Родился 31 декабря 1975 года в городе Москве в семье актёров московского театра «Эрмитаж» Людмилы Балахоновой и Владимира Гусева. В 1992 году окончил среднюю школу № 943 г. Москвы с золотой медалью. Сразу по окончании стал работать в родной школе. В 1997 г. окончил Российский государственный гуманитарный университет по специальности «историк-архивист» (с отличием). 2005 г. – кандидат исторических наук. Тема диссертации «Личность и мировоззрение царя Алексея Михайловича в отечественной историографии 19-20 вв.»
1993-2001 гг. – учитель истории ГОУ СОШ № 943 г. Москвы;
1999-2007 гг. – председатель Совета молодых учителей города Москвы;
2001-2002 гг. – директор школы № 1169 г. Москвы;
2002-2007 гг. – директор школы № 981 г. Москвы;
2005-2006 гг. – активный участник создания Общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание»;
2004-2007 гг. – депутат муниципального собрания внутригородского муниципального собрания «Москворечье-Сабурово» в городе Москве;
22.01.2007 г. – 01. 08. 2011 г. – первый заместитель руководителя Департамента семейной и молодёжной политики города Москвы, автор программы «Молодежь Москвы 2009-2011 гг.», Закона о молодежи города Москвы, нескольких десятков нормативно-правовых актов в сфере государственной молодёжной политики города Москвы.
12. 2011 г. – 28.10.2014 г. – помощник заместителя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ Л. И. Швецовой. Руководитель разработки федеральных информационно-аналитических пакетов по подготовке Закона «Об образовании в Российской Федерации», проблемам молодёжной политики, детских и молодёжных объединений, психологической помощи населению и других.
11.02.2013 г. – 30.06.2015 г. – заместитель, советник министра образования Московской области.
24 мая 2013 г. на учредительном съезде общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» (НРА) избран ответственным секретарем Координационного совета НРА.
12 мая 2015 г. – избран членом регионального Штаба ООД «Общероссийский народный фронт «ЗА РОССИЮ» в городе Москве, модератор площадки “Демография”. Эксперт федеральных площадок ОНФ «Образование» и «Демография».
2016-2019, с 2022 гг. – член Координационного совета Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»
26 мая 2016 г. – избран членом Президиума Общества русской словесности.
2014-2016 гг. – эксперт грантовых конкурсов Президентских грантов (Союз пенсионеров России, Лига здоровья нации, Общество “Знание России”), член конкурсной комиссии по предоставлению грантов Президента Российского союза молодёжи.
2015-2017 гг. – член Совета при Президенте РФ по реализации «Национальной стратегии действий в отношении детей на 2012-2017 гг.»
С 29 декабря 2018 г. – руководитель рабочей группы “Инфраструктура детства” при Координационном совете при Правительстве РФ по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства.
2017-2021 гг. – член Общественного совета проекта ВПП “Единая Россия” “Здоровое будущее”.
А. В. Гусев входит в состав Коллегии Министерства просвещения России, федеральных учебно-методических объединений по общему образованию и по направлению «социальная работа», Общественного совета при Министерстве просвещения Российской Федерации по проведению независимой оценки качества, Совета Минпросвещения России по учебникам, Федерального учебно-методического объединения по общему образованию и ряд других совещательно-консультативных органов. Член жюри Всероссийского профессионального конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы», Всероссийского конкурса «Воспитатель года», Оргкомитета Всероссийского конкурса «Учитель года».
В 2013 году была создана Национальная родительская ассоциация – крупнейшее объединение родителей и родительских просветительских организаций из всех регионов России. Создание НРА было поддержано Президентом России В.В. Путиным. А. В. Гусев руководит НРА с момента создания по настоящее время.
За время своего руководства ассоциацией А. В. Гусев стал автором трёх главных направлений работы организации – родительское творчество, родительское просвещение и родительская экспертиза, участником разработки и организатор широкого общественного обсуждения проектов концепции единого учебника истории, государственной семейной политики, развития дополнительного образования детей, стратегии воспитания и других документов стратегического планирования Российской Федерации. Развивает работу НРА в качестве главной площадки для формирования консолидированного мнения, выявления и продвижения лучших практик работы по повышению родительских компетенций, позиционирования опыта благополучных семей в семейном воспитании.
А. В. Гусев – сторонник формирования в обществе солидарной ответственности родителей и государства за воспитание детей, создания системы профилактики семейного неблагополучия, основанной на развитии родительского просвещения – самостоятельного направления в образовании. Родительское просвещение – основа для формирования осознанного родительства, вовлечения родительской общественности в процесс принятия управленческих решений на всех уровнях. Ежегодно, начиная с 2016 г., под руководством А. В. Гусева проводится серия профессиональных конкурсов для специалистов по работе с родителями: Всероссийский конкурс Центров и программ родительского просвещения, Всероссийский конкурс образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями и Всероссийский конкурс методических разработок уроков, посвящённых семье и традиционным семейным ценностям. Проводится ежегодная Всероссийская конференция по вопросам семейного воспитания и родительского просвещения «Школа одарённых родителей», а также Общероссийское родительское собрание с участием Министра просвещения Российской Федерации. Большое внимание Алексей Владимирович уделяет развитию в обществе системы знаний и мероприятий об истории семьи, рода, родного края. С 2014 года проводится всероссийский конкурс семейных генеалогических исследований «Моя родословная», реализуется проект «Наш краеведческий музей. Перезагрузка», издаются методические и информационные сборники.
В 2014-2021 гг. организатор, ведущий восьми Общероссийских родительских собраний с участием Министра просвещения России. С 2016 года является модератором ежегодной Всероссийской конференции по вопросам семейного воспитания и родительского просвещения «Школа одарённых родителей». В 2018 году А. В. Гусев был ведущим Всероссийского съезда по вопросам родительского просвещения и семейного воспитания, посвящённого 100-летию со дня рождения В. А. Сухомлинского. В 2017-2019 гг. – А. В. Гусев ведущий спикер Всероссийского форума молодых семей.
В 2020-2022 гг. – А. В. Гусев организатор серии 50 семинаров-совещаний по тематике «Языки народов Российской Федерации в системе общего образования Российской Федерации», а также комплекса мероприятий, направленных на вовлечение родителей (законных представителей) обучающихся в образование по вопросам преемственности поколений и формирования этнокультурной среды как базовых основ сохранения и развития языков народов Российской Федерации.
Награды:
1997 г. – медаль «В память 850-летия Москвы»
2003 г. – медаль «80 лет Госкомспорту России»
2005 г. – медаль «100 лет профсоюзам России»
2006 г. – лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования
2009 г. – медали «За труды в просвещении», «За жертвенное служение», «20 лет вывода советских войск из Афганистана»
2010 г. – медаль «За активную военно-патриотическую работу»
2010 г. – Почётный работник сферы молодёжной политики Российской Федерации
2010 г. – общественный орден «За обустройство земли Российской» II степени
2014 г. – медаль «Патриот России»
2017 г. – благодарность Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
2020 г. – медаль Президента Российской Федерации «За бескорыстный вклад в организацию Общероссийской акции взаимопомощи «#МыВместе»
Семейное положение:
Женат. Супруга Грецкая Наталья Анатольевна, учитель математики. Отец троих детей: дочь Мария (1999 г.р.), сын Егор (2011 г.р.), дочь Екатерина (2014 г.р.)
Хобби:
Путешествия, огород, обустройство семейного музея, чтение литературы по философии и россиеведению.
Коллегиальные органы, в которых работает ответственный секретарь Координационного совета НРА А. В. Гусев (на 01.01.2023 г.)
- Координационный совет Российского движения школьников
- Президиум Общества русской словесности
- Региональный штаб общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» в городе Москве
- Организационный комитет Всероссийского конкурса «Семья года»
- Рабочая группа «Современная инфраструктура детства» Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства (руководитель. Член Координационного совета)
- Член Совета Ассамблеи народов России
- Член Президиума Всероссийского движения «Матери России»
Коллегиальные органы Министерства просвещения России
- Коллегия Министерства просвещения России
- Общественный совет по независимой оценке качества образовательных услуг при Минпросвещении России
- Общественно-деловой совет Национального проекта «Образование»
- Совет по федеральным государственным образовательным стандартам общего образования и среднего профессионального образования
- Федеральное учебно-методическое объединение по общему образованию
- Федеральное учебно-методическое объединение по среднему профессиональному образованию
- Научно-методический совет по учебникам
- Оргкомитет Всероссийского конкурса «Учитель года России-2022»
- Межведомственная рабочая группа по предотвращению криминализации подростковой среды
- Комиссия по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц по вопросам отбора во всероссийские детские центры «Орленок», «Океан», «Смена» и международный детский центр «Артек» по специальной квоте.
- Всероссийский родительский совет при Минпросвещения России
- Федеральный штаб родительского контроля за организацией капитального ремонта и строительства новых объектов образования
- Конкурсная комиссия по проведению Конкурсного отбора на предоставление в 2022 году из федерального бюджета грантов в форме субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в рамках федерального проекта «Искусственный интеллект» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
Библиография научных трудов Алексея Владимировича Гусева
2003 г.
1. Гусев А. В. Человек в истории: царь Алексей Михайлович // Преподавание истории в школе. – 2003- № 5. С. 30-36.
2. Гусев А. В. Личность и мировоззрение царя Алексея Михайловича в отечественной историографии XIX-XX вв. // Рукопись депонирована в ИНИОН РАН № 57829. 11.03.2003.
2005 г.
3. Гусев А. В. Царь Алексей Михайлович и иностранная культура// Россия и мир глазами друг друга: из истории взаимовосприятия. 2005.- Вып. 3.
4. Гусев А. В. Личность и мировоззрение царя Алексея Михайловича в отечественной историографии XIX-XX вв. Автореф. дисс на соиск. Учёной степени кандидата исторических наук.- 25 с.
2008 г.
5. Гусев А. В. Государственная молодёжная политика в городе Москве: устойчивое развитие// Молодёжь Москвы: проблемы и перспективы развития. – М., 2008. Сборник научных статей. – С. 7-11.
6. Кавокин С. Н., Гусев А. В. Учебное пособие по социальной, профессиональной адаптации, профессиональному консультированию и профессиональному трудоустройству стулентов из числв лиц с ограничениями. Ч. 1. – М., 2008 – 168 с.
2010 г.
7. Молодёжная политика Москвы: Сборник нормативных правовых актов/ Сост. Гусев А. В. 300 с.
2011 г.
8. Гусев А. В. Информационная политика в отношении молодёжи: проблемы историоргафии. Ярославль-Москва, 2011. – 160 с.
2012 г.
9. Гусев А. В. Теории и концепции молодёжи России кон. ХХ – нач. ХХI вв.//Проблемы и перспективы развития современной гуманитаристики: история, филология, философия, искусствоведение, культурология. Сборник трудов II Международной дистанционной научно-практической конференции. – Ростов-на-Дону, 2012. – С. 6-19.
10. Гусев А. В. Эволюция концепции государственной молодёжной политики: от СССР к современной России// Научная дискуссия: вопросы социологии, политологии, философии, истории. Материалы VI международной заочной научно-практической-конференции. Ч. 1. .- С. 5-15
11. Гусев А. В. Информация для молодёжи – важнейший аспект концепции молодёжной политики (от советского прошлого к современной России)// Социология, политология, философия и история: современные тенденции развития. – Новосибирск, 2012. – С. 6-13.
12. Гусев А. В. Молодёжная политика как важнейший элемент повседневности: из истории формирования концепций//Гуманитарные аспекты повседневности: проблемы и перспективы развития в XXI веке. Материалы III всероссийской научно-практической конференции. – Воронеж, 2012. – С. 7-14.
13. Гусев А. В. Профилактика и преодоление семейного неблагополучия: опыт и перспективы.- М., 2012. – 308 с.
2013 г.
14. Государство и общественное развитие: исторические предпосылки и современные проблемы. – Коллективная монография – М., 2013.- 148 с.
15. Гусев А. В. К вопросу об эволюции информационной политики в отношении молодёжи в России второй пол. 1980-2000-х гг.//Сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции «Законность и правопорядок в современном обществе». – Нсб., 2013.- С. 116-126.
16. Гусев А. В. Формирование новых политических и гражданских ценностей молодёжи и информационная политика в России начала XXI века//Культура. Духовность. Общество. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции.- Нсб., 2013. С. 196-208.
17. Гусев А. В. Об основных направлениях исследований проблем молодёжи в России в 1990-2000-х гг.//Молодёжная политика, воспитательная и патриотическая работа: практика XXI века.- М., 2013.- С. 5-20.
2020 г.
18. Гусев А. В., Хамраева Е. А. Лингводидактические условия создания речевой среды
в семье и школе как способ сохранения родного языка.- Мир русского слова.- 2020. — № 4. – С. 105-110.
19. Гусев А. В., Кравец М.В., Слепа К.А.. Лар М.Л. Языковая политика в системе образования субъекта Российской Федерации. Из опыта работы Ямало-Ненецкого автономного округа.- Педагогический журнал.- 2020. – № 4.- С. 88-97.
20. Гусев А. В. Об актуальных вопросах вовлечения родителей (законных представителей) обучающихся в обучение языкам народов Российской Федерации (нормативно-образовательный аспект).- Право и образование.-2020.- №12.- С.4-13.
21. Гусев А. В., Шаалы А.С. О роли семьи и родителей (законных представителей) обучающихся в воспитании национальной идентичности на основе изучения родного языка. Из опыта этнокультурного образования в Республике Тыва.- Гуманитарные науки.-2020.- №12-2. – С.78-82.
2021 г.
22. Гусев А. В., Хачикян Е. И. Роль традиционных праздников в формировании родительских компетенций в вопросах этнокультурной идентичности.- Гуманитарные науки.- 2021.- №4.- С. 61-66.
23. Гусев А. В., Хачикян Е. И. Предметы «Русский родной язык» и «Литература на родном (русском) языке» как инструменты формирования у обучающихся семейных ценностей и позитивных детско-родительских отношений.- Современное педагогическое образование.- 2021.- № 10.- С.86-90.
2022 г.
24. Гусев А. В., Хачикян Е. И. , Масленникова О.В., Филимонова Т.И., Семкова И.В. Интеграция детей-инофонов в российское образовательное пространство: лингвистическая и социокультурная адаптация. – Современное педагогическое образование.- 2022. № 6.- С.298-304.
25. Гусев А. В., Ядровская Е.Р. Об актуальных практиках развития мотивации у школьников к изучению родного языка и литературы и перспективах вовлечения в них родителей. – Казанский педагогический журнал .- 2022. – № 3. – С. 177-184.