № 15 предлагал родителям выбрать одно из четырех предложенных утверждений, касающихся повышения родительских компетенций. Большинство респондентов (64,82%) считают, что «Родительству стоит учиться, как и другим профессиональным и человеческим знаниям». В то же время примерно пятая часть опрошенных (21,90%) наоборот придерживаются мнения, что «Специальных целенаправленных курсов для родителей не нужно, в основе всего должен быть только жизненный опыт». С предложением, что «Обязательным условием подачи заявления в ЗАГС о регистрации брака должно быть свидетельство о том, что будущие супруги прошли курсы по подготовке к родительству» согласились 7,61% родителей. При этом 5,68% имеют противоположное мнение и считают, что «Формирование «ответственного родительства» - форма вмешательства государства во внутренние дела семьи».

Дали оценку значению просвещения родителей в социальной жизни (не более 3 вариантов ответа) 3101 респондент. Большее число голосов набрали два варианта: «Это способ вовлечь родителей в процессы образования и воспитания детей» - 58,05%, «Это способ профилактики семейного неблагополучия, повышения психологического комфорта в семьях» - 55,34%. Примерно в два раза меньше голосов получили утверждения: «Это эффективный и надёжный способ решения многих проблем общества и государства» - 28,51%, «Это возможность поддержать и помочь тем родителям, которые и так что-то знают и умеют» - 26,41%. Остальные 10,51% не смоги дать оценку значению просвещения родителей в социальной жизни.

Таким образом, анкетирование показало, что родители заинтересованы в повышении своих родительских компетенций, готовы тратить на обучение 1-2 часа в неделю, однако большее их количество хотят обучаться бесплатно. Все предложенные темы для обучения не только были ими поддержаны, но и предложены новые темы. Это говорит о том, что проблем у родителей с воспитанием детей и своим личностным ростом в качестве «родителя-педагога» гораздо больше, чем предполагалось.

На это необходимо обратить особое внимание т.к. основная масса исследуемых семей представляет собой полную семью с двумя и более детьми, а значит, опыт воспитания у родителей уже есть. Они оценили свои знания в воспитании детей на оценку «хорошо», но тем не менее, 80,33% респондентов считают, что «родительству нужно целенаправленно учиться, как и другим жизненно важным знаниям».

Анализ актуальных проблем информационно-просветительской работы с родителями обучающихся в Российской Федерации невозможно провести без учета мнения педагогических работников об участии родителей в программах родительского просвещения. Их опрос был проведён путём рассылки по адресам электронной почты образовательных организаций анкеты, а также путём размещения анкеты на сайте Национальной Родительской Ассоциации для заполнения.

Для педагогических работников предлагалась анкета с 18 вопросами - «Мониторинг мнения педагогических работников об участии родителей в программах родительского просвещения «Родительству стоит учиться?».

Цель данного опроса заключалась в определении реальных потребностей в приобретении «родительских» знаний, ожидания от тематического наполнения и приоритетах по формам просвещения родителей по мнению педагогического сообщества. Выборка составила 650 педагогических работников из 68 регионов Российской Федерации. Были исследованы результаты анкетирования и подготовлен анализ мнения педагогических работников об участии родителей в программах родительского просвещения.

Первые шесть вопросов анкеты были направлены на создание представления о самих респондентах - их возрасте, месте проживания, должности, стаже педагогической деятельности, занимаемой должности, семейном статусе и количестве детей.

Возраст более половины педагогических работников, принявших участие в опросе (52,6%), составлял от 41 до 55 лет. 29,1% респондентов имели возраст от 31 до 40 лет, 8,7% - старше 55 лет. Самую малочисленную группу респондентов (8,7%) составляли молодые педагогические работники в возрасте от 21 до 30 лет.

Наибольшее количество респондентов (38,7%), принявших участие в опросе, составили педагогические работники из города Севастополь, 14,6% из Республики Саха (Якутия), 5,8% из Чеченской Республики, 4,4% из Кемеровской области и т.д.

Большая часть (77,6%) педагогических работников состояли в браке, 11,7% поставили галочку в разделе «холост/ не замужем», 10,7% - разведены.

По количеству детей респонденты распределились следующим образом: 46,7% - двое детей, 37% - один ребенок, 10,9% - трое детей, 5,4% - четверо и более детей.

В опросе принимали участие педагоги-предметники (29,1%), преподаватели начальных классов (13,6%), директоры школ (9,5%), заместители директоров школ (8,5%), педагоги-психологи (8%), классные руководители (7%), заведующие (6%) и воспитатели (4,5%) дошкольной образовательной организации, руководители (3%) и педагоги (2,5%) организации дополнительного образования, социальные педагоги (3%), старшие воспитатели, методисты, педагоги-библиотекари и другие педагогические работники (5,3%).

Стаж педагогической деятельности третьей части респондентов (37,8%) составлял более 20 лет. Остальные 4 градации стажа работы набрали примерно одинаковое количество респондентов:

  • до 5 лет – 17,3%;
  • от 5-10 лет – 16,8%;
  • от 10 до 15 лет – 14,3%;
  • от 15 до 20 лет – 13,8%.

Таким образом, основная часть опрошенных педагогических работников была в возрасте старше 40 лет, состояла в браке, имела двух детей и стаж педагогической деятельности более 20 лет. Это говорит о том, что данная выборка респондентов позволила получить достаточно квалифицированные ответы на следующие непростые вопросы анкеты.

Педагогическим работникам надо было оценить уровень родительских компетенций родителей их учеников (вопрос № 7). А для этого необходимо было знать хорошо родителей, общаться с ними, понимать их семейные проблемы, а главное уметь найти подход к ним с целью оказания психолого-педагогической помощи. Именно здесь нужен не только профессиональный опыт преподавателя, но и его жизненный опыт.

Основная часть респондентов (57,1%) оценили уровень родительских компетенций на оценку «удовлетворительно» и «не удовлетворительно» (6,1%). 33,7% педагогических работников поставили оценку «хорошо». Отметку «отлично» получили всего 3,1% родителей.

Также как и при опросе родителей, большинство педагогических работников (90,8%) согласились с утверждением вопроса № 8, что «родительству нужно целенаправленно учиться, как и другим жизненно важным знаниям», 9,2% преподавателей выбрали другое утверждение – «специального получения знаний по родительству не нужно». Это может говорить о том, что в классах этих респондентов нет проблем ни с поведением, ни с обучением школьников или преподаватель занимается только образовательной деятельностью и не интересуются домашними делами учащихся.

На вопрос № 9 «Я ощущаю необходимость повышать уровень знаний и родительских компетенций своих учеников» педагогические работники должны были ответить, используя пятибальную шкалу оценки, где 1 = «совсем не ощущаю», а 5= «ощущаю значительно». Примерно одинаковое количество респондентов поставили отметки «5 баллов» (30,1%), «4 балла » (31,6%), «3балла» (26,5%). Остальная часть респондентов (11,8%) поставили 2 и 1 балл. Этот результат соответствует ответу на предыдущий вопрос анкеты и может говорить о том, что в данных образовательных учреждениях наблюдается разрыв связи между родителями и школой, что они плохо взаимодействуют друг с другом в вопросах, которые связаны с воспитанием детей.

Ответы педагогических работников на вопрос № 10 подтверждают сказанное выше, т.к. 63,3% респондентов на вопрос «У Вас есть опыт организации педагогического просвещения родителей?» ответили: «Иногда на родительских собраниях делюсь знаниями по отдельным тематикам и проблемным ситуациям». 11,2% респондентов не доводилось просвещать родителей.

Четвертая часть (25,5%) опрошенных педагогических работников создали у себя в школе систему просвещения родителей: родительские собрания, совместные мероприятия, рассылка в мессенджерах.

Таким образом, системная методическая работа по вопросам развития семейного воспитания и родительского просвещения в большинстве случаев не прослеживается.

Вопрос № 11 анкеты был посвящен исследованию значимости для респондентов тематик курсов, которые оценивалась по пятибальной шкале, где 1 = «совсем не важно», 5 = «очень важно».

Все 12 предложенных тематик были поддержаны педагогическим сообществом респондентов. По степени важности: «5 = «очень важно» они идут в следующем порядке: психология детско-родительских отношений, возрастная физиология детей, правила оказания первой помощи ребёнку, информационная безопасность семьи, психология супружеских отношений, профессиональная ориентация ребёнка, культура семейных традиций и их история, основы семейного права, семейный бюджет и финансовая грамотность, основы педагогики, участие родителей в управлении школой, методика написания истории семьи/рода.

Соответственно степень важности тематик «совсем не важно» респонденты определили в противоположном порядке. Количество остальных ответов о важности тематик имеют примерно одинаковое значение.

Результаты анкетирования по вопросу № 12 показали, что большинство педагогических работников (47,7%) готовы уделить 1-2 часа в месяц для организации родительского просвещения, 20,4% респондентов - 1- 2 часа в неделю (потребность родителей в обучении с данной частотой составляет 60%). По 3-6 часов в месяц готовы уделить родительскому просвещению 19,4% респондентов, совсем не готовы – 8,7%, остальные дали свои ответы: «много отчетов и бумаг», «по мере необходимости», «регулярно на каждом родительском собрании, «предлагаю разработать квалифицированные лекции (советы, рекомендации) для родителей с 1 по 11 класс и разослать по школам РФ в помощь классным руководителями», «для мотивированных родителей 1-2-часа в неделю» и т.д.

На вопрос № 13 об определении способа совершенствования себя как организатора родительского просвещения (можно было выбрать 3 ответа) мнение педагогических работников разделилось следующим образом:

  • мне это вообще не интересно – 3,1%;
  • только исходя из жизненного опыта – 21,9%;
  •  чтением материала из Интернета – 24%;
  • чтением специальных научных и/или научно-популярных произведений – 41,3%;
  • готов(а) посещать специальные курсы/тренинги – 47,4%;
  • готов(а) к очно-заочной форме (установочные лекции, консультации, он-лайн обучение) – 51,5%;
  • затрудняюсь ответить – 9,7%.

Большинство педагогов готовы обучаться технологиям родительского просвещения, при этом уделяя родительскому просвещению всего 1-2 часа в месяц, подразумевая, видимо, проведение родительских собраний.

Оптимальными форматами родительского просвещения (вопрос № 14) респонденты считают: оффлайн школы (центры) родительского просвещения (35,2%) и родительские собрания (36,7%). Наиболее прогрессивные педагогические работники (28,1%), умеющие использовать IT-технологии, предпочитают видеоуроки (онлайн школа) и рассылку в мессенджерах (программы, которые можно устанавливать как на телефон, так и на компьютер для обмена текстовыми сообщениями в онлайне, а также для звонков и видео звонков).

На вопрос № 15 о готовности родителей платить за повышение своих родительских компетенций 91,8% респондентов ответили – «нет» (также ответили на аналогичный вопрос 72,78% родителей ), 8,2% готовы обучаться за счет собственных средств (родители - 27,22%).

По мнению педагогических работников ( вопрос № 16) 79,6% родителей не готовы вообще платить за свое обучение. Здесь мнения родителей и педагогов практически совпали (родители – 68,3%). Сумма платы за курс (законченный тематический блок) повышения своих родительских компетенций должна составлять от 1000 до 5000 руб. считают большинство педагогических работников - 15,3% (родители - 27,18%), от 5000-10000 руб. – 3,1%. (родители 1,03%), остальные ответы по другим градациям стоимости обучения составили менее 1%.

Вопрос № 17 предлагал родителям выбрать одно из четырех предложенных утверждений, касающихся повышения родительских компетенций. 77,6% респондентов (родители 64,82%) считают, что «Родительству стоит учиться, как и другим профессиональным и человеческим знаниям». Всего 9,2% респондентов (родители - 21,90%) считают, что «Специальных целенаправленных курсов для родителей не нужно, в основе всего должен быть только жизненный опыт». С предложениями:

«Обязательным условием подачи заявления в ЗАГС о регистрации брака должно быть свидетельство о том, что будущие супруги прошли курсы по подготовке к родительству»;

«Формирование «ответственного родительства» - форма вмешательства государства во внутренние дела семьи»;

согласились примерно одинаковое количество респондентов.

Педагогические работники на вопрос № 18 дали оценку значению просвещения родителей в социальной жизни (не более 3 вариантов ответа). Большее число голосов набрали два варианта: «Это способ вовлечь родителей в процессы образования и воспитания детей» - 70,4%, «Это способ профилактики семейного неблагополучия, повышения психологического комфорта в семьях» - 74,5%. На втором месте (48%) вариант ответа - «Это эффективный и надёжный способ решения многих проблем общества и государства», далее с 31,6% - «Это возможность поддержать и помочь тем родителям, которые и так что-то знают и умеют» - 26,41%. Родительское просвещение считают неэффективным разбазариванием ресурсов вместо решения конкретных социальных проблем 7,1% педагогических работников. Остальные 4,6% не смоги дать оценку значению просвещения родителей в социальной жизни.

Таким образом, анкетирование показало, что педагогические работники, также как и родители, заинтересованы в повышении родительских компетенций. Однако согласно исследованию, проведенному с 2013 по 2016 год в режиме межрегионального мониторинга эффективности школьного образования Центром экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС, требования к педагогическим работникам и качеству их профессиональной деятельности ежегодно усиливаются, поэтому работать в школе стало труднее, считают 80,9% опрошенных учителей.

Поэтому из ответов прослеживается, что педагогические работники с большой осторожностью относятся к новым направлениям в работе, которые могут еще более усложнить непростую работу учителя.

 

© 2014-2020 Национальная Родительская Ассоциация Яндекс.Метрика
0.020