Всероссийский конкурс школьных генеалогических исследований «Моя родословная» проводится с 2014 года в целях содействия духовно-нравственному развитию семьи через составление своей родословной. Задачи конкурса:
- развитие мотивации обучающихся к формированию ответственного отношения к преемственности поколений;
- сохранение и развитие семейных и родословных традиций у граждан России;
- изучение причастности истории семьи и рода к истории России, малой Родины, бережного отношения к достижениям предков;
- воспитание патриотизма и национального самосознания граждан России на основе причастности истории семьи к истории Российского государства.
Родительское просвещение является одним из наиболее востребованных и активно развивающихся направлений в современном образовании. Это обусловлено как особенностями восприятия информации, способов передачи опыта воспитания в современных условиях, так и требованиями стратегических государственных документов к повышению роли семьи в воспитании и образовании детей. «Родительству стоит учиться!» – это утверждение с каждым днём поддерживает всё больше наших современников. Развиваются различные формы, программы и центры родительского просвещения. Однако, их развитие имеет ряд очевидных «перекосов». Одним из них является недостаточный уровень развития вопросов методики подготовки и написания, посвящённых истории семьи и рода.
Генеалогические исследования – наиболее трудоёмкий вид семейного творчества, требующий внимания, трудозатрат, скрупулёзного и бережного отношения к домашним архивам, широкого исторического кругозора и связей с родственниками.
Сегодня есть несколько сложных моментов, которые не способствуют полноценному развитию исследований истории семьи.
Во-первых, подавляющее большинство имеющихся профессиональных генеалогических исследований посвящено изучению истории конкретных династий и родов, а не разработке рекомендаций для развития «народной генеалогии».
Во-вторых, среди проектов и программ родительского просвещения тема истории семьи представлена незначительно. Актуально проведение анализа имеющихся в открытом доступе справочных, информационно-методических материалов, научно-популярных материалов по истории семьи и рода, адресованных широкой аудитории. Важно включение элементов генеалогии и других вспомогательных исторических дисциплин в учебно-воспитательный процесс.
В-третьих, ещё сильны в памяти народа те попытки сделать нас «Иванами, непомнящими родства», когда при советской власти было стыдно, а зачастую и опасно вспоминать своих предков.
Несмотря на это, актуальность исследований прошлого семьи для воспитания ребёнка, формирования в нём патриотических чувств, любви к малой и большой Родине, семейным ценностям очевидна. Академик Д. С. Лихачёв писал: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре». Фундаментальной основой такой любви является знание истории своей семьи.
Воспитание детей на примерах предков даёт человеку возможность осознать и прочувствовать свою идентичность как гражданина, человека и профессионала. Это понимают и поддерживают в своих традициях абсолютно все народы России.
Интерес общества к изучению прошлого своей семьи растёт год от года. Так, исследование общественного мнения родителей, проведённое в 2017 году Национальной родительской ассоциацией среди 1200 респондентов из 35 регионов России, показало, что интерес к методике написания истории своей семьи занимает второе место после психологических знаний в иерархии тематических потребностей родителей (38 % опрошенных). В опросе 2019 года такую потребность отметили уже 46% родителей.
Другим примером растущего интереса является статистика участников Всероссийского конкурса школьных генеалогических исследований «Моя родословная». В 2014 году в конкурсе приняли участие 285 участников из 36 регионов, в 2015 году–334 участника из 49 регионов, в 2016 году– 599 участников из 56 регионов, в 2017 году – 748 участников из 58 регионов, в 2018 году – 786 участников из 62 регионов, в 2019 году – 1007 участников из 68 регионов.