X
На главную
Мы в твиттереНРА ВконтактеМы в ФейсбукеМы в ЖЖФорум
Интерактивная карта

Октябрь



Родительское просвещение - важный инструмент в обеспечении государственной политики

Алексей Владимирович Гусев, ответственный секретарь Координационного совета Национальной родительской ассоциации.

Наш Съезд посвящён 100-летию со дня рождения величайшего педагога всех времён - Василия Александровича Сухомлинского. Его наследие не только многогранно и глубоко, оно удивительно современно. Именно он определил ключевую основу диалога семьи и школы. А результатом этого диалога Василий Александрович называл счастье ребёнка!

Нет необходимости подробно описывать все процессы и результаты, происходящие в сфере родительского просвещения. Проект решения подробно отражает предлагаемую структуру и систему дальнейших мер и шагов. Остановлюсь на основных принципах и подходах.

Важно формировать культуру родительства, искреннюю потребность учиться родительству, обеспечить возможности родительству учить. Проект решения Съезда направлен на создание необходимых условий.

Очевидна неразрывная связь между семейным воспитанием и родительским просвещением. Качественным и эффективным в современном мире может быть только то семейное воспитание, которое подкреплено специальными, целенаправленными усилиями родителя по формированию и развитию родительских компетенций.

Мы говорим сегодня о стратегической перспективе. Родительское сообщество России уверено в необходимости перенести акцент всей воспитательной и профилактической работы с семьёй с борьбы с последствиями семейного неблагополучия на формирование условий семейного благополучия. Главное условие такого благополучия – это ответственный и компетентный родитель. Предлагаемый перенос акцентов должен повлечь за собой и изменение идеологии работы и функционала и КДН, и опеки. Пора изменить и суть деятельности, и имидж этих органов!

Благодаря сотрудничеству НРА и Министерства просвещения на данный момент проанализированы сотни действующих в России практики родительского просвещения. Нужно отметить, что тема имеет широкое представительство, разнообразные формы. Подробно мы представим итоги анализа после перерыва. Обращу внимание лишь на некоторые факты. Например, 75% всех программ – психолого-педагогического содержания. Или то, что подавляющее большинство из них посвящено работе с родителями дошкольников. Само по себе это и не плохо, но очень важно, чтобы развивалась работа с родителями подростков, профориентационные, историко-культурные и финансово-правовые просветительские программы. Весьма скромно представлены программы по формированию здорового и безопасного образа жизни семьи, работы с родителями, воспитывающими детей с инвалидностью. Можно оправдать недостатком средств то, что информационный продукт в виде методических и информационных пособий имеют только 19% известных нам практик, но как объяснить, что только 47% из них имеют сайты? Приведённые факты говорят, что нам всем предстоит работа и над качеством, и над расширением охватка целевой аудитории, и над содержанием работы.

Родительское просвещение - важный инструмент в обеспечении государственной политики. Если государство провозглашает семью главным действующим лицом в воспитании и обучении, если справедливо ожидает формирования образовательного запроса общества, то нужно дать родителям удочку, а не рыбу. Нужно создать условия для развития родительских компетенций. 

Ни для кого не секрет, что диалог семьи и школы жизненно необходим и важен. А как известно, что кадры решают всё. В нашем зале присутствуют победители Всероссийских конкурсов. Необходимо формировать, развивать профессиональное сообщество людей, работающих с родителями. И мы эту работу уже начали.  Но нужно идти дальше. Считаем, что нужно включить тему работы с родителями в важнейшие направления повышения квалификации педработников. По-прежнему до смешного малым в 2-4 часа в курсе общей педагогики остаётся объём темы «работа с родителями» в педагогических вузах!!!

Говоря о стратегической перспективе, пора, просто необходимо, обратить внимание на развитие семейной формы образования. Сегодня это уже не эксклюзив для отдельных редких случаев. Это право родителей, которым пользуется всё больше и больше наших сограждан. Предлагаю Министерству вместе решать имеющиеся проблемы, не доводя количество нерешённых вопросов до критического уровня.

Выстраивая перспективу, полезно обратиться к прошлому. С 30 декабря 1912 года по 6 января 1913 года в Санкт-Петербурге проходил Всероссийский съезд по семейному воспитанию, в работе которого приняли участие родители, врачи, педагоги и общественные деятели. Одна из главных задач – помочь семье в воспитании детей. Деятельность женщины тогда приравнивали к общественно-полезной деятельности, поскольку она готовит будущих полезных граждан. В то же время отмечалось незнание матерями того, как осуществлять физическое и духовное воспитание – «их этому не учили». На съезде предлагались разные формы работы для оказания педагогической помощи семье: создание курсов для матерей, устройство публичных лекций, родительских клубов.

Съезд высказался за необходимость улучшения и усовершенствования как семейного воспитания, так и общественных организаций, помогающих семье, признав первоначальное воспитание детей совместным делом семьи, общества и государства. Съезд признал необходимым в педагогических целях сплочение родителей, для чего было бы желательно объединение всех существующих родительских организаций во Всероссийский родительский союз.

Прошло 105 лет. Многие вопросы по-прежнему актуальны и на новом этапе общественного развития. Мы видим преемственность в значимости тематики и поэтому предлагаем считать наш с вами сегодняшний съезд Вторым и проводить его впредь не через 100 лет, а каждые 4 года!

Сегодняшний Съезд – мостик от прошлого к будущему. Национальный проект «Образование», паспорт которого утверждён 3 сентября, и включённый в него Федеральный проект «Оказание помощи семьям, имеющим детей» призваны заложить мощный механизм для семейного воспитания дошкольников. Организовывая системную работу с родителями дошкольников, необходимо на её базе отработать механизмы последующей работы и с другими категориями семей и родителей.  Уверен, что в ближайшее время предстоит обеспечить качественный отбор НКО в регионах, и мониторинг потребностей родителей, а затем качества оказываемой ими помощи. Предстоит понять и зафиксировать различия и дополнения функций, уже осуществляемых дошкольными организациями и теми услугами, которые будут оказывать отбираемые в рамках федерального проекта НКО. Важно, что мероприятия нацпроекта должны быть обеспечены специально подготовленными кадрами.

Для развития обсуждаемой сегодня тематики нужно формулировать, уточнять образ родителя, определять терминологию нашего общего дела. Этим важным для дальнейшего развития аспектам посвящены приложения к нашему решению.

Семейное воспитание – это кропотливый и упорный труд. Это та работа, которая должна проводиться родителями и семьёй с раннего детства, даже ещё до рождения ребёнка. Воспитание в семье отличает то, что воспитатель не может получить, и не должен скоропалительно ожидать мгновенной психологической отдачи от своего ребёнка. Мы не можем единовременно проверить, насколько удачны или неудачны были наши старания по взращиванию гражданственности, патриотических начал, духовно-нравственных ценностей. Насколько мы, родители, сумели передать всю ценность и красоту окружающего мира. Насколько мы сами сумели её воспринять и оценить!!! Каждый родитель должен знать, что любой ребёнок нуждается в любви и внимании. Продуманная и упорная родительская работа, ориентированная на лучший опыт педагогики и основанная на целенаправленной самоподготовке, будет способствовать разрушению барьеров непонимания в семье и воспитанию достойных граждан.

Но семья – очень индивидуальное общественное образование. Поэтому и родительское просвещение нуждается в адресном, личностном подходе к каждому человеку, ищущему ответы на сложные вопросы воспитания ребёнка. В этой теме нельзя допускать ни формализма, ни кампанейщины. Она нуждается в специальном профессиональном внимании со стороны педагогов, методистов и организаторов образования.

Просвещение родителей является инструментом, стимулирующим развитие всех субъектов воспитательного и образовательного процесса. Оно вбирает в себя такие направления, как формирование и развитие родительских компетенций, и пропаганда семейных ценностей. Результатом развития родительского просвещения является повышение уровня психологических, педагогических, культурных и общесемейных компетенций родителей, а следовательно, и степени ответственности родителей за воспитание и образование детей, мотивации родителей к участию в жизни образовательных организаций и системы образования в целом. 

Непреходящая значимость семейного воспитания бесспорна. Но ситуацию необходимо видеть в динамике. Ведь семья как институт сама переживает важнейшие трансформационные и далеко не всегда позитивные процессы. Ожидания от воспитательных результатов жизнедеятельности семьи не совпадает с её реальными возможностями. Поэтому актуальным моментом является укрепление института семьи, его развития. Трансляция семейных ценностей и их защита. Поэтому актуальной является необходимость не только работы с «действующими» родителями, но и разработка базового и/или факультативных курсов для старшеклассников и студентов по основам семейной жизни.

Подготовка молодежи к вступлению в брак, к будущей семейной жизни – неотъемлемая составная часть общей системы воспитания. Еще совсем недавно считалось, что молодой человек по достижении определенного возраста уже полностью готов к созданию семьи. Однако обусловленность изменений семьи культурно-исторической динамикой общественных отношений не только не исключает, но и предполагает необходимость специальной подготовки к созданию семьи и семейной жизни. В этом деле важны образы позитивного семьеустройства, долгожителей в браке. Важно транслировать ценностные факты и размышлять о смыслах семейной жизни.

В диалоге семьи и школы наша сила. Укрепляя единство, мы будем неуклонно двигаться к повышению качества жизни семей с детьми. Помогать друг другу в важнейшем, главном деле любого человека – воспитании ребёнка. И всё у нас получится!

 

© 2014-2018 Национальная Родительская Ассоциация Яндекс.Метрика
0.020