X
На главную
Мы в твиттереНРА ВконтактеМы в ФейсбукеМы в ЖЖФорум
Интерактивная карта

Октябрь



Школьники получат «Билет в будущее»

Добрый день, уважаемые коллеги. Я такая же точно мама, как и вы, точно так же самое большое страдание мамы: куда ребеночек пойдет после школы, как ему выбрать такую профессию, чтобы в том момент, когда, например, у нас не останется сил, этот ребенок смог сам выплыть, сам выжить, выдержать конкуренцию, быть востребованным. В общем, как сделать так, чтобы наши дети смогли стать успешными. У каждого из нас свое представление об успехе, кому-то достаточно получить любимую профессию, кто-то хочет завести собственный бизнес, кто-то хочет старт-ап открыть. Возможностей огромное количество. Но настали такие времена, когда мы перестаем быть для своих детей помощниками в выборе. Все происходит с такой бешеной скоростью, вот один только маленький пример: в перечне профессий среднего специального образования за последние несколько лет исчезло треть профессий, то есть треть профессий практически перестало существовать. И в то же время появляется огромное количество профессий, которые даже выговорить трудно – датасаентист, бим-вотчер. Короче говоря, появляются профессии, в которых мы ничего не понимаем.

Как нам помочь детям, как нам помочь самим себе, потому что у каждого из нас тоже наступает огромное количество рисков оказаться в той зоне, где профессия исчезла. Вы, наверное, все знаете, что год назад мы начали (год назад это был эксперимент, сегодня это уже данность) год назад мы начали большой проект, который называется «Открытые уроки проектории», который рассказывает как раз про новые профессии. Когда мы этот проект затевали, мы думали, что какая-то небольшая часть детей захочет его посмотреть, потому что «это же трудно, это же про профессии, это же не Олю Бузову посмотреть в ее Инстаграмме». Первый такой урок про профессии мы провели 1-го сентября. Вы знаете, что к детям вышли главы крупнейших корпораций рассказать о том, что будет происходить с их индустриями. А 45 минут с детьми провел Президент страны, рассказывала им про самые важные, про самые знаковые, про самые, может быть, переломные проекты, которые сегодня создаются в стране и за каждым из которых есть огромное количество новых рабочих мест. Коллеги, мы были потрясены тем, что этот урок в социальных сетях набрал больше 10 миллионов просмотров. То есть никакая Бузова, как выяснилось, не может с этим посоревноваться. Но еще больше мы были удивлены тем, что чуть больше половины – 5,5 миллионов просмотров было в «ВКонтакте», а 4,5 миллиона в «Одноклассниках», то есть там, где, как раз, родители и там, где педагоги. То есть мы поняли, что этот проект нужен и очень важен. Если вы позволите, прежде чем я перейду к следующим словам, мы посмотрим ролик про то, как это происходит сейчас во всех школах, у которых есть широкополосный Интернет.

Уроки проектории стали сегодня уже таким достаточно привычным, почти рутинным занятием. Мы пригашаем самых лучших работодателей, представителей самых интересных индустрий к детям. Но мы понимаем, что просто вдохновить, просто проинформировать – этого мало. У ребенка должна быть возможность потрогать профессию руками. Да, в нашем детстве все это было, мы ходили в учебно-производственные комбинаты, мы приходили на практику, мы работали летом на каких-то легких работах, а сегодня у детей системно такой возможности нет. И одной из самых серьезных задач нашего нового Национального проекта «Образование» становится задача ранней профориентации. Вы знаете, что очень активно сейчас развиваются площадки допобразования, до конца года у нас будет 89 кванториумов. Вы знаете о том, что мы проводим в этом году впервые международный конкурс детских инженерных команд. Вы знаете, как активно у нас сейчас развиваются и принципиально меняются колледжи. Вот только что наша замечательная команда в Будапеште взяла рекордное количество медалей, выиграла и по балльному зачету. Мы пытаемся самыми разными способами показать детям их профессиональные возможности. Мы понимаем, что времена, когда ты один раз выбрал профессию и на всю жизнь – закончились, поэтому нам нужно ребенка не только ознакомить с профессиями, нам нужно прививать ему совершенно новые навыки, которые будут ему полезны независимо от того, сколько раз он поменяет профессию. Он должен уметь работать в команде, он должен уметь защитить свою идею, он должен вообще уметь работать в мультипредметной среде. Вот это то, чем сейчас современные профориентационные проекты должны заниматься, и те навыки, которые должны внедряться и в детскую и, что самое важное, в педагогическую аудиторию.

Один из проектов, который как раз был сегодня проанонсирован – это проект «Билет в будущее», который должен стартовать в этом году, и в котором ключевое слово «профпроба». Это как раз возможность ребенку потрогать профессию руками. Что это такое – профпроба? Какой она может быть? И как вообще ребенку до этой профпробы добраться? Мы в этом году на базе уже существующих проектов и с учетом нового поручения Президента «Билет в будущее» начинаем создавать Единую национальную систему профориентации, где «Билет в будущее» станет базой этого проекта, этой общей платформы. Мы предполагаем, что такой подход к профессии – предпроф, что называется – должен разделиться на 3 больших стадии, каждая из которых сама по себе тоже большой проект, с которым нам всем еще предстоит работать. Сначала ребенок должен понять, чего он хочет и хочет ли вообще. Я думаю, что все вы так или иначе сталкивались с огромным количеством всевозможных профтестов, диагностик, но никто не знает, что с этим потом делать. Даже, если ребенок прошел самый лучший тест и даже, если он получил рекомендации, куда потом с этими рекомендациями бежать? Надо ли к этому профтесту относиться, как к пути, с которого нельзя свернуть? И какие они вообще бывают, эти профтесты? Огромный кусок работы, мы очень плотно взаимодействуем сейчас с Центром гуманитарных технологий, который создан больше 30 лет назад на базе кафедры психологии МГУ. Это, наверное, единственная площадка в стране, которая не прерывала свою работу, несмотря на все изменения в нашей стране. У них наработано большое количество всевозможных (я не люблю слово «профтест») всевозможных методик самоопределения.

Проект «Билет в будущее» предполагает, что в него будут включаться дети, начиная с 6-го класса. Но, как говорят наши коллеги-психологи, в 6-м – 7-м классе дети зачастую в принципе не имеют навыков выбора. Даже, когда он идет в магазин за хлебом, ему мама на бумажке пишет: купить булку белую такую, колбасу такую. У ребенка, на самом деле, нет навыка делать выбор. И что нам предлагают наши коллеги: начиная работу с профессиональным самоопределением, учить ребенка тому, что ему придется в жизни все время выбирать.

Наши коллеги, опять же, рекомендуют нам вести тестирование на самоопределение не для того, чтобы сделать какой-то вывод, а для того, чтобы и мама, и педагог могли посмотреть, во-первых, уровень мотивации ребенка: хочет он или не хочет. Вы знаете, что это сейчас очень серьезная проблема, огромное количество детей не хочет ничего. И наша с вами задача - и как родителей, и как педагогов – работать над их мотивацией. Потому что, когда ребенок не хочет, как бы ты перед ним не прыгал, очень трудно будет научить его какой-то деятельности. Поэтому мы относимся к этой большой части, которая называется «Самоопределение» или «Подходы к самоопределению», как к возможности мамы и педагога просто посмотреть на то, в какой стадии ребенок сейчас находится: хочет выбирать – не хочет выбирать, готов он уже понять, то ему интересно – не готов. Вы знаете о том, что мы все идем к цифровому будущему, уже сейчас мы все оставляем массу цифровых следов и в социальных сетях, и у себя в аккаунтах. Мы предполагаем, что если мы начнем потихонечку приучаться себя тестировать на самоопределение, у ребенка будет накапливаться его цифровой след, и мама-папа, бабушки-дедушки всегда смогут посмотреть (если тестировать ребенка достаточно регулярно, хотя бы раз в год), какой путь он проходит, какой выбор ему уже дается легче, как он меняется. Я, например, когда училась в школе, я в каждом классе собиралась заниматься совершенно разными вещами: в 6-м классе мне хотелось заниматься только математическими, потом только литературой, потом только географией. Это совершенно нормально, когда ребенок проходит разные периоды увлеченности. Но точно так же правильно, чтобы у родителей была возможность в хорошем смысле слова подсматривать за этим процессом. И это как раз позволяют делать современные методики самоопределения. Вот это большой кусок, к которому нам придется привыкнуть, к тому, что, как зубы почистить, что это нормально – периодически себя проверять на то, где я нахожусь.

Второй большой кусок в этом проекте – это профпробы. Что это такое? На форуме проектория в Ярославле мы отрабатываем этот процесс уже в этом году 6-й год, у нас там работает такой инструмент, который называется «Карусель профессий». Там выстраивается гигантская лаборатория, где целая куча разных индустрий, и ты можешь в течение форума пойти по всем индустриям, попробовать себя в фармацевтике, в космонавтике, в энергетике. И не просто в разных индустриях, ты можешь посмотреть: я – управленец или я – ученый, я – исследователь или мне нравится руками. То есть ребёнок пробует себя в самых разных ролях. Вот это мы и называем профпробами. Мы предполагаем, что в каждом регионе (в этом году у нас таких регионов будет шесть) мы будем проводить фестивали профессий, где массово дети смогут приходить на такую площадку, проходить такую карусель и пробовать себя в самых разных ролях. У нас нет задачи, чтобы ребенок сделал выбор. Не надо заказывать блюдо – надо посмотреть меню, чтобы дети просто понимали, что бывает. И если такая возможность у ребенка будет хотя бы раз в год, это уже большое количество ошибок, которых можно будет потом избегать. Я не так давно была в МГУ, где мы с Виктором Антоновичем вручали награды ребятам 3-4 курса за научно-исследовательские работы. Там такой формат был беседы без галстуков, что называется. И вот встает девочка, только что она получила награду за лучшую научную работу и говорит: «А почему вы делаете проекторию только для школьников? Почему вы для студентов не делаете?» Я говорю: «Так ты же уже выбрала профессию. Мало того, ты уже в этой профессии победительница». Она говорит: «А я только к 3-му курсу поняла, что это не мое, вот как раз в процессе этой работы и поняла: точно работать здесь больше не хочу». И таких историй, коллеги, будет очень много, во-первых, при близком соприкосновении с профессией, а во-вторых, потому что появляется такое большое количество новых возможностей, что у детей будут разбегаться глаза, у нас с вами будут разбегаться глаза. И мы должны давать детям возможность пройти профпробы и на таких фестивалях, и на профтурах, которые мы будем массовым порядком организовывать на самые разные предприятия.

Это второй большой кусок, который ребенку нужно будет проходить, опять же, не для того, чтобы сделать выбор, а для того, чтобы попробовать, на то она и профпроба.

И третий для нас, как для системы образования, самый трудный этап этой работы по профессиональному самоопределению детей: допустим, ребеночек прошел «карусель профессий» и сказал: хочу заниматься ядерной медициной, предположим. И что? Как теперь этим заниматься? Кто ему поможет изучить более подробно все, что с этим связано, посмотреть какие-то вебинары, пойти, может быть, на какую-то олимпиаду. У ребенка должен появиться педагог-навигатор, который будет ему помогать. Это может быть или школьный педагог, или педагог допобразования, или дистанционный тьютер, как, например, возможно, к студенту 5-го курса МИФИ, который учится как раз на ядерной медицине, где человек чуть-чуть постарше его скажет ему: «А ты почитай, вот такая статья вышла интересная, ты посмотри, там научный батл был поэтому поводу». И сейчас для нас самый большой вызов, самая большая задача с Татьяной Юрьевной – помочь нашим педагогам получить навыки навигации. Потому что, конечно, сегодняшние педагоги нацелены, в основном, на то, чтобы дать предмет. Не так давно у меня был такой очень показательный диалог. Замечательный совершенно учитель географии, я спрашиваю у него: «А вы рассказываете детям, в каких профессиях могут пригодиться им знания географии?». И совершенно замечательный, сильный педагог совершенно серьезно мне говорит: «Да ни в каких. Просто будет знать географию».

Мы с Татьяной Юрьевной Синюгиной затеяли сейчас гигантский проект, который называется «Авторские уроки по профориентации». Мы предложили для начала самым смелым педагогам предложить нам дать авторский урок по своему предмету на всю страну: как мой предмет может пригодиться мне в дальнейшей профессии. Как раз в Ярославле на форуме проектория мы соберем победителей этого конкурса. Мы получили, коллеги, 2,5 тысячи заявок, то есть все-таки педагоги, которые понимают, как их предмет может пригодиться в будущем и которые готовы работать не только со своим классом, а и со всей страной –таких педагогов у нас очень много. Мы даже хотим пойти дальше: мы хотим педагогам предложить возможность вместе с теми же главами корпораций, которых вы сейчас видели, дать совместный урок. Я бы предложила, например, учителю географии вместе с компанией РЖД проложить маршрут скоростной дороги Москва-Казань и показать, что такое экономическая география: если проходит поезд через 7 регионов, как он задевает при этом, как он меняет географию страны.

Проект «Билет в будущее» стартует уже в этом году. Несмотря на то, что осталось аж целых 2,5 месяца, но мы рассчитываем уже в ноябре провести в 6-ти пилотных регионах фестивали профессий, посмотреть, как на больших аудиториях детей, потому что одно дело в Ярославле, где 500 детей, другое дело мы хотим хотя бы тысяч по 5, по 7 детей пропускать через такие фестивали и посмотреть обратную реакцию детей, потестировать детей до прихода на площадку и после, посмотреть, как у них изменилось представление о том, что им нравится. Он вчера мог думать, что ему нравится медицина, а тут вдруг выяснится, что ему искусственный интеллект нравится. Коллеги, пока честно вам могу сказать, у нас вопросов по этому проекту у самих больше, чем ответов, именно поэтому этот год – 2018-й – будет пилотным для проекта. Мы очень рассчитываем на вашу заинтересованную реакцию, на ваше заинтересованное участие. Мы открыты для любых ваших предложений и замечаний, потому что честно можем сказать: по этому пути не ходил никто, такого гигантского проекта не было еще никогда. Поэтому не исключено, что мы где-то что-то можем недосмотреть, не увидеть. Очень хотим понимать домашнюю реакцию детей, то, что они не скажут нам и, может быть, мы не поймаем на уровне тестов, но то, что они расскажут вам дома после того, как пройдут через эту систему. Так что стартуем. Спасибо.

© 2014-2018 Национальная Родительская Ассоциация Яндекс.Метрика
0.020